Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа
Рынок труда - важнейшая составная часть в системе факторов производства, условий экономического роста. Здесь сталкиваются интересы трудовых ресурсов страны и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер и затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Кроме того, сохранение
в экономике некоторого количества
безработных обусловлено
Фрикционная безработица охватывает работников, ищут или ждут получения работы в ближайшем будущем. Это период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место. Такая безработица непродолжительна, она длится от одного до трёх месяцев. Основу фрикционной безработицы составляет естественное передвижение трудовых ресурсов между предприятиями, регионами и отраслями. Люди всегда будут стремиться сменить место работы с целью получения каких-либо преимуществ: большую заработную плату, карьерный рост, сокращение времени работы и т.д. Существенной чертой фрикционной безработицы является то, что люди, ищущие работу, обладают необходимой квалификацией, профессиональной подготовкой и навыками. На их способности существует спрос со стороны капитала.
Структурная безработица вызвана действием научно-технического прогресса, существованием определённых диспропорций в развитии отраслей. Под влиянием НТП одни отрасли экономики постепенно исчезают, в то же время появляются новые производства и отрасли. Соответственно изменяется структура спроса на рабочую силу.
Структурная безработица возникает также из-за изменений в географическом распределении рабочих мест. При этом поиск и получение новой работы требуют некоторого времени, наличия соответствующей информации, необходимой инфраструктуры - развитого рынка жилья, а также отсутствия препятствий при выборе местожительства (получение регистрации или вида на жительство).
Важной чертой
структурной безработицы
Циклическая безработица вызвана спадом производства. Она затрагивает все сферы и отрасли экономики. Если в результате кризиса сокращается производство, то происходит адекватное сокращение занятости. Величина циклической безработицы будет периодически изменяться, отражая динамику экономического цикла.
Безработица, вызванная спадом производства, может существовать в двух формах: скрытая форма предполагает сокращение рабочего времени, направление персонала в принудительные отпуска и соответственно уменьшение заработной платы; открытая форма предполагает увольнение работника, полную потерю работы и соответственно дохода.
При этом сокращение
занятости затрагивает
При циклической безработице предложение на рынке труда оказывается меньше, чем спрос, который предъявляет капитал на трудовые ресурсы.
Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года. Она обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и охотничьих хозяйствах, в строительстве.
Застойная безработица обусловлена избытком рабочей силы, а также перенаселением. Охватывает наиболее профессионально неподготовленную часть трудовых ресурсов. Такая безработица может длиться годами. Её представители существуют на пособия или случайные заработки и могут получить постоянную работу лишь в случае, когда экономика находиться на стадии подъёма и рабочая сила становится остродефицитной.
Если проводить аналогию, то текущая ситуация на российском рынке труда с точки зрения экономической теории больше попадает под определение циклической безработицы. Однако указанная ранее статистика учитывает лишь официально зарегистрированную безработицу. Застойная безработица, уровень которой в нашей стране ни чуть не меньше официальной, рассчитать практически нереально. А ведь именно данный вид безработицы является самым опасным для любого государства и именно застойной безработице необходимо уделять особое внимание.
3.2 Цели и задачи политики занятости
Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, как это наблюдается сегодня в России, где все разговоры вертятся вокруг адаптации к рынку традиционных контингентов риска, испытывающих трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения.
Теоретической базой для столь упрощенного взгляда является, видимо, трактовка пространства рынка труда как сферы, охватывающей исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в области занятости.
В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого более широкого контекста. Так, документ, подготовленный Международным центром экономического роста, ставит в один ряд с сокращением безработицы следующие стратегические цели политики занятости:
- более полное
использование
- создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;
- инвестирование
в человеческий капитал в
- стимулирование механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур).
Политика занятости
призвана задействовать весь круг факторов,
определяющих успех трудовой деятельности
человека, критериями которого служат
обычно размер заработков, стабильность
занятости, продвижение по службе и т.д.
Некоторые из этих факторов зависят от
свойств и установок самого человека,
другие находятся вне его. К первым относятся
качественные параметры рабочей силы
(уровень образования и профессиональной
подготовки, состояние здоровья, наличие
позитивной трудовой мотивации), ко вторым
- состояние экономической конъюнктуры,
прежде всего структура и динамика рабочих
мест.Главным инструментом достижения
стабильности экономического положения
каждого члена общества и страны в целом
считается накопление и сохранение человеческого
капитала, проведение в жизнь стратегий,
побуждающих людей поддерживать, совершенствовать
и модифицировать свои навыки и умения
на протяжении всей жизни посредством
образования и профессиональной подготовки.
Во многих странах бытует точка зрения,
что повышение образовательного уровня
малоимущей части населения поможет не
только значительно увеличить доходы
этих слоев и тем самым сократить масштабы
экономического неравенства, но и сформировать
мотивацию к более содержательной творческой
работе.Однако экономическая ситуация,
сложившаяся в 70-80-х годах в США и распространившаяся
впоследствии на другие развитые страны,
показала, что образование является источником
роста эффективности труда работников
(а вместе с тем и их личных доходов) и национального
дохода страны лишь в том случае, когда
созданы условия для его реального производительного
использования.Всплеск безработицы среди
высококвалифицированных работников
в середине 70-х годов, последствия которого
приобрели хроническую форму, привел к
осознанию того, что рост качества предложения
труда должен сопровождаться ростом качества
спроса. Таким образом, в поле зрения политики
занятости попала задача улучшения структуры
рабочих мест.Разрабатываются программы,
направленные на оптимальное использование
потенциала работников. Основой таких
программ в западноевропейских странах
является индивидуальный подход к каждому
занятому в фирме, предоставление возможностей
повышения квалификации на рабочем месте
по индивидуальному плану и консультированием
по вопросам карьеры.Улучшение качества
рабочих мест с точки зрения перспективы
профессионального роста, оплаты труда
и обогащения его содержания - ключевая
проблема, стоящая перед политикой занятости.Подобная
концептуальная направленность этой политики
в развитых странах может быть взята на
вооружение при разработке стратегии
занятости в России. Казалось бы, экономический
спад, угроза резкого роста безработицы,
обнищание и социальное расслоение населения
выдвигают на первый план менее амбициозную
задачу скорейшей разработки системы
социальных амортизаторов, отодвигая
проблемы обогащения труда и развития
работника до лучших времен. Однако ситуация
в этом плане далеко не столь однозначна.Преимуществом
России по сравнению, например, со странами
третьего мира, к которым она близка по
ряду социально-экономических, экологических
и других параметров, является отвечающий
мировым стандартам высокий уровень образовательного
и профессионально-
3.3 Перспективы развития рынка труда
При обсуждении сложившейся ситуации в нашей стране в аналитических программах на телевидении и радио, а также в печатных изданиях, многие экономисты, политологи и аналитики всё чаще приводят слова американского экономиста Василия Леонтьева: «Рынок - это парусник. И от того, как государство поставит паруса и поймает направление ветра, будет зависеть его дальнейшее движение».В посткризисный период эти слова становятся особенно актуальными. Ведь именно от грамотного реформирования и внесения соответствующих корректив в различные отрасли экономики зависит то, как быстро мы сможем преодолеть последствия экономического кризиса.Прежде всего, это касается реакции государства на спрос и предложения труда. Последние аналитические исследования показали, что Россия остро нуждается не только в высококвалифицированных специалистах, но и в грамотных рабочих. Особенно ярко эта тенденция проявляется в строительной и обслуживающей сфере, сфере общественного питания и бюджетной сфере. Кроме того, на промышленных предприятиях катастрофически не хватает опытного обслуживающего и ремонтного персонала. Данный список можно перечислять бесконечно. Однако, как показывает практика, именно эта категория рабочих чаще всего оказывается незащищённой от циклических колебаний экономики, а оплата их труда просто унизительно мала.С целью решения данных проблем руководству нашего государства стоит задуматься об активной поддержке учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Взять на себя гарантийные обязательства по трудоустройству и обеспечению достойного заработка выпускников таких учреждений и низкоквалифицированных рабочих в целом.В реформе образования нуждаются и российские ВУЗы. Однако далеко не в том контексте, в котором она существует сейчас. Переход на европейскую систему образования многими воспринималась и продолжает восприниматься весьма негативно. Ведь анализ рынка труда показывает, что страна нуждается не в бакалаврах и магистрах, а в специалистах всевозможных технических направлений (в основном это инженеры и механики). Слабая техническая база и отсутствие практических навыков у выпускников российских вузов также является значительным недостатком, который сказывается на их квалификации и в дальнейшем отражается при трудоустройстве. Не менее важной проблемой является и наличие огромного количества коммерческих учебных заведений, составляющих нездоровую конкуренцию государственным вузам. Эта проблема неоднократно обсуждалась на уровне руководства нашей страны, но положительных тенденций в её решении по-прежнему так и не наблюдается. Тем более данные вузы готовят в основном «специалистов» юридических и экономических специальностей, в которых рынок труда нуждается в меньшей степени.Значительным образом в решении проблем занятости могут оказать реформы, связанные с поддержкой малого бизнеса. В условиях формирования экономики роль малого бизнеса особенно значима.В рыночной экономике, когда конъюнктура рынка, запросы потребителей быстро меняются, хозяйствующие субъекты вынуждены оперативно приспосабливаться к новым условиям, обновлять или даже изменять ассортимент выпускаемой продукции. С этой задачей успешно справляются малые предприятия, численность которых в развитых странах составляет примерно 90% численности всех предприятий. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится почти половина всех занятых, он даёт более 50% новых рабочих мест. Именно в этой сфере формируется «средний класс», на который, в частности, возлагает большие надежды наша экономическая действительность. Стоимость рабочего места на малом предприятии дешевле, чем на крупном. Расширяющаяся сфера услуг охватывает в основном небольшие и средние предприятия.Малый бизнес позволяет создавать и укреплять рыночную среду, втягивать в хозяйственный оборот значительные финансовые и материальные ресурсы населения, снижать социальную напряжённость в обществе.Не удивительно, что многие страны связывают своё будущее именно с развитием малого бизнеса. Радует то, что в последнее время и в России стали уделять значительное внимание государственным программам поддержки и развития малого бизнеса, созданию правовой основы развития малого и среднего предпринимательства и урегулированию налоговой политики. Особенно наглядно это видно на примере Кубани, где уже не первый год достаточно успешно реализуется программа поддержки личных подсобных хозяйств.Проблемы, связанные с занятостью и увеличением заработной платы в нашей стране может решить налоговое регулирование, и в частности снижение налогов.
Сегодня звучат предложения о необходимости снижения налогов для всех. Однако допускать этого нельзя по двум причинам. Во-первых, при общем снижении налогов соответственно снизятся поступления в бюджет. И потери бюджета, и риски будут существенно выше, чем при снижении налогов на обрабатывающие отрасли промышленности. Во-вторых, всеобщее снижение налогов не решает проблему конкурентоспособности на рынке труда: выпускники лучших технических вузов и другие «продвинутые» кадры будут по-прежнему работать в финансовых, торговых и сырьевых отраслях.Вывод очевиден: налоговую нагрузку на производство необходимо снижать, давая возможность предприятиям обрабатывающих отраслей платить своим работникам достойную зарплату. Тогда и профессионалы захотят там работать, и затраты на их подготовку дадут больший эффект, и экономический рост будет обеспечен.Увеличению занятости может поспособствовать и освоение новых отраслей промышленности, строительство новых предприятий, что даст возможность трудоустройства большому количеству людей. Поддержка отечественного производства, увеличение качества производимой продукции позволит изменить отношение россиян к зарубежным товарам. Соответственно изменится и потребление российских товаров, что в дальнейшем приведёт к необходимости их большего производства, и как следствие, увеличению рабочих мест. Для этого также необходима грамотная инвестиционная, кредитная и налоговая политика.Кроме всего вышесказанного, рынок труда нуждается и в правовом регулировании.Текущая практика показывает, что созданный российскими юристами Трудовой кодекс, не смотря на регулярное внесение поправок, по-прежнему несовершенен. По этому поводу также идёт не мало споров в аналитических программах СМИ и печатных изданиях экономического, юридического и аналитического содержания.И, наконец, самым действенным способом увеличить занятость в стране несомненно является увеличение заработной платы. Английский экономист Олбан Филипс выявил обратную зависимость между уровнем оплаты труда и уровнем безработицы. Оказалось, что показатели безработицы высоки при низких темпах роста номинальной заработной платы. Безработица понижается по мере роста заработной платы.
И действительно, высокая оплата труда формирует необходимые экономические эффекты: рост требовательности к производительности и качеству труда; опасение потерять работу, а значит, рост самодисциплины и самоконтроля; увеличение инвестиций в человеческий капитал, в поддержание квалификации и своевременное обновление знаний; укрепление кооперационных трудовых связей и взаимной требовательности к качеству выполнения технологических операций.