Рынок труда и занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе на тему «Рынок труда и занятость населения» рассмотрены следующие вопросы:
Рынок труда и его особенности на примере западных стран;
Занятость населения;

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Рынок труда и его особенности на примере западных стран стр. 4
1.1 Структура и сущность рынка труда стр. 4
1.2 Особенности современного рынка труда стр. 6
1.3 Организационно-финансовые основы рынка труда стр. 7
1.4 Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда стр. 10
1.5 Роль рынка труда стр. 14
Глава 2. Занятость населения стр. 16
2.1 Показатели безработицы стр. 16
2.2 Причины безработицы стр. 19
2.3 Методы борьбы с безработицей стр. 21
2.4 Будущее российской политики в области занятости стр. 24
2.5 Современное состояние и особенности рынка труда Ленинградской
области стр. 26
стр. 41
Заключение стр. 43
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономической теории.docx

— 132.56 Кб (Скачать)

Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям - трудоустройство  ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой  квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и так далее).

     Прямое субсидирование воспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд, имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществляется в общей сложности на протяжении по сути дела всей жизни человека в следующих направлениях:

     1. Дошкольное, школьное воспитание  и обучение, среднее специальное,  высшее и научное образование  (примерно 80-90% за счет государства,  частного капитала и общественных  организаций).

     2. Заработная плата (соответствующая  уровню образования и квалификации, полно-временная минимальная выше  прожиточного минимума).

     3. Субсидирование “пожизненно” подготовки  и переподготовки (в среднем на 90% за счет государства и частного  капитала).

     4. Пособия по безработице и различные  виды социального вспомоществования  (минимум - обеспечение текущих  жизненных расходов; максимальная  длительность - бессрочное вспомоществование;  на 75-80% за счет государства и  частного капитала).

     5. Пенсионное обеспечение (при отсутствии  трудового стажа - государственное  всеобщее; при наличии его не  менее 15 лет -двойное или тройное  выше официального прожиточного  минимума; на 90-100% за счет государства  и частного капитала).

     6. Финансирование на восстановление  и укрепление здоровья и культурное  развитие (на 70-80% за счет государства,  частного капитала и общественных  организаций).

     Зарплата, как мы видим, составляет небольшую “оперативную” часть всех сумм, которые идут на возмещение жизненных расходов и развитие трудовых ресурсов и всего населения. И все же именно она является главным инструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном, отраслевом и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мере определяет трудовую мотивацию населения и формирует  основу его социальной защиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемой валюте благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странах примерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который дает безусловную возможность общекультурного развития населения.

                
 
 
 
 

                  1.4  Мероприятия, предпринимаемые на рынке труда

     К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются объединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними контроль.

     Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства.

     Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.

     Активные меры, по опыту Швеции, отличии от пассивных, состоящих в выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:

- поощрение  мелкого и семейного предпринимательства  на максимально благоприятных  условиях государственными субсидиями  и кредитами, благодаря которым  стартовый капитал может быть  обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями  и на 20% кредитами, а если предприятие  не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

- обеспечение  географической мобильности населения  и рабочей силы путем представления  субсидий и кредитов на переезд  с семьей из районов с избытком рабочей силы в районы, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;

- предоставление  каждому ищущему работу полной  информации о вакантных местах  по профессиям, отраслям и регионам  страны и создание для этой  цели повсеместно общедоступных  банков данных; оплата всех видов  услуг по связи с отделами  кадров предприятий, где есть  рабочие места;

- организация  общественных работ, в основном  для молодежи, на строительстве  жилья, дорог, в сфере обслуживания  на срок до 6 месяцев с гарантированным  заработком в пределах 50- 100% средней  зарплаты по данной профессии;

- финансирование  работы в частных фирмах молодежи  путем предоставления в течение  полугода владельцам предприятий  субсидий в виде оплаты 50% издержек  на вновь созданные рабочие  места;

- специальное  техническое оборудование на  обычных предприятиях рабочих  мест для инвалидов и выплата  субсидий владельцам предприятий  за прием инвалидов на работу  и частично на их заработную  плату;

- стимулирование  расширения предпринимательской  деятельности и сверхурочных  работ, а тем самым и более  полной занятости путем снижения  налогообложения с прибыли и  личных доходов.

     В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:

- не  имеющие законченного школьного  образования получают его, причем  организуются специальные усиленные  курсы по математике, химии, физики, английскому языку (в основном  для иммигрантов);

-детально  выявляются интересы поступающих  на курсы: проводятся предварительные  беседы, ознакомление с предметами  обучения и предстоящей работой,  при необходимости сроком до  месяца;

- применяются  методы индивидуального обучения (принцип так называемого личного  модуля), в основе которых лежат  подбор предметов, наиболее полно  удовлетворяющих интересы обучающихся  и предлагающих оптимальные темпы  и последовательность их освоения;

- учебные  курсы составляются силами ведущих специалистов университетов и промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

- в максимально  возможном числе профессиональных  школ на консультативных началах  используется опыт наиболее талантливых  педагогов и воспитателей для  постановки методики обучения;

- поддерживается  оптимальное, исходя из международного  опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педагогов  (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять  индивидуальное обучение и следить  за качеством подготовки каждого  ученика;

- используется  метод опекунства старшекурсников  над вновь поступившими, что создает  общую благоприятную психологическую  атмосферу и обеспечивает всеобщую  заинтересованность в успешном  обучении.

     Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

     Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США.  Притом, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее- 70% против 35%.

     Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран.

     Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в том числе и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

     Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.

     Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во многом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.

                                                 
 
 
 
 
 
 
 

                                               
 

                                              1.5 Роль рынка труда

  Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста  роли человеческого фактора в  условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость  результатов производства  от качества, мотивации и характера использования  рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.

  Возрастание роли человеческого фактора в  производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих  американских ученых. Начиная с 1929 года главным  источником роста производительности труда  и национального дохода США в триаде    ««труд - земля  – капитал»  является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических  и культурных характеристик рабочей  силы.

     Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся  долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты  частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл.

     В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высоко-сложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

     Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции;  удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

     В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационный производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

     Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.

Информация о работе Рынок труда и занятость населения