Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
В данной курсовой работе на тему «Рынок труда и занятость населения» рассмотрены следующие вопросы:
Рынок труда и его особенности на примере западных стран;
Занятость населения;
Введение стр. 3
Глава 1. Рынок труда и его особенности на примере западных стран стр. 4
1.1 Структура и сущность рынка труда стр. 4
1.2 Особенности современного рынка труда стр. 6
1.3 Организационно-финансовые основы рынка труда стр. 7
1.4 Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда стр. 10
1.5 Роль рынка труда стр. 14
Глава 2. Занятость населения стр. 16
2.1 Показатели безработицы стр. 16
2.2 Причины безработицы стр. 19
2.3 Методы борьбы с безработицей стр. 21
2.4 Будущее российской политики в области занятости стр. 24
2.5 Современное состояние и особенности рынка труда Ленинградской
области стр. 26
стр. 41
Заключение стр. 43
Список используемой литературы
Подробная информация будет рассмотрена
в таблице №4 и в приложении.
Показатели, характеризующие изменение ситуации на рынке труда Ленинградской области, муниципальных районов в 2007 – 2008 гг.
Таблица №4 - Рынок труда и уровень регистрируемой безработицы в Ленинградской области 2008-2009 гг.
№№
п/п |
Муниципальные районы | Наличие свободных рабочих мест, ед. | Уровень регистрируемой безработицы, % | ||||
на 1.01.08 | на 1.01.09 | 1.01.09 к 1.01.08,% | на 1.01.08 | на 1.01.09 | динами-ка | ||
1 | Бокситогорский р-н | 114 | 71 | -62,3 | 2,01 | 4,54 | 2,53 |
2 | Волосовский р-н | 322 | 310 | -96,3 | 1,48 | 1,47 | -0,01 |
3 | Волховский р-н | 773 | 462 | -59,8 | 1,11 | 1,02 | -0,09 |
4 | Всеволожский р-н | 1223 | 708 | -57,9 | 0,18 | 0,25 | 0,07 |
5 | Выборгский р-н | 968 | 664 | -68,6 | 0,27 | 0,31 | 0,04 |
6 | Гатчинский р-н | 1204 | 1525 | 126,7 | 0,44 | 0,69 | 0,25 |
7 | Кингисеппский р-н | 309 | 205 | -66,3 | 1,20 | 1,30 | 0,10 |
8 | Киришский р-н | 299 | 636 | 212,7 | 0,78 | 0,74 | -0,04 |
9 | Кировский р-н | 1126 | 615 | -54,6 | 0,18 | 0,24 | 0,06 |
10 | Лодейнопольский
р-н |
82 | 28 | -34,1 | 1,07 | 1,18 | 0,11 |
11 | Ломоносовский р-н | 701 | 394 | -56,2 | 0,44 | 0,60 | 0,16 |
12 | Лужский р-н | 648 | 553 | -85,3 | 0,77 | 0,98 | 0,21 |
Продолжение таблицы №4 Рынок труда и уровень регистрируемой безработицы в Ленинградской области 2008-2009 гг.
№№
п/п |
Муниципаль-ные районы | Наличие свободных рабочих мест, ед. | Уровень регистрируемой безработицы, % | ||||||
на 1.01.
08 |
на 1.01.09 | 1.01.09 к 1.01.08,% | на 1.01.
08 |
на 1.01.09 | динамика | ||||
13 | Подпорожский р-н | 143 | 43 | -30,1 | 2,49 | 2,67 | 0,18 | ||
14 | Приозерский р-н | 642 | 543 | -84,6 | 0,50 | 0,33 | -0,17 | ||
15 | Сланцевский р-н | 301 | 283 | -94,0 | 1,46 | 1,45 | -0,01 | ||
16 | г. Сосновый Бор | 1806 | 1292 | -71,5 | 0,52 | 0,68 | 0,16 | ||
17 | Тихвинский р-н | 527 | 267 | -50,7 | 1,50 | 1,91 | 0,41 | ||
18 | Тосненский р-н | 1483 | 799 | -53,9 | 0,79 | 1,01 | 0,22 | ||
Итого по области | 12671 | 9398 | -74,2 | 0,72 | 0,91 | 0,19 |
Проанализировав таблицу №4 можно сделать некоторые выводы:
- в большинстве районов снизилось количество рабочих мест на предприятиях и организациях с 2007г. по 2008г.
- в большинстве
районов уровень
- в Подпорожском районе количество рабочих мест на 1.01.09 значительно сократилось; уровень регистрируемой безработицы увеличился на 0,18 %.
Такие резкие колебания на рынке труда могут быть вызваны разными причинами:
- отдалённость от крупных городских центров, куда в основном стекается весь сбыт продукции;
- большая конкуренция продукции;
- социально –
психологический фактор. Ведь в
области, да и по всей России
есть очень отдалённые, так называемые
«глубинки», в которых жизнь затухает,
теряет весь смысл. То
Состав безработных граждан, зарегистрированных в Ленинградской области по уровню образования и возрасту.
рисунок
№ 3 Структура безработных
по уровню образования
в Ленинградской области
на 1.01.08 – 6320 человек
рисунок
№ 3а Структура безработных
по уровню образования
в Ленинградской области
на 1.01.09 – 8025 человек
Сравним рисунок №3 и №3а: если высчитать средний показатель то уровень безработицы по образованию с 1.01.08 по 1.01.09 повысился примерно на 1.1%, что обусловлено переизбытком квалифицированных кадров на предприятиях и организациях.
рисунок №4 Структура по возрасту в Ленинградской области на 1.01.08 – 6320 человек
рисунок №4а Структура по возрасту в Ленинградской области на 1.01.09 – 8025 человек
Посмотрев на рисунок №4 и №4а можно сказать что:
- уровень безработицы среди молодёжи 16 - 19 лет снизился на 0,6%,может быть такая причина как повышение уровня образования среди молодых;
- не понятно что такое «других возрастов» и как можно такие неопределёнными данными подавать на общую статистику безработных граждан;
Безработица выступает как сложное социально-экономическое явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.
Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно свести к "естественному уровню", имея в виду фрикционную и структурную безработицу.
Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень. При этом надо отметить, что с начала века разрыв этих показателей увеличивается. И причина этому - ускорение темпов роста численности циклической и структурной безработицы.
Сегодня ситуация на рынке труда Ленинградской области неоднозначна. Несмотря на то, что уровень регистрируемой безработицы близок в регионе к благополучному полуторапроцентному фоновому значению, есть с муниципалитеты с занятостью почти в 100%. Это такие районы, как Кировский (0,24%), Всеволожский (0,28%), Выборгский (0,31%) и Приозерский ( 0,33% ) зарегистрированных безработных. Есть и муниципалитеты, где средне - областной уровень значительно превышен. В этой группе их четырех районов лидирует Бокситогорский с 4,54% безработных.
Преодоление этих тенденций предполагает прежде всего расширение информационной базы о безработице. Сегодня мы располагаем достаточной информацией о численности безработных, ее структурах, продолжительности и, что особо надо отметить, информацией о распределении безработных по занятиям, по отраслям экономики, по видам деятельности, по последнему месту работы. Следовательно, сегодня хорошо известны очаги безработицы. Такие данные представляет Госкомстат РФ ежеквартально.
Однако только такой информации недостаточно. Для ускорения работ по сокращению численности безработных необходимы сведения об их движении: межотраслевом, внутриотраслевом, меж - профессиональном, внутри- профессиональном, после переподготовки или без нее, получение новой работы после переезда в другой населенный пункт со сменой или без смены профессии и т.п. Такая информация может быть получена в результате расширения программы обследования населения по проблемам занятости, которая реализуется Госкомстатом РФ. Это могло бы существенно повысить качество разрабатываемых программ по трудоустройству безработных.
Не менее важным является и информированность населения о вакантных рабочих местах. Сегодня эта деятельность государства не соответствует требованиям рынка труда. Безусловно, их развитие потребует больших финансовых и трудовых затрат. Однако они могут достаточно быстро окупиться. Расчеты показывают, что сокращение времени поиска работы хотя бы на 1 % может при сложившейся производительности труда увеличить объемы производства ВВП в стране как минимум на 2,1% ВВП. В решении проблем безработицы, как показало исследование, очень велика роль общеобразовательной школы. Она сегодня не учит детей и подростков тому, как надо себя вести на рынке труда, как и о чем надо договариваться с работодателем, как это юридически правильно оформить и т.д. Эти знания нужны не только тем школьникам, которые после окончания общеобразовательной школы сразу идут работать, они будут необходимы и тем, кто окончит профессиональные учебные заведения. Организовать эту работу должно государство и его органы.
В новых условиях хозяйствования оно обязано организовать и профессиональную подготовку школьников, поскольку не все выпускники общеобразовательных школ поступают в профессиональные учебные заведения. Многие из них сразу выходят на рынок труда, не имея профессиональной подготовки, и оказываются не нужными производству. При этом профессиональная подготовка школьников должна соответствовать рыночной экономике, сложившейся структуре по статусу занятости населения в экономике страны, имея в виду, что юноши и девушки могут стать не только наемными работниками, но самостоятельно занятыми членами производственных кооперативов и, может быть, даже работодателями.
Аналогичная работа должна проводиться и для уже работающих граждан, но в силу определенных обстоятельств оказавшихся безработными. Такая работа проводится, но ее масштабы явно не соответствуют грандиозности задач. Только таким путем можно создать предпосылки для развития нестандартных форм занятости и уменьшения безработицы.
Оценивая деятельность государства в
целом по сокращению безработицы, нельзя
не отметить, что его действии практически
направлены на ликвидацию безработицы,
т.е. оно сегодня пытается "догнать"
события. А это, как известно, всегда требует
затрат больших, чем их предупреждение.
Задача должна стоять в упреждении события
- безработицы.