Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 29 ответов на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория v1.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

3)Общенародная  собственность – она предлагает  принадлежность всего общественного  состояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. Такая форма собственности была закреплена в России конституцией и была формой без содержания.

Согласно гражданского кодекса РФ в России закреплены следующие  виды и формы собственности:

  1. Государственная. Формы федеральные и субъекта федеральные;
  2. Муниципальная. Формы собственности городов, посёлков, сёл;
  3. Частная. Формы собственности граждан и предприятий;
  4. Общественная. Формы собственности церквей, партий, различных общественных организаций.
 
 
 

8. Понятие блага и классификация благ.

Благо это средство для удовлетворения потребностей. Существуют различные классификации благ, рассмотрим классификации благ исходя из важнейших  критериев:

1)Экономические  и не эконом. блага.

Эк. блага –  это ограниченные блага, которые  образуются в результате производства.

Не эк. блага  – это такие, которые по  сравнению  с экономическими являются безграничными. Распределение неэкономических  благ осуществляется в результате простого присвоения.

2)Потребительские  и производственные блага:

Потреб. блага – (прямые блага, блага низшего порядка, предметы потребления). Эти блага предназначены для удовлетворения индивидуальных потребностей человека.

Произв. бага -  (косвенные, благо высшего порядка, средство производства). – это используемммые в процессе производства ресурсы.

3)Частные и  общественные блага:

Частные – это  те, за которые кто-то конкретно заплатил.

Общественные  – те которыми пользуются все без  исключения граждане страны.

Богатство - это  всё то, что люди ценят. Понятие  богатства нельзя отождествлять с понятием материальных благ. Понятие богатство зависит от оценок людей. 
 

9. Экономический продукт, теория предельной полезности.

Экономический продукт - это всё то, что производится, создается, используется в экономике.

Продукция –  это материально-вещественный продукт, созданный в процессе материального производства.

Работа –  это продукт экономической деятельности, полезный и нужный её результат, подлежащий оценке и оплате.

Услуга –  это вид работы экономической  деятельности результатом которой является изменение качества уже существующих произведенных благ.

Товар – это  продукт, произведенный с целью  продажи или обмена.

В проблеме товара и его свойств каждая экономическая  школа подходила со своей методологией. Представителем классической школы создали так называемую трудовую теорию стоимости, согласно которой, товар обладает 2 свойствами:

  1. качественным или потребительской стоимостью;
  2. количественным свойством или меновой стоимостью;

Потребительская стоимость – это свойство товара быть полезным человеку, т.е. удовлетворять его потребности.

Качественные  свойства различных товаров нельзя сравнивать, т.к. они удовлетворяют  разные потребности.

Меновая стоимость  – это количественное отношение, в котором потребительские стоимости  одних товаров обмениваются на потребительские стоимости других товаров.

Согласно трудовой теории стоимости в основе это  обмена лежит труд. Представитель  теории предельной полезности утверждали, что стоимость или ценность товара определяется не затратами труда  на его производство а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.

Основные положения  теории предельной полезности.

  1. Стоимость единицы какого либо блага определяется степенью важности той потребности, которая удовлетворяется при помощи этой единицы блага, а не затратами труда.
  2. Субъективная ценность блага определяется ценностью последней имеющейся в наличие единицы удовлетворяющий наименее настоятельную потребность.
  3. Субъективная оценка полезности какого-либо блага зависти от двух факторов:

    а) от степени  редкости блага;

    б) от степени  насыщения потребности в нём;

Экономический товар включает в себя одновременно и блага и затраты; эти качества товаров проявляются как их полезность, редкость и ресурсоемкость. – англ. экономист Маршал. 
 
 

10. Цена и её функции.

Цена – это количество денег, которые покупатель платит продавцу за единицу товара.

Функции:

  1. Измерительная – это первичная функция, т.к. с помощью цены измеряется ценность единицы товара;
  2. Регулирование производства и обращение товаров посредством уравновешивания спроса и предложения. Это центральная функция в рыночной экономике. Согласно Смитту цена – это “невидимая рука”, регулирующая рынок.
  3. Стимулирующая – т.е. заинтересовывающая производителей производство выгодной рентабельной продукции и угрожая разорением убыточному бесприбыльному производству;
  4. Социальная – от неё зависит объем и структура потребления материальных благ и услуг, потребительский бюджет.
 
 

11. Понятие денег, теория денег

Деньги это  товар, на который можно обменять любой другой товар. Это всеобщий эквивалент. Это способ всеобщего выражения экономической ценности благ.

Существует рационалистическая и эволюционная концепции на сущность и происхождение денег. Согласно рационалистической концепции деньги есть результат соглашения между  людьми т.е. деньги – это искусственно социальная условность. Согласно эволюционной концепции происхождение денег, история их возникновения есть результат развития общественного разделения труда обмена товарного производства. Согласно этой концепции деньги есть товар особого рода, выполняющего роль всеобщего эквивалента. Современные экономисты выводят сущность денег исходя из их функций. Деньги – это то, что используется как деньги. Существует следующее направление теории денег:

  1. Металистическое направление - при этом деньги рассматриваются как товар, обладающей собственной внутренней стоимостью, при этом в качестве денег используют монеты из драгоценных материалов.
  2. Номиналистическое направление – оно отрицает товарную природу денег и их связь с благородными металлами. Считают что деньги – это условность, счётная единица.
  3. Количественная теория денег – она представлена уравнением обмена или формой Фишера: M * V = P * Q           M – масса денег, находящаяся в обращение; V – это скорость обращения денег; P – это цена блага; Q – количество благ;

Современная концепция  денег определяется следующим:

  1. устойчивость современных денег определяется не золотом, а их редкостью;
  2. деньги – это абсолютно ликвидный товар. Ликвидный товар – товар способный к быстрой реализации.
 

12. Условия возникновения рынка, функции рынка.

Рынок – это  всё организационное производство, юридические, материальные механизмы  и институты, обеспечивающие обмен  товарами, всё, что соединяет продавца и покупателя в их стремлении к  увеличению своего богатства.

  1. Общественное разделение труда;
  2. Экономическая обособленность производителей;
  3. Свободный обмен ресурсами;

Функции рынка:

  1. Информационная – через постоянно меняющиеся цены процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом  количестве ассортимента и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынке;
  2. Посредническая – рынок определяет на сколько взаимовыгодна является та или иная технология и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства;
  3. Ценообразующая – устанавливает подвижную взаимосвязь между стоимостью и ценой;
  4. Регулирующая – даёт ответ на вопросы: Что? Как? Для кого?
  5. Санирующая – очищает с помощью конкуренции общественное производство от нежизнеспособных хозяйственных единиц, даёт развитие более предприимчивым и эффективным.
 
 
 

13. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства.

Основным субъектом  рыночного хозяйства принято  делить на 4 группы:

  1. домашнее хозяйство;
  2. предприятие;
  3. банки;
  4. государства;

1. Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц которая:

      1. обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;
      2. самостоятельно принимаемое решение;
      3. является собственником какого либо фактора производства;
      4. стремится максимально удовлетворить своих потребителей;

2. Предприятие  – это экономическая единица,  которая:

  1. использует факторы производства для изготовления продукции с целью её продажи;
  2. стремится к максимизации прибыли;
  3. самостоятельно принимает решения;

3. Банк – это  самостоятельное кредитное учереждение, регулирующее денежные массы необходимые для нормального функционирования рынка.

4. Государство  – представлено правительственными  учреждениями, осуществляющее юридическую  и политическую власть для  обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Объектами рыночного  хозяйства являются: товары и услуги, факторы производства, деньги, налоги, кредит, дотации, льготы, ценные бумаги и др.

Рынок – это  система экономических отношений, складывающаяся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. 
 
 
 
 

14. Сущность потребностей и их классификация.

Потребность –  это наука в чём-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Потребности можно  разделить на первичные и вторичные. Первичные или низшие потребности  – это потребности в еде, питье, одежде и т.д. Вторичные или высшие потребности – это духовные потребности, к ним относятся потребности образования, культуре, спорте и т.д. Потребности могут быть первой необходимости и потр. в предметах роскоши. Потребности безграничны. Научно-технический прогресс стимулирует новые потребности людей и общества в целом. 

Пусть потребитель  выбирает товар один в кол-ве q1 и товар два в количестве q2. (q1, q2) образует потребительскую корзину. Каждый продукт удовлетворяет ту или иную потребность, т.е. обладает определенной полезностью. Существует кардиналистическая и ординалистическая концепции потребительского поведения. Кардиналис. конц. - измеряет полезность блага определенным числом. Ординалис. концеп. – основывается на предпочтениях потребителей при этом применяется ранжирование полезности благ. Блага, имеющие первые, вторые и т.д. номера, обладают большей полезностью.

Для оценки полезности благ применяется величина “ютила”  – она представлена числом, с  которым можно совершать любые  арифметические действия. Оценивая полезность тех или иных благ потребитель ограничен в своём выборе целым рядом факторов:

  1. доходы;
  2. цена;
  3. воспитание;
  4. законы;   и  др. факторы.

Различают общую  полезность и предельную полезность. Общая полезность обозначается TV – это сумма полезностей всех благ, имеющихся у потребителя. Предельная полезность обозначается MV (маргинальная полезность) – это приращение общей полезности при увеличение благ на одну единицу.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"