Применительно
к переходному периоду политика
занятости направлена на обеспечение
социально-приемлемого уровня занятости
при активном содействии переливу
рабочей силы по отраслям, территориям
и видам занятости в интересах структурных
сдвигов и роста производительности
труда, при максимально возможной социальной
поддержке безработных.
Законодательная
деятельность государства охватывает
всю гамму трудовых отношений.
Оно не только предъявляет спрос
на рабочую силу в государственном
секторе экономики, но и регулирует его
в частном, определяя основные параметры
найма в масштабах национальной экономики.
Современная
государственная политика не
может базироваться на идее, что
социальное развитие должно отойти
на второй план по отношению к экономическому
благополучию. Напротив, задача состоит
в том, чтобы обеспечить одновременно
и экономический, и социальный прогресс
в сочетании со стремлением к полной занятости
и гибкой государственной системе социальной
поддержки населения.
При
таком понимании роли социальной
и экономической составляющих
развития безработица не может
рассматриваться как экономически
оправданная. Сокращается покупательная
способность населения, бюджеты
теряют налогоплательщиков, а предприятия-
кадры, увеличивается риск социальной
изоляции, дополнительные расходы на поддержку
безработных усиливают налоговое бремя.
Устранение или смягчение воздействия
причин, порождающих безработицу, становится
непременным условием социальной и
экономической стабильности устойчивости
развития, успеха проведения реформ.
Состояние
рынка труда является результатом
влияния множества экономических
и социальных факторов, равно
как и сам рынок труда
становится силой, воздействующей
на них. Поэтому нейтрализация
безработицы может достигаться
в более широком контексте экономических,
социальных, образовательных и других
направлений политики. В частности, тесная
связь занятости и экономики крайне
необходима для обеспечения стабильного
роста производства и занятости.
Политика, которая улучшает функционирование
рынка труда и способствует
приспособлению рабочей силы
к структурным переменам, снижает
риск падения экономического
роста, позитивно влияет на
возможности стабилизации развития.
Соответственно, чем более успешной будет
политика, направленная на поддержание
безинфляционного роста на макроэкономическом
уровне, тем лучше будут перспективы
занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей
целью является разумное сочетание
всех направлений политики, влияющих на
уровень и качество спроса и предложения
рабочей силы.
С
точки зрения на занятость,
эффективность макроэкономической
политики должна определяться
ее позитивным воздействием на
способность экономики поддерживать
баланс между повышением производительности
на стадии подъема и созданием рабочих
мест для безработных граждан, а также
тех, кто впервые или повторно вступает
на рынок труда. Повышение и поддержание
высокой способности экономики и безинфляционной
«генерации занятости» в целом составляет
задачу экономической политики.
II.2
Программа занятости
как механизм реализации
на рынке труда
Государственное
регулирование рынка труда осуществляется
по трем направлениям:
-трудоустройство
незанятого населения и оказание
помощи по профподготовке (биржи труда);
-стимулирование
образования гибкого рынка труда;
-социальная
защита от безработицы.
Мировой
опыт выработал два основных
типа воздействия на уровень
занятости: 1.активный (стимулирование
создания новых рабочих мест и
предложения труда, меры по сохранению
и повышению уровня занятости на предприятиях);
2. пассивный (выплата пособий безработным).
Большое
влияние на рынок труда
оказывают государственные социальные
программы (помощь малоимущим, пособия
по безработице, различные социальные
выплаты, пенсионное обеспечение и мн.
др). Эти программы содействуют определенной
стабилизации социально-экономического
положения трудящихся в зонах повышенного
рыночного риска, смягчают нестабильность
рынка.
Социальная
защита населения в условиях рынка
осуществляется через механизм перераспределения
доходов на основе введения « черты бедности»
в России, как и в других странах, на уровне
« прожиточного минимума».
Значительна
и посредническо- вспомогательная
роль государства на рынке труда. Она
частично берет на себя функции поиска
и предоставления рабочих мест, а также
создания общенациональной сети по
трудоустройству. Государственные системы
обучения и переобучения рабочей силы
содействуют максимально быстрой адаптации
к меняющимся требованиям рынка.
Кроме
того, в правовом государстве
на сегодняшний день действует
т.н. система социальных защитных
устройств, которые применяются
для обеспечения экономической
безопасности трудящихся. Первым
элементом такой системы является
регулирование занятости.14 Многие
государства предпринимают следующие
действия: сокращают законодательно установленную
продолжительность рабочего времени в
период массовой безработицы; рекомендуют
осуществлять на предприятиях « разделение
рабочих мест» между тружениками (для
увеличения занятости); досрочно увольняют
на пенсию работников государственного
сектора экономики, которые не дослужили
до пенсии 2-3 года; создают новые рабочие
места и организуют общественные работы
( в области инфраструктуры- для постройки
высококачественных дорог и т.п.) особенно
для хронически безработных и молодежи;
сокращают предложение рабочей силы на
рынке труда; ограничивают иммиграцию
(въезд в страну) желающих работать и стимулируют
репатриацию ( возвращение на родину) иностранцев
и др.
Видное
место на сегодняшний день
в регулировании занятости
занимает биржа труда. Биржа
труда - учреждение, осуществляющее
посредничество между рабочими и предпринимателями
при совершении сделки купли-продажи рабочей
силы и регистрации безработных.
Государственная
служба занятости населения существует
в стране уже в течение 15
лет, ее первоначальной задачей
является оказание содействия
занятости граждан. Государство
реализует конституционные права
граждан Российской Федерации
на труд и социальную защиту от безработицы,
что, безусловно, важно для большинства
из них, работающих по найму (95%).15
Ведь по результатам последней Всероссийской
переписи населения для 48 миллионов человек
доходы от трудовой деятельности являются
единственным источником средств к существованию.16
Безработными
признаются трудоспособные граждане,
которые не имеют работы и
заработка, зарегистрированы в
органах службы занятости в
целях поиска подходящей работы,
ищут работу и готовы приступить
к ней.17 При этом не учитываются
выплаты выходного пособия и сохраняемого
среднего заработка гражданам, уволенным
из организаций (с военной службы) независимо
от их организационно-правовой формы и
формы собственности в связи с ликвидацией,
сокращением численности или штата.
Порядок
регистрации безработных граждан определяется
правительством Российской Федерации
(ст.3 Закона Рф « О занятости населения
в Российской Федерации»).
Рынок труда представляет собой
с социальной стороны систему
общественных отношений, отражающих
уровень развития и достигнутый на
данный период баланс интересов между
выступающими на рынке силами: предпринимателями,
трудящимися и государством. Степень развитости
рынка труда характеризуется институциализацией
противоречивых интересов этих субъектов
рынка труда - ассоциаций предпринимателей,
с одной стороны, и профсоюзов, с другой.
В
широком смысле механизм госрегулирования
включает экономические, юридические,
социальные и психологические
факторы, определяющие функционирование
рынка труда. Они осуществляются
через систему трудоустройства -
широкую сеть бюро занятости, банки данных
о рабочих местах, государственные программы
переподготовки.
Меры
косвенного регулирования рабочей
силы: налоговая, денежно-кредитная
и бюджетная политика правительства,
совершенствование законодательства
о социальном обеспечении, о трудовых
отношениях, о равных гражданских правах
и т.п.
Меры
косвенного регулирования рынка
рабочей силы одновременно являются
и мерами общеэкономического
регулирования и воздействуют
на динамику занятости и безработицы
посредством воздействия на коньюктуру.
Таким образом, современное государственное
регулирование рынка труда представляет
собой комплекс экономических, административных,
законодательных, организационных и иных
мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав вопрос рынка труда как в России,
так и в непосредственно в регионе, я могу
заключить следующее:
1.Рынок
труда- это система конкурентных
связей между участниками рынка
( предпринимателями, трудящимися
и государством) по поводу найма,
использования работника в общественном
производстве.
2. Объектом
купли-продажи на рынке труда
является право на использование
рабочей силы, предметом торга
является определенный вид способностей
человека и продолжительность
его применения.
3. Рынок
труда имеет ряд особенностей.
К рынку труда относится
не только сфера обмена ( купля-продажа)
труда, но и сфера воспроизводства
трудового потенциала ( рыночные
механизмы образования, профессиональной
подготовки и пр.), но и сфера
использования труда (рыночные механизмы
управления персоналом на производстве).
4. Особенностью
формирования рынка труда
в России является гипертрофированное
развитие скрытой безработицы,
в состав которой включаются
лица, формально занятые в
народном хозяйстве, но которые
в связи с сокращением объемов производства
могут быть высвобождены.
5. Из
классических форм безработицы
в экономике России отмечается
рост фрикционной и структурной
форм. Уровень циклической
безработицы вырос после финансового
кризиса в августе 1998 года, но снизился
с началом промышленного подъема 1999 года.
Вместе с тем растет застойная (хроническая)
безработица, связанная с низкой мобильностью
и слабой конкурентоспособностью безработных
на рынке труда.
6. В
последние годы наметилась тенденция
к сокращению уровня безработицы. Общий
потенциал безработных в России в 1997г.
оценивался в 15% экономически активного
населения, а к середине 2001 года он снизился
до 8,5%.
7. Безработица
в России носит ярко выраженный
региональный характер. Это социальное
явление в наибольшей мере затронуло менее
развитые, аграрные регионы и регионы
с наиболее высокой долей ВПК.
8. Государственными
мерами борьбы с безработицей
в России являются:
-создание
Федеральной государственной службы
занятости, основой которой являются
региональные центры занятости населения;
-поощрение
государственными субсидиями частичной
занятости, выдача кредитов под
заработную плату на начальных
этапах переходного периода в
России;
-долгосрочный
выход на пенсию широко использовался
для предотвращения безработицы среди
госслужащих в начале переходного периода;
-расширение
программ переподготовки;
- социальная
помощь безработным через пособия
по безработице.
9.В
нашем регионе наряду с территориальными
программами занятости населения весомый
вклад в стабилизацию ситуации на рынке
труда вносят такие областные программы,
действующие на территории области, как
«Финансовое оздоровление сельскохозяйственных
предприятий», «Государственная поддержка
социально-экономического развития отдаленных
труднодоступных территорий», «Кадровое
обеспечение агропромышленного комплекса»
и другие.
10. Однако,
в целом относительно спокойное
отношение государственных органов
к проблемам занятости вызывает
тревогу. Плохо изученные (слабоструктурированные)
скрытые виды женской и молодежной безработицы
во многих регионах становятся факторами
нарастающих социальных опасностей.
Эти категории безработных, потерявшие
работу вследствие структурно- регрессивных
спадов производства, кризисно- депрессивного
состояния того или иного региона, пополняют
трудовые ресурсы теневой экономики, криминальных
структур (спекулянтов, рэкетиров, проституток
и т.д.)
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Конституция
Российской Федерации от 12 декабря
1993 года
2. Федеральный
закон « О занятости населения
РФ» от 19.04.1991 №1032-1 с изм. и доп.
3. Кодекс
Законов о труде 1971г.
4. Трудовой
кодекс Российской Федерации.
М.: издательско-книготорговый центр
« Юринформ», 2002
5. Белокрылова
О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда:
Конспект лекций.- Ростов н /Д: Феникс, 2002.-224с.
6.Борисов
Е.Ф. Экономическая теория :Учебник.-М.:
Юрайт-Издат,2005