Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

ТРУД, РЫНОК ТРУДА, РАБОЧАЯ СИЛА, СПРОС НА РЫНКЕ ТРУДА, ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА, РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА, БЕЗРАБОТИЦА

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….5
1. Понятие рынка труда и его структура ……………………………………..7
1.1. Основные характеристики рынка труда……...…………..………….7
1.2. Особенности рынка труда……………….…………….……….…......9
2. Состояние рынка труда в Республике Беларусь …………………………15
2.1. Рынок труда в 1996-2000 гг.………………...………………………15
2.2. Рынок труда в 2001-2008 гг.………...……………...…….…………16
3. Развитие рынка труда в Республике Беларусь ……………….…………..26
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованных источников………………………………………...27
Приложения…………………………………………………...………………28

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ!!!!.docx

— 67.08 Кб (Скачать)

    В 2006 году, как и предполагалось, количество экономически активного населения  увеличилась и составила 4466,1 тыс. чел. Безработица в этом году составляла 52 тыс. чел(1,2% от количества экономически активного населения), что меньше этого показателя за прошлый период на 17,9 тыс. чел.

    2007г.  не подвел ожидания аналитиков, и мы наблюдаем увеличение экономически активного населения, оно составило 4525,2 тыс. чел, безработица за 2007 год составила 44,1 тыс. человек.

    По-прежнему наибольшее количество занятого населения  приходится на промышленность 26,4% (хотя в 2000г. 27,6%). Также в главных отраслях экономики происходили следующие изменения: увеличение числа занятых в строительстве от общего числа занятых на 1,4% и торговле на 2,3%, а также уменьшение занятых в сельском хозяйстве от общего количества занятых на 4,2%.

    За  январь-октябрь 2008г. численность занятых  в экономике составила 4502,3 тыс. человек, что на 29,9 тыс. человек меньше чем за 2007г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец отчетного периода) 38,5 тыс. человек. [17, c. 30-31] 

    Таблица 2.4 – Основные показатели рынка труда

    Показатели     Год
    2006     2007     2008
    Экономически  активное население (всего):     4466,1     4525,2     4502,3
    Численность безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и  социальной защите     52,0     44,1     38,5

    Примечание  – источник [17] 

    В курсовой работе были проведены подробный статистический анализ по количеству безработных в 2000-2007гг., приведенный в Приложении Б:

     Анализируя  показатель количества безработных  в Беларуси можно заметить: в период с 2000г. по 2003г. увеличение числа безработных, а с 2004г. по 2007г. уменьшение этого  показателя. Это можно отследить, сделав анализ цепного прироста. В  общем, за семь лет мы заметили уменьшения числа безработных на 51,7 тыс. человек.

     Анализируя  темп прироста можно заметить, что  резкое увеличение безработных произошло  в 2002г. по сравнению с предыдущим 2001 годом (увеличение на 26,8%), напротив резкое уменьшение произошло в 2004г.(снижение на 39% по сравнению с 2003г.). 

     Исследуя  средний уровень ряда, можно вычислить  среднее количество безработных в нашей республике за 8 лет. Оно равняется 89,04 тыс. чел. Средний абсолютный прирост показывает насколько в среднем за единицу времени изменяется уровень ряда. В нашем случае средний абсолютный прирост равен -7,39 тыс. чел., т.е. в среднем за год количество безработных уменьшалось на 7,39 тыс. чел

     Средний темп роста показывает, что уровень  ряда в среднем за год изменился  на  89,51%.

     На  графике 1(Приложение Б) видно, что скользящая средняя незначительно отличается от фактического уровня ряда динамики. Это говорит о том, что количество безработных с 2000г. по 2003г.  постепенно возрастало, а с 2004г. по 2007г. уменьшение происходило плавно, без скачков, почти равномерно. 

 

     Глава 3

      Развитие рынка  труда в Республике  Беларусь 

    Прежде  чем перейти к рассмотрению вопроса  развитие рынка труда в Республике Беларусь следует отметить, что все экономические, политические и социальные процессы в обществе взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены.

    Характер  переходных процессов определяет два  типа переходной экономики. Первый тип  – эволюционный, второй – тип «шоковой «терапии». Экономику переходного периода Беларуси можно отнести к первому типу. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений по сохранению государственного контроля над этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

    Развитие  занятости и ситуация на рынке труда находятся в тесной взаимосвязи с состоянием экономики. Падение производства и, как следствие, спроса на рабочую силу в сочетании с финансовыми трудностями приводят к тому, что предприятия вынуждены увольнять значительную часть работников. А это недопустимо. [1, c.156]

    Переход Беларуси на рыночные принципы хозяйствования сопровождается уменьшением доли экономически активного населения и соответственно увеличением доли лиц, принадлежащих  к экономически неактивному населению. В Беларуси это происходит в основном за счет повышения почти вдвое  удельного веса учащихся (особенно студентов высших учебных заведений). Однако при этом следует отметить, около половины выпускников высших учебных заведений после окончания  учебы трудоустраиваются не по специальности, тем самым за короткий срок теряя  квалификацию. Имеют место такие  причины как сократившиеся возможности трудоустройства для пенсионеров и сложности сочетания работы с воспитанием детей для женщин, а также появление на рынке труда новой категории «отчаявшихся найти работу». [4, c.68]

    Из  незанятого населения важнейшим  источником пополнения трудовых ресурсов являются выпускники высших и средних  специальных учебных заведений. В качестве источника пополнения трудовых ресурсов могут также рассматриваться лица, ведущие домашнее хозяйство. Важным источником пополнения трудовых ресурсов выступают безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории Беларуси, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не проходящие военной службы. Однако по данным социально-экономического обследования домохозяйств официально регистрируется в государственной службе занятости лишь 1/3 всех безработных, а 2/3 не проходят официальной регистрации. Это означает, что государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, переобучении и социальной защите только зарегистрированных безработных. На современном этапе развития экономики нашей страны безработица вызвана структурно-регрессивным спадом производства в условиях разрушения экономического пространства и прежних механизмов функционирования хозяйства при медленном формировании новых. Тенденция к росту безработицы усугублялась инвестиционным кризисом и неплатежами. Структурная безработица становится следствием регресса занятости, ухода квалифицированных кадров рабочих, инженеров, ученых из наукоемких производств в торгово-посредническую деятельность, в том числе в неформальный сектор.

    Вследствие  падения рождаемости, рост смертности повлечет за собой уменьшение трудового  потенциала национального рынка  труда и его качественное изменение. Снижение рождаемости ускорит процесс  искусственного старения населения, который  самым негативным образом отразится  и на его трудоспособной части: увеличится доля пожилых возрастных групп. Такая  ситуация будет препятствовать обновлению знаний, новаторству, внедрению инновационной, рационализаторской деятельности. Надо отметить наличие параллельного  рынка труда в Беларуси.

    Второй, «скрытый», неофициальный рынок  труда представлен теневым и  фиктивным рынками труда. Под  теневым рынком труда понимается сокрытие реально существующих отношений  найма и нерегистрируемое предпринимательство, тогда как фиктивный рынок  труда возникает из желания выдать за реальность отсутствующие в действительности трудовые отношения. Он обслуживает  значительную массу национальных трудовых ресурсов. Он имеет дело, в частности, с теми, кто числится безработными и получает мизерное официальное  пособие, а также с теми, кто  получает ничтожную заработную плату  и ищет вторую работу по совместительству.

    Эти трудовые ресурсы оседают в сфере  самой разнообразной предпринимательской  деятельности, представленной по преимуществу мелким и мельчайшим бизнесом. Она  разбросана по всей стране и в большинстве  своем скрыта от налоговых и статистических учреждений.

    Эта сфера предпринимательской деятельности, скрывающейся от жестких государственных  поборов, чрезвычайно важна для  населения. Она во многом выполняет  функции его жизненного самообеспечения, выпуская крайне необходимые в повседневной жизни товары и услуги. Сюда относятся производство и переработка сельскохозяйственной продукции, «челночная» деятельность и связанная с ней розничная торговля, предприятия по выпуску самых разнообразных потребительских товаров и услуг. [6, c.120]

    Для регулирования всех этих отрицательных  процессов была принята вышеупомянутая «Программа социально-экономического развития РБ» на 2006-2010гг. Согласной  ей основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

    Главными  приоритетами политики занятости должны стать формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений. Основные усилия будут направлены на реализацию активных мер по обеспечению занятости населения и удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5 - 2 процентов к экономически активному населению.

    Исходя  из поставленных приоритетов, определены следующие основные направления  совершенствования трудовых отношений  и занятости населения:

    − создание новых рабочих мест с учетом реализации мероприятий

    ежегодной программы занятости;

    − повышение эффективности занятости и формирование ее постиндустриальной структуры;

    − достижение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда по профессионально-квалификационным признакам и регионам;

    − проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту внутреннего рынка труда;

    − стимулирование развития самозанятости населения, расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан;

    − содействие профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении профессионального образования до начала ее трудовой деятельности;

    − улучшение качества рабочей среды, включая условия труда и технику безопасности, повышение уровня заработной платы и эффективное использование рабочего времени;

    − усиление социальной защиты населения от безработицы, смягчение и минимизация ее негативных социально-экономических последствий.

    В 2006—2010 годах программа действий на рынке труда предусматривает реализацию системы мер, направленных на постепенную ликвидацию вынужденной неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры занятости, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Важным направлением является повышение конкурентоспособности рабочей силы и сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда.

    Для реализации этих направлений необходимы следующие меры:

    − оптимизация кадрового персонала на основе модернизации и обновления рабочих мест, внедрения ресурсосберегающих технологий;

    − проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей расширение занятости в сфере малого бизнеса;

    − координация потребности в работниках с объемами и структурой подготовки кадров в системе профессионального образования, увеличение масштабов обучения рабочим профессиям, востребованным на рынке труда;

    − развитие системы социального планирования, выработка механизмов социально ответственной реструктуризации производства и трудоустройства высвобождаемых работников;

    − разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах с градообразующими предприятиями и критической ситуацией на рынке труда;

    − внедрение страховых принципов социальной защиты работников от безработицы;

    − обеспечение возможности для граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами государственной службы занятости для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. [17, c. 32]

Информация о работе Рынок труда: сущность, виды, проблемы регулирования в Республике Беларусь