Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа
Рынок труда - важнейшая составная часть в системе факторов производства, условий экономического роста. Здесь сталкиваются интересы трудовых ресурсов страны и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер и затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
В идеале следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы). Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено, безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров - это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.
Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы - это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы.
Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой - более 20 раз, второй - 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.
Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, - даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции - субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает, предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс - жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения - собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом. Но собственность все равно привязывает человека к месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере.
В завершении вышесказанного
отмечу, что сегодняшний российский
рынок труда характеризуется
несбалансированностью и
Рынок труда и занятость населения. До перехода к рыночным отношениям была распространена всеобщая обязательность труда и в силу эк стенсивного характера развития экономики сложился высокий уровень занятости всех социаль но-демографических групп населения.
Переход от плановой экономики к рыночной повлёк за собой процесс реформирования соб ственности, установления новых отношений в сфере труда. С начала 90-х годов, в ходе эконо мической реформы, образовался рынок с его многоукладной экономикой, конкуренцией, сво бодным ценообразованием. В этих условиях рынок труда становится одним из необходимых условий функционирования экономики, создаются предпосылки для свободного формирова ния спроса на рабочую силу и её предложение. Ситуация на рынке труда определяется, с одной стороны, изменениями, происходящими в эко номической и социальной сферах, а с другой — проблемами, унаследованными от прежней со циально-экономической системы.
С 1998 вступил в действие Закон Кыргыз ской Республики- «О содействии занятости на селения». Он гарантирует право граждан на за нятость или, в случае непредоставления подходящей работы, на получение пособия по безра ботице, возможность переобучения и повышения квалификации. Эффективным механизмом реализации данного Закона является Нац. про грамма «Рынок труда и занятость населения в Кыргызской Республике на 1998—2000 и на пе риод до 2005 (Эмгек)», утверждённая Постанов лением Правительства Кыргызской Республи ки. Рост численности населения за истекшие 10 лет на 352 тыс. чел. обеспечил увеличение трудовых ресурсов на 341 тыс. чел. Если в 1991 она составляла 2215 тыс. чел., то уже в 1999 г. — 2556. Как следствие, в отраслях экономики численность занятого населения увеличилась бо лее чем на 21,1 тыс. чел. Постоянно происхо дит перераспределение численности занятых между различными формами собственности: в индивидуальном хозяйстве увеличилась на 12,6%, в гос. секторе уменьшилась на 10,7%. Уровень официальной безработицы (по отноше нию к экономически активному населению) на протяжении последних лет стабильно держится на отметке 3,1%.
Наибольший стратегический приоритет от дается сейчас проведению активной политики на рынке труда, направленной на снижение уровня безработицы и обеспечение эффективной за нятости населения. В целях трудоустройства без работных используются такие нетрадиционные инструменты на рынке труда, как Ассоциация содействия занятости, Клубы ищущих работу, Молодёжные биржы труда, Ярмарки вакансии, создаются и функционируют «бизнес-инкубато ры». В перспективе предполагается доведение удельного веса трудоустроенных до 35—40% от числа всех обратившихся в поисках работы. Дан ный показатель будет достигнут путём улучше ния контактов с работодателями и местными гос. администрациями.
Исходя из потребностей рынка труда, безра ботные, с учётом их базовой профессии и индивидуальных особенностей, получают профессио нальную подготовку и переподготовку по новым профессиям и специальностям. Цель професси онального обучения и переобучения безработных граждан — повышение их конкурентоспособности на рынке труда, путем овладения приоритет ными специальностями, пользующимися наи большим спросом. Профессиональное обучение и переобучение незанятого населения является важным средством его социальной защиты. В 2000 на профессиональное обучение было направлено 8,6 тыс. безработных граждан. Эффективность профессионального обучения безработ ных граждан оценивается прежде всего показате лями последующего их трудоустройства. В 2000 из числа обученных трудоустроено 4,3 тыс. чел. или 50%. В перспективе предполагается, что профессиональная подготовка и переподготовка будет одним из приоритетных направлений по литики занятости и около 25—30% от общего числа безработных смогут воспользоваться подоб ной возможностью.
Система начального профессионального образования органически связана с рынком тру да. Ежегодно по направлению центров занятос ти в учебных заведениях начального профессио нального образования переобучается до 5 тыс. чел. Система начального профессионального образования сегодня в республике включает в себя 115 учебных заведении. Всего в системе началь ного профессионального образования сейчас обу чается 26,4 тыс. чел. из них на бюджетной ос нове — 21,4 тыс. чел. при этом каждый третий учащийся нуждается в социальной защите. Это дети из малообеспеченных, многодетных семей, инвалиды, беженцы. Свыше 1,2 тыс. чел. — круглые сироты.
Эффективным методом снижения напряжён ности на рынке труда является организация оплачиваемых общественных работ, направленных на создание и развитие экономической и соци альной инфраструктуры. На оплачиваемые об щественные работы в 2000 были направлены 19,7 тыс. чел.
Выплата пособия по безработице является одной из социальных мер на рынке труда. На сегодняшний день размер базового пособия по безработице составляет 250 сомов в месяц, а численность получающих пособие достигает 6,3 тыс. безработных. Одним из основных направлений в области занятости населения является сейчас развитие малого и среднего бизнеса.
Службами занятости Министерства труда и социальной защиты, совместно с местными гос. администрациями в течение 1998—2000 созда но 8 Центров по микрокредитованию безработных для выдачи кредитов общинам, в размере от 10 до 30 базовых пособий на каждого члена общины под 24% годовых сроком на 4 месяца. При эффективном ведении предпринимательской деятельности и своевременном возврате, как ма лого кредита, так и процентов за его использование, община имеет право на получение после дующего кредита в размере, увеличенном на 20% от первоначальной суммы использованного кредита. Положительным моментом в системе мик рокредитования является полный возврат пользователем микрокредита средств и процентов за его использование.
Одним из приоритетных
задач на ближайшую перспективу
следует считать развитие социального
партнёрства между
Охрана труда и трудовые отношения. В связи со структурными преобразованиями, в экономике республики произошли существенные изменения в формах управления предприятиями и организациями. Отдельные функции управления были утрачены. В первую очередь, это относится к системе контроля и надзора за состоянием охра ны труда, соблюдением законодательства о труде. Поэтому создана Гос. инспекция труда при Министерстве труда и социальной защиты Кыр гызской Республики (1999). На неё возлагается осуществление контроля и надзора за выполнением министерствами, гос. комитетами, ведом ствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм их собственно сти, сферы хозяйственной деятельности и ведом ственной принадлежности, законодательства о труде и правил по его охране. В том числе, за соответствие требованиям техники безопаснос ти. Гос. инспекцией труда при Министерстве труда и социальной зашиты только за 2000 осу ществлено более 1100 проверок предприятий и организаций. При этом выявлено 6500 наруше ний. Штрафных санкций наложено на общую сумму 200 тыс. сомов. По результатам проверок работающим выплачены задержанная заработная плата и различные виды компенсаций на сумму около 6 млн. сом.
В республике контроль государства над уров нем оплаты труда осуществляется в основном в бюджетном секторе экономики. Наиболее вы сокий размер заработной платы имеют отрасли кредитования и страхования, связи, промыш ленности и строительства. Заработная плата ра ботников кредитования и страхования составля ет 4432,8 сомов в месяц, а размер заработной платы работников сферы здравоохранения, со циальных услуг — 572,9 сомов. Размер мини мальной заработной платы последовательно по вышался, в соответствии с экономическими воз можностями республики. На сегодняшний день он установлен на уровне 100 сомов. Заработная плата работников бюджетных учреждений повы шена на 20% (2000).
Начиная с 1997, определились первые пози тивные шаги в развитии социального партнёр ства в сфере трудовых отношений. Регулирование социально-трудовых отношений стало осу ществляться на различных уровнях: на республиканском уровне через трёхстороннее Генеральное соглашение с участием Правительства республи ки, Федерации профсоюзов Кыргызстана и Рес публиканского объединения работодателей через отраслевые (тарифные) соглашения и коллектив ные договоры.
В настоящее время в республике разрабаты вается Комплексная основа развития Кыргызс кой Республики на период до 2010. Она пред ставляет собой общий подход к решению целого ряда экономических и социальных задач. В ней поставлена конкретная задача сокращения уров ня бедности в Кыргызстане к 2010 г. в 3 раза. Для достижения этой цели необходимо обеспе чить в течение следующих 10 лет ежегодный рост нац. производства на 5—7%. Это, предполагает дальнейшее развитие и более полное использо вание имеющихся производственных мощностей, особенно в сфере малого и среднего предприни мательства, с целью создания десятков тыс. но вых рабочих мест.
Важным шагом
на пути социальных преобра зований
явилось принятие и реализация Нац.
программ по преодолению бедности «Аракет»
, «Ардагер», «Эмгек», программы по поддержке
инвалидов. Действует ряд специальных
соци альных программ развития проблемных
регионов: высокогорья, малых городов
и т.д.