Себестоимость продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость является основой определения цен на продукцию.
Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена.
Поэтому с одной стороны, себестоимость характеризует проблему простого и расширенного воспроизводства. Все понесенные в процессе выпуска продукции затраты должны быть возмещены, в противном случае предприятие окажется не в состоянии продолжать свою деятельность.

Содержание

Введение 3-4
1. Формирование себестоимости продукции 5-8
1.1. Понятие себестоимости продукции 5-6
1.2. Виды себестоимости 6-8
2. Снижение себестоимости продукции 9-16
2.1. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции 9-12
2.2. Пути снижения себестоимости продукции 12-16
3. Методы учёта затрат и калькуляции себестоимости 17-31
3.1. Нормативный метод 17-18
3.2. Позаказной метод 18-23
3.3. Попроцессный метод 23-28
3.4. Попередельный метод 28-31
Заключение 32-33
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 58.49 Кб (Скачать)

       ВВЕДЕНИЕ

       Себестоимость является основой определения цен  на продукцию.

       Чтобы выдержать острую конкуренцию и  завоевать доверие покупателей  предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции  и ее цена.

       Поэтому с одной стороны, себестоимость характеризует проблему простого и расширенного воспроизводства. Все понесенные в процессе выпуска продукции затраты должны быть возмещены, в противном случае предприятие окажется не в состоянии продолжать свою деятельность.

       Отсюда  определим, что цена продукции – центральная распределительная категория экономики, изначально формируется на основе величины себестоимости. Себестоимость продукции, таким образом, служит основой экономических связей между экономическими агентами.

       С другой стороны, предприятие – это  часть, элемент больших систем (экономики  региона, отрасли, страны в целом). Как  известно, каждый элемент должен соответствовать требованиям системы, а не наоборот. Связь предприятия с остальной системой (другими хозяйствующими субъектами) осуществляется как раз через категорию цены.

       Следовательно, цена продукции предприятия, если она  исходит только из себестоимости, может  не отражать тех требований, которые  предъявляются со стороны внешней  среды. Завышенная цена также обуславливает ликвидацию предприятия из-за отсутствия спроса на его продукцию.

       Разрешить эту проблему предприятие может только на основе минимальной себестоимости. Чем меньше будут издержки производства, тем больше вероятность адекватно вписаться в экономику региона и страны в целом, реализовывать миссию фирмы и добиваться необходимого объема и нормы прибыли.

       Итак, себестоимость продукции есть основа всех хозяйственных связей, а ее снижение является ключевым фактором рыночного успеха предприятия, тем  более в условиях цивилизованных, упорядоченных рыночных отношений, которые формируются в нашей  стране. Это определяет актуальность и значимость выбранной для настоящей  работы темы, как исходя из теоретических  положений, так и с практической точки зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      1. Формирование себестоимости продукции

       1.1. Понятие себестоимости продукции                          

       В хозяйственной практике для определения  величины издержек производства используется важнейшая экономическая категория – себестоимость продукции (экономические издержки).

       Себестоимость продукции, работ или услуг, представляет стоимостную оценку используемых в  процессе производства продукции природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

       Таким образом себестоимость продукции  – текущие затраты предприятия  на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. С целью систематизации множества разнообразных затрат на производство и реализацию продукции осуществляется классификация затрат.

       Различают 2 основные системы классификации: 

       1. по экономическим элементам –  для составления сметы затрат  на производство, определения общей  потребности предприятия в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, определения структуры себестоимости; 

       2. по статьям калькуляции – для  определения себестоимости и  цены единицы продукции.

       Группировка затрат по экономическим элементам:

       1. материальные затраты (за вычетом  стоимости возвратных отходов);

       2. оплата труда;

       3. отчисления на соц. нужды;

       4. амортизация ОФ предприятия; 

       5. прочие затраты. 

       Основным  признаком группировки является однородность экономического содержания затрат. Группировка является единой и обязательной для всех предприятий  и отраслей.

       В зависимости от того, какие элементы затрат в себестоимости являются преобладающими, различают: материалоёмкие отрасли (чёрная металлургия, машиностроение, пищевая промышленность), трудоёмкие (угольная, машиностроительная, лесозаготовочная, – преобладают затраты на оплату труда), капиталоёмкие (нефте-, газодобыча, гидроэлектростанции, – преобладают амортизационные затраты), энергоёмкие (цветная металлургия – затраты на электроэнергию).

       Данная  классификация подчёркивает специфику  производства и показывает за счёт каких затрат в первую очередь  можно достичь уменьшения себестоимости  продукции.

       1.2. Виды себестоимости

       Предприятие в процессе своей деятельности совершает  материальные и денежные затраты  на простое и расширенное воспроизводство  основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.

       По  объему учитываемых затрат различаются  три вида себестоимости:

       - цеховая себестоимость, включающая  в себя затраты на производство  продукции в пределах цеха, в  частности прямые материальные  затраты на производство продукции,  амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных  рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация  цехового оборудования, общецеховые  расходы;

       - производственная себестоимость  (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости,  включает в себя общезаводские  расходы (административно-управленческие  и общехозяйственные затраты)  и затраты вспомогательного производства;

       - полная себестоимость, или себестоимость  реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную  себестоимость продукции (работ,  услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные  затраты).

       Её  реальное определение на предприятии  необходимо для:

       - маркетинговых исследований и  принятия на их основе решений  о начале производства нового  изделия (оказания нового вида  услуг) с наименьшими затратами;

       - определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

       - ценообразования;

       - правильного определения финансовых  результатов работы, а соответственно  и налогообложения прибыли.

       Кроме того, различают плановую и фактическую  себестоимость.

       Плановая  себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей  на этот период. Фактическая себестоимость  определяется в конце отчетного  периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость  и фактическая себестоимость  определяются по одной методике и  по одним и тем же калькуляционным  статьям, что необходимо для сравнения  и анализа показателей себестоимости.

       Таким образом, изучение себестоимости продукции  позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли  и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции  недостаточно знать лишь определение  этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение статей затрат предприятия, включаемых в себестоимость.

            

                     2. Снижение себестоимости продукции

       2.1. Факторы и резервы снижения себестоимости продукции     

       Факторы снижения себестоимости продукции  представляют собой те причины, под воздействием которых может быть обеспечена минимизация затрат на производство товаров и услуг, т.е. реализован тот или иной резерв снижения себестоимости продукции. Поэтому, при выявлении факторов снижения себестоимости, одновременно определяются также и соответствующие им резервы.

       Динамика  затрат на сырье и материалы может  зависеть от трех факторов: изменение  цен на материальные ресурсы, пересмотр  норм расхода, увеличение или уменьшение расхода материалов по техническим  условиям. Если речь идет о полуфабрикатах, то к этим факторам относят изменение  трудоемкости их механической обработки, а также сборки в готовое изделие, и сдвиги цен.

       Размеры перерасхода (или экономии) по этим статьям определяются, исходя из размера  непроизводительных потерь материала  из-за отклонения технических условий  от оптимальных. Влияние изменения  цен и норм расхода можно определить методом прямого счета.

       Колебания уровня себестоимости по статье "полуфабрикаты" (трудоемкость сборки) рассчитывается на основе фактической и плановой трудоемкости сборки единицы покупного  изделия и часовой ставки рабочего-сборщика; а также (трудоемкость обработки) исходя из часовой ставки рабочего-станочника, амортизационных отчислений и затрат времени на обработку. Все это  позволяет определить размер изменения  затрат по названным выше статьям.

       Расходы по эксплуатации и содержанию оборудования изменяются пропорционально общему объему производства, а также вследствие пересмотра норм амортизационных отчислений.

       Отклонения  по статье "заработная плата" зависят  от соотношения темпов роста (снижения) заработной платы с темпами роста (снижения) производительности труда.

       Сходный факторный анализ себестоимости  продукции осуществляется по элементам  затрат. Здесь выявляются факторы  изменения затрат на 1 рубль стоимости  товарной продукции. Схема этого  анализа в целом аналогична изложенному  выше.

       Существуют  также общие, не касающиеся конкретно  какой-либо отдельной статьи или  элемента, факторы снижения (или  превышения) размера себестоимости. Например, изменение объема производства комплексно влияет сразу на несколько  статей затрат.

       В частности, снижается размер условно-постоянных расходов без учета амортизации. Объем такого снижения рассчитывается по формуле:

       Зуп = (Зпуп – Зоуп Ч КQ), (2.1.1)

       где Зпуп и Зоуп – сумма условно-постоянных затрат в плановом и отчетном периодах;

       КQ – отношение объема производства в отчетном периоде к плановому.

       Изменение себестоимости под влиянием роста  объемов производства вследствие улучшения  использования парка основного  технологического оборудования и производственных площадей может быть подсчитано при  помощи формулы:

       ЭА = [(УЦаЧНа) + (Цп Ч Нп)] Ч (КQ – КОПФ), (2.1.2)

       где Ца – стоимости всех групп активной части основных производственных фондов;

       На – стоимость амортизации по этим группам, Цп – цена производственных площадей;

       Нп – норма их амортизации;

       КОПФ – индекс роста совокупной стоимости активной части основных производственных фондов и производственных площадей.

       Еще одним фактором изменения себестоимости  могут быть структурные сдвиги в  ассортименте производимой продукции, поскольку все ее виды имеют особенный  уровень и структуру себестоимости, что обуславливает изменение  текущих издержек производства. Количественное влияние данного фактора на динамику себестоимости рассчитывается по следующей  формуле:

       ∆С = УЦожVож Ч[УЗпж/УЦпжVпж – УЗпж/УЦпжVпж], (2.1.3)

       где Цож и Цпж – оптовая цена единицы продукции номенклатурной группы в отчетном и плановом периоде;

       Vож и Vпж – объем производства номенклатурной группы продукции в отчетном и плановом периоде;

       Зпж – затраты на производство единицы продукции номенклатурной группы в плановом году.

Информация о работе Себестоимость продукции