Рынок труда и его собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

В статье 37 Конституции Российской Федерации1 говорится о том, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Исполнение законов о трудовой занятости населения - одна из важнейших гарантий обеспечения конституционного права на труд.
В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……….3
Глава I. Рынок труда и его характерные особенности
I.1 Рынок труда и его субъекты………………………………………………..……….5
I.2 Особенности эволюций российского рынка труда……………………….……….8
I.3 Особенности рынка труда и занятости в современной России………………....10
Глава II. Государственная политика в области содействия занятости населения
II.1. Цели и задачи федеральной политики занятости в переходный период……………………………………………………….………………………….14
II.2. Программа занятости как механизм реализации
политики на рынке труда…………………………………………….………………..16
Заключение ……………………………………………...…………………………….19
Список источников…………………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Рынок труда и его собственности в России (экономическая теория).doc

— 117.00 Кб (Скачать)

  Новое  состояние  рынка труда вызвано развитием  информационных  технологий   и микроэлектроники в 80-х годах. Высвобождение  работников   может привести   к крупномасштабной безработице  или же  к сокращению рабочего времени. 
 
 
 

I.2 Особенности эволюций российского рынка труда

1. В  становлении  российского рынка  труда выделяют два этапа:

  Первый (1991-1998г.г.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, растянувшейся почти на целое десятилетие и обусловившей сокращение занятости, рост открытой безработицы, снижение продолжительности рабочего времени, резкое падение реальной зарплаты.5

  Второй (1999-2005г.г.) связан  с энергичным   постранформационным подъемом, сопровождавшимся положительной динамикой базовых индикаторов рынка труда.

  Несмотря  на  глубокий трансформационный кризис, российской экономике удалось избежать масштабного  сокращения рабочей силы и занятости, которое наблюдалось во многих странах ЦВЕ (наиболее яркий пример- Венгрия).

  Первоначальное  падение уровня занятости с  67 до 53% сменилось последующим его восстановлением до 60%.6 Такая « нечувствительность» занятости была отчасти следствием распространения ее нестандартных форм, таких, как непостоянная (временная) занятость; неполная занятость; недозанятость; сверхзанятость; самостоятельная занятость; неформальная занятость; занятость в домашних хозяйствах населения.

2. В  различных  сегментах  экономический  процесс общего сокращения занятости  протекал крайне неравномерно. В  период реформ «ядро» и «периферия»  демонстрировали совершенно  разную  динамику.

  3.Кардинальные изменения произошли в отраслевой структуре российской занятости. В период реформ доля работающих в сфере услуг достигла 60% общей численности занятых (один из самых высоких показателей среди всех стран с переходной экономикой).

4. Своеобразная черта  российского опыта- резкое сокращение рабочего времени в период реформ.7

5. «  Визитной» карточкой российского  рынка труда стали разнообразные  «античные» способы адаптации-  работа в режиме неполного  рабочего времени и вынужденные  административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки зарплаты и теневая оплата труда, натуральная оплата и производство товаров и услуг в  домашних хозяйствах населения.

  Несвоевременная  и скрытая оплата труда, неполная  и вторичная  занятость обусловливали персонализацию отношений между работниками и работодателями, вследствие чего явные трудовые контракты уступали  место неявным.

6. На  протяжении  большей части переходного  периода российский рынок труда   регулировался законодательством, унаследованным от советских времен. Вплоть до конца 2001 года в стране действовал Кодекс законов о труде (КЗоТ), принятый еще в 1971 году.8 Таким образом, на  наибольшем  тяжелом, начальном этапе реформирования российской экономики сохранялось законодательство, соответствовавшее  особенностям планового хозяйства.

  С  точки зрения регулирования форм  занятости КЗоТ  существенно   ограничивал выход  за рамки      стандартного  трудового  договора. Создать условия для эффективного  функционирования рынка труда в новой   рыночной среде был призван Трудовой кодекс (ТК), одобренный в конце 2001г. (вступил в действие в феврале 2002г.)9

  Новое  законодательство о труде   стало итогом компромисса между   различными  политическими силами.

  Резюмируя  сказанное, можно констатировать, что  российский рынок труда характеризовался относительно небольшими потерями в занятости, гибкостью рабочего времени и сверхгибкостью  зарплаты, повсеместным распространением «атипичных» трудовых отношений, наконец, высокой формальной зарегулированностью и низкой эффективностью механизмов инфорсмента. В результате он оказался хорошо приспособленным к тому, чтобы амортизировать многочисленные негативные шоки, сопровождающие процесс системной трансформации. 
 

I.3  Особенности рынка труда и занятости в современной России

    Современная ситуация в России  характеризуется  существованием  значительных диспропорций в  структуре занятости, ставок заработной  платы на рынке труда и деформацией  мотивационного механизма трудовой  деятельности. Минимальная заработная плата в России  в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь  работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.

Можно выделить следующие особенности  развития рынка труда в России:

1. Рост  безработицы.  В соответствии  с методологией оценки   безработицы  в Федеральном законе « О  занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Госкомстата)10 уровень безработицы составляет  всего 8,2%, однако оценки,  например, английских  транзитологов определяют  его в границах 30%.

  Следует  учесть и тот факт, что  среди  высвобождаемых  работников      по разным причинам  наметилось  увеличение  незанятости  среди выпускников  высших учебных заведений.

2. Изменение  распределения  рабочей силы  по секторам экономики- значительным  потребителем  рабочей силы стал  частный сектор  экономики. Относительно  широкое    распространение получила вторичная занятость, возникло  немало  рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные  предприятия сталкиваются   с большими трудностями   на пути поиска  оптимальной  численности работников, повышение эффективности их использования.

3. Появление  2 млн. беженцев и вынужденных   переселенцев, нуждающихся  в  трудоустройстве.

4. Трудовой  потенциал общества используется  все  менее  эффективно: объем  производства  сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее  на многих предприятиях избыток  рабочей силы стал еще более  очевиден.

5. Неполная  занятость, обусловленная  не  ее гибкостью, а простоями   предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7 %) –находились в вынужденных отпусках.11

6. Глубокая  территориальная   дифференциация  занятости  -до 10 раз различается  уровень  безработицы  в  экономически активных и депрессивных  регионах. Такая дифференциация   в уровнях безработицы по регионам  объясняется степенью деловой активности  в регионах, сохранившимися  у населения навыками  самостоятельного хозяйствования,  в частности, на  земле.

7. Особенностью  занятости  в постсоциалистических  странах  является  формирование  так называемого  придерживаемого типа  (модели)  занятости12- рабочая сила  не используется   в производстве, но  и не  высвобождается  в другие сферы.

8. Низкий  уровень  пособий  по безработице  также  выступает   отличительной чертой  российского рынка труда.

9. Размывание  границ  между официальной   и теневой  занятостью, расширение  теневой  занятости. В России  сформирован и существует значительный  сектор теневой  экономики  ( порядка 40% производимого ВВП). Однако  он  достаточно  криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.

10.Существенные  различия  между общей  численностью   и официально  регистрируемой  численностью  безработных.

11. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации  работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

  В  развитии рынка  труда  переходной  экономики  прослеживаются    следующие тенденции:

1. Для  переходной экономики  характерен  рост  естественной   нормы  безработицы. Экономический спад  обостряет   проблему безработицы. Для традиционных   рыночных экономик  естественна реакция работодателей    на падение объемов производства   или чрезмерный  рост  заработных  плат в виде   сужения спроса  на труд  и высвобождения.  В нашей экономике  реакция  оказалась  иной- излишняя  рабочая сила  преимущественно  осталась  в трудовых коллективах.

2. Сохранение  перегруженности  рабочей   силой  большинства крупных   и средних  предприятий   является  важной  особенностью  российской модели  реформ  в отличие   от  восточноевропейской, где уже в первой фазе  реформ  безработица достигла  уровня, количественно соответствовавшего  примерно  половине  от общего  падения производства. В России эта пропорция   была в 3-4 раза  ниже. «Придерживание» избыточной   рабочей силы  в первый период  реформ, хотя и   препятствовало  росту    производительности  труда и формированию   необходимого рынка труда, но, с другой стороны, способствовало  снижению  социальной  напряженности  в условиях  низкого  уровня дохода.

3. Такое   удерживание  занятости  проявилось  в скрытой  безработице, что  затрудняет  реализацию  системы   регулирования  отношений   на рынке труда.

4. Усуглубляется   несоответствие между  быстро   изменяющейся   структурой  спроса  на рынке  труда  и сложившейся   ранее   профессионально- квалификационной   рабочей  силы. В переходный  период рынок  труда характеризуется   высоким  уровнем  структурной  безработицы.

5. По  числу занятых  в России  лидировал  в первый период  реформ  государственный сектор (1996г.), на него  приходилась половина всех работающих в народном хозяйстве, 17% на предприятиях смешанных форм собственности, 33% -в  частном секторе. Кроме того, в производственных  отраслях  удельный вес  частных  предприятий  и занятых  на них  ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.

6. Рынок   определяет  рациональную  структуру   занятости  с точки  зрения  эффективного, по Парето, распределения   ресурсов. Но его структура   может быть  неэффективна с  социальной точки  зрения, с  позиции  удовлетворения  потребностей   общества  в материальных  благах, создания  условия  расширенного  воспроизводства.

  Рынок   труда в настоящее время, несмотря  на достаточно  жесткое регулирование,  является наименее  институциализированным  элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные  преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении  целенаправленного  процесса становления формальных институтов рынка труда.

  В  завершении главы замечу, сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

 

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА  В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ  ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

II.1 Цели и задачи федеральной политики занятости в переходный период

  Государственная  политика  занятости, степень ее реалистичности  и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда  и программы  содействия занятости  зависят от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера ее адаптированности  к специфическим условиям  развития  на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в законе «О занятости населения РФ»13, показывает  как бы общую направленность действий, которую следует учесть в конкретной политике  занятости на определенный период времени. Это позволит добиться того, чтобы меры  государственной политики краткосрочного действия  не противоречили объективным тенденциям развития занятости и становления рынка труда, рассчитанным на многие годы.

  Поэтому  схема разработки государственной  политики  на ближайшие годы заключается в переходе от общей формулировки политики занятости  к ее формулировкам, характерным в целом для переходного периода и для ее отдельных этапов. Затем выбираются приоритетные целевые установки  для политики на рынке труда и содействия занятости.

  Государственная  политика занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного  использования трудового потенциала и его развитие.

Информация о работе Рынок труда и его собственности в России