Рынок труда: его сущность, особенности и место в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является – проанализировать состояние рынка труда в современной российской экономике и выявить перспективы его развития.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить понятие, типологию и структуру рынка труда;
- определить сущность трудовых отношений и специфику их формирования на современном этапе хозяйствования;
- раскрыть особенности формирования спроса и предложения на рынке труда;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Сущность, структура и механизм функционирования рынка труда..5
1.1 Понятие рынок труда………………………………………………………....5
1.2 Структура рынка труда……………………………………………………….7
1.3 Механизм функционирования рынка труда….…………………………….13
Глава 2. Рынок труда в современной российской экономике………………...16
2.1 Спрос и предложение на рынке труда…………………………………..….16
2.2 Анализ занятости и безработицы в России………………………………...23
2.3 Экономический кризис и рынок труда…. …………………………………30
Глава 3. Перспективы развития рынка труда в РФ……………………………32
3.1 Проблемы функционирования рынка труда в РФ и пути их решения…...32
3.2 Перспективы развития рынка труда в России..……………………………37
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Рынок труда в РФ.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

2) Количество вакантных рабочих мест на конец отчетного месяца. Данный показатель характеризует число рабочих мест, на которые предприятиям не удалось найти работников, и оставшихся вакантными и составляет величину неудовлетворенного текущего спроса на рабочую силу на открытом рынке труда.

3) Объем и количество предложения рабочей силы может быть оценен с большой точностью посредством учета обращений граждан за помощью в трудоустройстве к официальным организациям. 10

Справедливо заметим, что предложение на рынке труда  характеризует численность и  состав экономически активного населения, заинтересованного и нуждающегося в получении работы. Это активный спрос трудоспособного населения  на рабочие места, относящийся ко всем секторам общественного производства, основанным на наемном труде: государственному, частному, кооперативному укладам хозяйства, совместным предприятиям. Предложение характеризуется количеством лиц, выходящих на рынок труда и обращающихся по вопросам найма в Фонд службы занятости или к отдельным частным предпринимателям.

Говоря о  предложении рабочей силы, следует  отметить, что это объем суммарной  потребности различных групп  населения в получении работы по найму и трудовом источнике  средств существования. Предложение изучается в группировках по полу, возрасту людей, профессиям и образованию, социальному статусу, продолжительности поиска работы и другим признакам. Объем предложения рабочей силы на рынке труда – важный показатель уровня мобильности, рейтинга различных профессий. Предложение рабочей силы формируется за счет молодежи, выпускников учебных заведений. При этом следует ожидать, что в идеале предложение должно соответствовать заявленному спросу на рынке труда, т.е. учебные заведения должны своевременно адаптироваться  в области подготовки востребованных специалистов.

Рассмотрим  особенности рынка труда в  условиях совершенной и несовершенной  конкуренции. Совершенная конкуренция  на рынке трудовых ресурсов предполагает наличие четырех главных признаков:

1. Предъявление спроса на определенный вид труда (т.е. на работников конкретной квалификации и профессии) достаточно большим количеством конкурирующих между собой фирм.

2. Предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и профессии (т.е. входящими в состав некоторой неконкурирующей группы) независимо друг от друга.

3. Отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей трудовых услуг (монопсония), так и их продавцов (монополия).

4. Объективная невозможность агентов спроса (фирм) и агентов предложения (работников) устанавливать контроль за рыночной ценой труда, т.е. принудительно диктовать уровень заработной платы.

На российском рынке труда, претерпевающем пока процесс  сложного становления, есть некоторые сегменты,  в рамках которых преобладают черты совершенной конкуренции. С известной долей условности к ним сегодня можно отнести рынки продавцов, строителей, шоферов, уборщиков, рабочих - ремонтников разного профиля, специализирующихся на ремонте жилья, офисов, бытовой техники, мебели и обуви, подсобных рабочих. Спрос здесь представлен множеством мелких и мельчайших фирм, а предложение –неорганизованной массой рабочих, владеющих этими сравнительно простыми профессиями. Другими словами, как и положено при совершенной конкуренции , и спрос, и предложения атомистичны (многочисленны и малы по размерам).

Что же можно  отнести к внеконкурентным факторам? Прежде всего, это различные институты. Во-первых, к ним относится государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Государство в различных странах устанавливает минимально гарантированный уровень заработной платы, осуществляет индексацию доходов; тормозящее влияние на колебание цены труда оказывают в ряде случаев и другие направления социальной политики государства.

         Во-вторых, профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной платы, как правило, в направлении ее повышения по сравнению с равновесным уровнем.

В-третьих, крупные  корпорации тяготеют, как правило, к установлению сравнительно стабильной во времени стандартной ставки заработной платы, отказываясь слишком часто пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Регулирование рынка труда  предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различный виды социального обеспечения и другие. Рассмотрим важнейшие методы, при помощи которых профсоюзы добиваются повышения заработной платы.

Во-первых, профсоюзы могут  ограничивать предложение услуг  труда. Это достигается, например, введением  высоких иммиграционных барьеров, лоббированием  законов о максимальной продолжительности рабочего времени, удлинением срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, установлением высоких профсоюзных вступительных взносов с одновременным запрещением принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки и тому подобное. Сокращение предложения услуг труда при неизменном спросе на них приводит к росту равновесный цены, то есть ставки заработной платы.

Во-вторых, профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором  ставок заработной платы, содействую установлению ее выше равновесного уровня.

В-третьих, профсоюзы могут  содействовать росту спроса на услуги труда. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос  на услуги труда, например, проведение рекламных кампаний в пользу того или иного товара.

Отраслевой профсоюз часто  выступает как монополия на рынке  труда, при этом его монопольная  власть тем выше, чем большая доля работников данной отрасли входит в  соответствующий профсоюз.

Другое положение на отраслевом рынке труда может сложиться  при наличии на нем монопсонии. Когда в отрасли действует всего один покупатель услуг труда. Такая ситуация может сложиться, например, в небольшом городе, где единственным работодателем выступает одна имеющаяся в нем фирма. Следует заметить, что чистая монополия или чистая монопсония встречаются на рынке труда крайне редко. Дело в том, что в среднем членами профсоюза являются 20-40 % рабочих разных отраслей, а это ослабляет монополию профсоюза. Монопсоническая власть так же не абсолютная, поскольку у работников почти всегда имеются альтернативные возможности трудоустройства.

Разумеется, названные рынки  имеют территориальные особенности. В крупных городах России они  отличаются, например, более высокой  степенью свободы конкуренции. Здесь  наблюдается как повышенный спрос на трудовые услуги определенного вида, так и растущее их предложение. Причем предложение постоянно пополняется за счет притока рабочей силы из других регионов, а равно из стран ближнего(а порой и дальнего) зарубежья.

И все же для современного рынка труда, существующего в условиях как высокоразвитой рыночной, так и переходной экономики, более характерна несовершенная конкуренция, включая такие ее полярно противоположные формы, как монопсония и монополия , где сама конкуренция почти исчезает.

Для формирующего российского рынка труда проблема монопсонии имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Монопсония наглядно обнаруживается на северных территориях России, в бывших “закрытых городах”, работавших на оборону, а также во многих местах, где некогда в плановом порядке были построены градообразующие предприятия. Неотделима она и от ряда естественных монополий, какой является, например, гигантский хозяйственный комплекс Министерства путей сообщения- своеобразное “государство в государстве”, имеющее на своем балансе целые города и поселки.

В подобных случаях  трудящиеся вынуждены предлагать свой труд единственному работодателю, от которого целиком зависит их денежный доход, а порой и само существование. Активно содействовать ограничению монопсонии в России обязано само государство. Обязано по той причине, что в недавнем прошлом именно оно было заботливым родителем монопсонических структур. А главное, потому, что стихийные силы с этой проблемой справиться не в силах. Ведь они действуют лишь в условиях конкуренции, которой при монопсонии нет. В этом случае государственное вмешательство – вовсе не антирыночная мера.

 

2.2 Анализ занятости и безработицы в России

Показатели  занятости населения – важнейшая  макроэкономическая характеристика современного общества, это также характеристика его социального состояния. Очевидна взаимосвязь уровня нравственности в обществе и качества работников и их занятости. Наконец, занятость выступает и как культурологический фактор.

Однако после 1998 г. проблемам занятости в России удаляется все меньше и меньше внимания. Это относится как к соответствующим государственным документам, так и к научным публикациям. Складывается впечатление, что появление безработицы привело к тому, что вопросы качества занятости отступили на второй план по сравнению с вопросами степени охвата населения занятостью. Приоритет явно принадлежит анализу проблемы безработицы. И этому есть вполне объективные причины. Официально считается, что в бывшем СССР безработица была окончательно ликвидирована в конце 30-х годов прошлого столетия, хотя это утверждение нельзя считать в полной мере соответствующим реалиям последних десятилетий. Гораздо более массовое и очевидное распространение безработицы в начале 90-х годов, причем официально признанной, вызвало шок у населения. В 2008 г. органами государственной службы занятости было признано безработными 5308 тыс. человек; в 2009 г. – 7107 тыс. человек; в 2010 – 6800 тыс. человек; в 2011 – 5600 тыс. человек. По результатам обследования занятости населения Федеральной службой государственной статистики выявлено в 2010 г. 69804 тыс. человек занятых в экономике.11

В то же время численность занятого населения является оборотной стороной безработицы, это также показатель качества занятости. Категории занятости и безработицы тесно взаимосвязаны. Поэтому оценка безработицы выступает важнейшим показателем положения с занятостью в обществе.

Однако, число  безработных не дает возможности  получить реальную оценку этого явления. Одно дело, когда человек, оказавшись безработным, трудоустраивается через 1,5–2 недели, и совершенно другая ситуация складывается, если поиск работы затягивается не на недели, а на месяцы. В этом случае потери возрастают неизмеримо.

В связи с  этим было бы более правильно определять безработных не только по числу людей, но и по количеству потерянных человеко-месяцев, т.е. по уменьшению масштабов занятости  населения. Эти потери занятости могут быть оценены как произведение численности безработных и продолжительности поиска работы в данном году.

В 2011 году практически 4 из 10 безработных искали работу более года. Опыт показывает, что за такой отрезок времени человек практически теряет свои профессиональные знания и навыки. Он деквалифицируется. Его надо реабилитировать как работника. А для этого необходимо создавать специализированные курсы. С другой стороны, спрос на рабочую силу систематически меняется – все более возрастает спрос на квалифицированных работников. И, следовательно, остро встает проблема профессиональной переподготовки вчерашних безработных.

Вместе с  тем, оценивая потери занятости из-за безработицы, необходим учет того, что  они объективно обусловлены. Фрикционная и структурная безработица имеют место независимо от фазы промышленного цикла. Это обстоятельство нельзя забывать.

Из характера  развития безработицы непосредственно  вытекает вывод, что в настоящее  время мы ведем борьбу с последствиями  безработицы, а её надо упреждать. И это, наверное, должно стать центральным моментом в деятельности Государственной службы занятости. Только в этом случае окажется возможным минимизировать потери занятости из-за безработицы и максимизировать занятость.

Развитие занятости неразрывно связано с демографической ситуацией в стране. Численность населения, начиная с 2000 года, систематически сокращается. За 2002 - 2010 гг. оно уменьшилось на 2,3 млн. человек. Эти изменения происходят весьма своеобразно. За рассматриваемый период численность населения в трудоспособном возрасте увеличилась на 5,9 млн. человек, детей и подростков уменьшилась на 11,4 млн. человек, а старше трудоспособного возраста возросла на 1,1 млн. человек.12

Данные таблицы 3 показывают, что движение численности отдельных групп населения определяется фазой промышленного цикла. За 2008-2011 гг. – период системного кризиса – численность экономически активного населения сокращалась незначительно. Это определялось тем, что численность занятых уменьшается, и весьма значительно, но численность безработных увеличивалась. В результате в тот период возрастает уровень безработицы и падает уровень занятости и экономической активности населения. В то же время существенно возрастает контингент экономически неактивного населения.

В период оживления  и подъема экономики картина  принципиально меняется. Существенно  возрастает занятость населения  и сокращается безработица, в  результате чего экономически активное население опять-таки изменяется очень  незначительно. Численность экономически неактивного населения практически стабилизируется.

В ближайшей  перспективе в России будет происходить  сокращение численности населения  в трудоспособном возрасте. В таблице 1 отражена стабилизация численности этой группы в последние годы. Дальнейшее развитие будет вести к дефициту предложения труда.

В то же время  численность экономически неактивного  населения после некоторого роста  также стала сокращаться, хотя именно эта группа населения могла бы выступить резервом рабочей силы (Таблица 2).

Вместе с тем, необходимо отметить, что их образовательный уровень существенно ниже, чем у занятых в экономике. Доля лиц, имеющих высшее образование, среди занятого населения составляет 22,2%, а среди экономически неактивного населения 8,0%.

Информация о работе Рынок труда: его сущность, особенности и место в российской экономике