Рынок труда и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему «Рынок труда и занятость населения» рассмотрены следующие вопросы:
Рынок труда и его особенности на примере западных стран;
Занятость населения;

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Рынок труда и его особенности на примере западных стран стр. 4
1.1 Структура и сущность рынка труда стр. 4
1.2 Особенности современного рынка труда стр. 6
1.3 Организационно-финансовые основы рынка труда стр. 7
1.4 Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда стр. 10
1.5 Роль рынка труда стр. 14
Глава 2. Занятость населения стр. 16
2.1 Показатели безработицы стр. 16
2.2 Причины безработицы стр. 19
2.3 Методы борьбы с безработицей стр. 21
2.4 Будущее российской политики в области занятости стр. 24
2.5 Современное состояние и особенности рынка труда Ленинградской
области стр. 26
стр. 41
Заключение стр. 43
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономической теории.docx

— 132.56 Кб (Скачать)

     Среди аргументов монетаристов  по поводу несостоятельности  кейнсианской политики ставился  акцент на непредсказуемость  результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер

      Однако при всех своих положительных  чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

     Монетаристские методы регулирования  занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то  же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства. 

              

                2.4  Будущее российской политики в области занятости

     Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  1.      Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  2.     Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
  3.      Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  4.      Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  5.      Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

     Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

     Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

     Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

     Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей:

    - во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.

    - во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.

     -в-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

     В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

                2.5 Современное состояние и особенности рынка труда

                                      Ленинградской области

     С переходом Российской Федерации на капиталистический путь развития население нашей страны попало в водоворот приватизации, реструктуризации и безработицы. Все ее явные и скрытые формы несут в себе элементы:

- повышение  удельного веса населения с  доходами ниже прожиточного минимума;

- снижение  норм потребления продовольственных  и непродовольственных товаров;

- ухудшение,  качества медицинского обслуживания  и профилактических мероприятий;

- рост числа заболеваний;

- рост преступности;

- снижение продолжительности жизни;

- снижение репродуктивных установок, ухудшений демографической ситуации;

- снижение объемов инвестиционных ресурсов;

- сокращение объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

- увеличение объема непроизводительных потерь рабочего времени вследствие скрытой безработицы;

- ухудшение морально-психологического микроклимата в коллективах и семьях.

    В конечном итоге перечисленные негативные стороны высокого уровня безработицы замыкаются на важнейшем, социально-экономическом показателе - снижении безопасности жизнедеятельности населения, то есть снижении уровня жизни населения, проявляющегося через экономические, социальные, демографические и стратегические направления.

     В целях снижения социальной и политической напряженности повсеместно созданы центры занятости населения, прототипами которых являлись отделы по труду при исполкомах советов народных депутатов всех  уровней.  Их отличие от современных центров занятости проявлялось через функциональные обязанности – сократить до минимума разрыв от момента увольнения до трудоустройства на новое, более качественное, с позиции ищущего место работы; повысить эффективность использования трудовых ресурсов не только в рамках конкретного региона, но и с позиций всей страны по такому направлению, как расселение населения по  территории страны. Фактически отделы по труду занимались работой по сокращению временного лага по фрикционной безработице, при которой человек ищет где лучше. При всех других формах безработицы главная цель большинства безработных - найти место работы, лишь бы оно было, а затем перейти в ранг ищущих более подходящее место работы.

     В современных условиях службы занятости (биржи труда) выступают в качестве определенного гаранта в общей системе мероприятий, проводимых в регионе по социальной защите населения.

  Под социальной защитой мы понимаем комплекс системно увязанных, законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому человеку соблюдение важнейших социальных прав, включая право на труд, а также  достойный уровень жизни, необходимый  для воспроизводства и развития личности.                             

  Каждая  территория разрабатывает свой комплекс мероприятий по социальной защите населения, и он определяется, следующими показателями:

  1) уровнем общей безработицы;

  2) качественным составом безработных;

  3) отраслевой структурой сферы  материального производства;

  4) морально-психологическим настроем  самих безработных;

  5) уровнем развития непроизводственной  сферы;

  6) темпами выхода региона из  тисков экономического кризиса;

  7) отношением территориальных властей  к проблеме безработицы;

  8) стоимостью вновь создаваемого  рабочего места;

  9) оперативностью реагирования рынка  труда на все события, происходящие  в стране и в регионе, в  том числе на требования,  предъявляемые  к рынку труда со стороны  ищущих работу и со стороны  работодателя;

  10) соотношением темпов высвобождения  работающего населения и темпов  создания новых рабочих мест;

11) организационной  структурой рынка труда.  

Основные  тенденции развития регистрируемого  рынка труда Ленинградской области в 2008 году.

      В развитии областного рынка  труда в прошедшем году можно  выделить два этапа.

      В январе-октябре 2008 года на рынке труда Ленинградской области сохранялась стабильная ситуация,  при этом, прослеживалась тенденция к постепенному снижению численности безработных граждан и уровня регистрируемой безработицы.

      С начала ноября 2008 года в регионе отмечен постепенный рост безработицы. Основная причина - активное движение рабочей силы на рынке труда, вызванное процессами высвобождения работников с ряда предприятий и организаций. 
 
 
 

Таблица №1 - Сравнительная характеристика развития рынка труда в Ленинградской области за январь-декабрь 2007-2008 гг.

п/п

 
Наименование  показателя
Январь-декабрь

2007 года

Январь-декабрь

2008 года

1. Трудоустройства на постоянные, временные и общественные работы 27868 человек,  из них 70% без присвоения статуса  «безработный», т.е. в течении  нескольких дней. 28892 человек,  из них 75,6% без присвоения статуса  «безработный», т.е. в течении  нескольких дней.
2. Направлены  на профессиональное обучение 2072 человека 2107 человека
3. Обратилось  за профессиональной ориентацией 46917 человека 47848 человека
4. Назначено пособие  по безработице 16768 безработным  гражданам 17344 безработным  гражданам
5. Досрочная пенсия по предложению службы занятости назначена 214 безработным  гражданам 284 безработным  гражданам

 

Как видно  из таблицы 1 все показатели 2007 года увеличились в количество раз. С  чем это может быть связано? Да с тем, что начинается в стране предкризисная ситуация: большинство  заводов терпят убытки из-за огромной конкуренции на рынке, предприятиям не хватает инвестиций. Отсюда следует огромное сокращение рабочей силы, которая в свою очередь обращается в службу занятости за помощью в поиске подходящей работы. 

Граждане, обратившиеся за предоставлением  государственных  услуг.

    В 2008 году служба занятости  работала с 79110 гражданами, обратившимися  за предоставлением государственных  услуг, из которых 8712 человек  состояли на учёте в начале  года, как обратившиеся в поисках  подходящей работы.

    В течение 2008 года обратилось:

- 49332 человека - за содействием в поиске подходящей работы;

- 33252 человека - за услугами по профессиональной ориентации и информацией о положении на рынке труда.

    По сравнению с аналогичным  периодом 2007 года число граждан,  обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы, увеличилось  на 5843 человека или в 1,1 раза (с 43479 до 49322 человек).

    К началу 2009 года на учёте в  службе занятости состояло 11762 гражданина, обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы, что  на 3050 человек или 1,4 раза больше, чем в начале 2008 года (8712 человек).

    На 01.01.09 наименьшее число граждан,  обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы, было  в Лодейнопольском районе - 216 человек, наибольшее в Гатчинском районе - 1634 человека.

    Социальный состав граждан, зарегистрированных  службой занятости в качестве  ищущих работу в 2008 году, несколько  изменился по сравнению с аналогичным  периодом 2007 года, что отраженно на рисунке  (см. рисунок №1).

                             
 
 
 
 
 
 

  
 
 

Рисунок 1 - Социальный состав граждан, зарегистрированных службой занятости населения в качестве ищущих работу, в Ленинградской области в 2007-2008 гг. 

  9,6%               2007           2008
  8,0%
  11,7%
  13,7%
  88%
  86,3%
  19,2%
  17,1%
  43,9%
  40,7%
  36,9%
  42,2%
  56,2%
  59,1%
  48,0%
  49,9%
  68,5%
  68,2%

Информация о работе Рынок труда и занятость населения