Рынок олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей, моделей олигополистического рынка в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить сущность олигополии.
2. Рассмотреть модели олигополий.
3. Выявить особенности олигополистического рынка в России.
4. Выявить проблемы на рынке в условиях олигополии.
5. Изучить, каким образом государство регулирует деятельность фирм-олигополистов в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ
1.1 Сущность понятия «олигополия»
1.2 Классификация олигополий
1.3 Модели олигополистического рынка
1.3.1 Модель Курно
1.3.2 Модель Штакельберга
1.3.3 Модель кривой Суизи
1.3.4 Модель Чемберлина
1.3.5 Модель Бертрана
1.3.6 Модель Эджуорта
1.3.7 Модель олигополии в теории игр
1.4 Последствия олигополий
ГЛАВА 2 ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Особенности олигополистического рынка РФ
2.2 Картельный сговор в Российской экономике на примере рынка каустической соды.
2.3 Топливный кризис 2011 года
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИЙ
3.1 Второй антимонопольный пакет: введение уголовной ответственности за картельный сговор.
3.2 Третий антимонопольный пакет: введение оборотных штрафов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 194.72 Кб (Скачать)

ОАО «Хабаровский НПЗ» (входит в структуру НК «Альянс»)12: в связи с осенним периодом, когда идет подготовка к отопительному сезону и на дорогах появляется больше транспорта, спрос на бензин значительно вырастает. Завод работает на полную мощность, но среднесуточные продажи топлива превышают объем производства, и он не в силах изменить эту ситуацию. Завод остановил практически все оптовые поставки бензина.

На сегодняшний день около 60% розничного рынка бензина в  России составляют независимые АЗС. Однако независимость их весьма условна, поскольку изначально они зависят  от цен, устанавливаемых ВИНК, которые  подкармливают «свои» заправки. Излишки  они продают через биржу, где  идет дополнительная накрутка цены на топливо.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИЙ

3.1 Второй антимонопольный пакет: введение уголовной ответственности за картельный сговор.

 

К 15 сентября 2008 года ФАС внесла второй антимонопольный пакет: речь идет о введении уголовной ответственности за картельный сговор.

 По данным ФАС в  2007 году было выявлено 1590 случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке и 226 противозаконных картельных соглашений. Только в 2006-2007 годах появилось законодательное определение картеля и оборотные штрафы. Но этого недостаточно, ФАС внесла поправки в Уголовный кодекс. Они позволят МВД вести прослушку подозреваемых в картельном сговоре, упростят сбор доказательств их вины. Ведь судье недостаточно видеть, что десять компаний одновременно подняли цены, ему нужны доказательства факта сговора. Понятно, что в большинстве случаев это должны быть магнитофонные записи переговоров, ведь бумаг на эту тему никто не подписывает. Сейчас доказать картельный сговор иногда удается на финансовых рынках.

Если говорить об опасности картелей то, даже в США, где очень жесткое антикартельное законодательство, по их собственным оценкам, ежегодный ущерб от картелей превышает 300 миллиардов долларов. В Европе ежегодно завершается около 40 судебных процессов против картелей с самыми маленькими штрафами в сотни миллионов евро.11

 Для того чтобы наказать картели, ФАС меняет свою структуру. В частности, образованы новые подразделения - управление по борьбе с картелями и управление информационных технологий. Предполагается, что управление по борьбе с картелями будет работать в тесном взаимодействии со структурными подразделениями, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства в отдельных сферах экономики, а также обеспечивать взаимодействие ФАС России и правоохранительных органов при расследовании картельных соглашений.

Что касается ужесточения  наказаний за картельный сговор, то в принципе мера очень хорошая. Но бороться с этим явлением не просто, доказать картельный сговор можно только через очень серьезные оперативно розыскные мероприятия. Каждое дело занимает годы, приходится внедрять агентов, организовывать слежку и так далее.

 С другой стороны,  в России на самом деле подготовлена  почва, чтобы эти картели, во-первых, благополучно существовали, во-вторых, чтобы их деятельность было легко расследовать. В России очень много отраслей, которые весьма олигополичны. Олигополия - это когда несколькими ключевыми игроками контролируется тот или иной рынок. Ведь когда есть всего несколько компаний им легче вступить в сговор. Правда, рыночная практика показывает, что это не так-то просто, потому что они борются за более сильное, монопольное положение. И во всех подобных соглашениях стараются друг друга, говоря на сленге, "кинуть". Те, у кого здоровые моральные принципы, чаще договариваются. И это самый идеальный вариант. Все делают одно и то же, а рынку приходится играть по их правилам.

Изменения в законодательстве сами по себе ничего не решат, хотя бороться с картелями нужно. Вся экономическая наука говорит о том, что идеальный вариант для всех - держать одинаковую цену. Если один из них начинает задирать цену, то его сегмент рынка сужается. И дальше он может проиграть. Опускает цену - рынок расширяет, но при этом тоже можно потерять деньги. Ведь конкуренты могут поступить точно так же, и тогда уже все пострадают. А если они все вместе подняли цены, то они все и заработали. Такая схема работает во многих отраслях.

 Важно, чтобы действовала  презумпция невиновности, и решения не принимались лишь на том основании, что деятельность компании выглядит подозрительной. Ответственные органы должны брать на себя труд доказать, что картельный сговор действительно имеет место быть. Для этого есть все предпосылки.

 

 

3.2 Третий антимонопольный пакет: введение оборотных штрафов

 

 

С принятием третьего антимонопольного пакета ФАС смогла обеспечить все наиболее эффективные механизмы регулирования в нашей стране. Это особенно важно, когда Россия вступает в ВТО и предполагается максимальная свобода торговли по общим правилам. В таких условиях жесткая, качественная работа антимонопольных органов имеет большое значение.

Существенно усовершенствованы институты административной ответственности, административного наказания для того, чтобы можно было их активно применять для пресечения нарушений антимонопольного закона. Большое значение для соблюдения антимонопольного законодательства имело введение оборотных штрафов, которые исчисляются исходя из почти годового оборота компании на рынке того товара, где произошло нарушение. Но когда говорят, что размер санкций составляет от 1 до 15%, дискреция минимального и максимального штрафа составляет 15 раз, то это, конечно, норма, которая является коррупцеемкой с точки зрения ее применения.12 Для того чтобы единообразно применять ее по всей стране, мы ввели методические рекомендации. Третий антимонопольный пакет четко ранжирует все обстоятельства совершенного правонарушения. Он ввел специальные элементы смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств для юридических лиц применительно к нарушению антимонопольного законодательства.

Применение нового порядка  приведет к тому, что средний штраф  составит около 8% от годового оборота. В то время как сегодня по методикам ФАС он составляет 4,5%. Произойдет определенное ужесточение санкций. Каждый случай индивидуален. Но это не значит, что везде будет 8%. Где-то будет 15, где-то - 1%.13

Третий антимонопольный  пакет сформулировал четкий перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств  для юридических лиц.

В частности, к смягчающим обстоятельствам для юридических лиц относятся

  • устранение последствий совершенного данного правонарушения,
  • содействие в расследовании данного правонарушения,
  • отказ от противоправных действий, когда возбуждается административное производство,
  • добровольное исполнение предписаний, которые выданы антимонопольным органом, и т.д.

Это уже фактически те обстоятельства, которые можно администрировать, которые можно четко устанавливать, использовать при решении вопроса  об административной ответственности. То же самое, когда говорят об отягчающих административных обстоятельствах. Некоторые из них были и раньше. Например, повтор административного правонарушения всегда рассматривается как отягчающее ответственность обстоятельство. К числу отягчающих обстоятельств отнесена длительность правонарушения. Если правонарушение продолжается больше одного года, то это уже отягчающее обстоятельство. К числу отягчающих также относится размер ущерба, который причинен правонарушением. Ущерб может быть в некоторых случаях не прямой, а в виде упущенной выгоды, неполученного дохода и т.д. И если такой ущерб превышает один миллион рублей, то это отягчающее обстоятельство. Кроме того, к числу отягчающих отнесено такое обстоятельство, как организация картеля. Здесь, безусловно, ужесточение административной ответственности.

Данные обстоятельства не просто прописали в Кодексе об административных правонарушениях, но и определили, как они должны учитываться в размере штрафа. Теперь должностное лицо антимонопольного органа не может варьировать штраф по своему усмотрению. При отсутствии смягчающих и отягчающих обстоятельств размер штрафа определяется как середина между минимальной и максимальной санкцией. А если есть смягчающие или отягчающие административную ответственность обстоятельства, то каждое из них учитывается как одна восьмая разницы максимального и минимального штрафа. И, соответственно, они либо увеличивают на одну восьмую и еще на одну восьмую, если несколько отягчающих обстоятельств, тот штраф, который подлежит наложению, либо уменьшают. Такой алгоритм теперь четко закреплен в законе. Снимаются споры по поводу того, как происходит исчисление размеров штрафов, и, соответственно, решаются все вопросы с определением конкретной санкции в конкретном административном производстве. Более того, все эти обстоятельства становятся юридически значимыми, и антимонопольному органу нужно будет доказывать, имело место именно такое обстоятельство либо его не было.

В законе появилась статья 18.1, которая регламентирует рассмотрение жалоб на торги, проведение которых  является в соответствии с законодательством РФ обязательным. У нас распределение всей государственной недвижимости, всего государственного имущества, передача его в аренду обязательно осуществляется на основании торгов. Это статья 17 закона о защите конкуренции - обязанность проводить торги. Большинство из них в форме аукциона, часть - в форме конкурса. Есть обязанность проведения торгов в Земельном кодексе при распределении земельных участков. Или обязанность проведения торгов по квотам на вылов рыбы, при передаче водных объектов, леса и т.д. Закон вводит систему административного обжалования нарушения правил проведения этих торгов. Дело в том, что если правила торгов нарушаются и заключается договор по результатам торгов, то его расторжение возможно только в судебном порядке. Как показала практика, возможность возврата сторон к исходному состоянию, возможность восстановления конкуренции близится к нулю. Потому что решить проблему через систему судебного обжалования практически невозможно. Договор либо исполнен, либо возврат в исходное состояние, условно говоря, приведет к нарушению прав обеих сторон. В такой ситуации может пострадать сторона, которая не виновата. Поэтому решить вопросы обоснованности-необоснованности отклонения участников от торгов, необоснованного допуска или нарушения правил определения победителя наиболее эффективно в момент, когда проводятся сами торги, и до заключения самого договора по результатам торгов. Именно поэтому закон вводит сокращенный административный порядок обжалования, когда антимонопольный орган в семидневный срок обязан рассмотреть жалобу на торги и принять по ней соответствующие решения. В случае если произошло нарушение, выдать предписание по устранению данного нарушения. А если нарушения нет, заключается договор и никакие подводные камни никому не грозят.

Еще одно новшество - введение системы административной ответственности  для военнослужащих и имеющих  специальные звания сотрудников  органов внутренних дел, органов  и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной  службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Для  лиц, имеющих специальные воинские звания установлен особый порядок привлечения к ответственности. Лица, которые занимают воинские должности в органах государственной власти, несут ответственность на равных основаниях с другими чиновниками. И в их отношении возможно применение санкций. Кроме того, закон расширяет перечень нарушений, которые могут быть признаны правонарушениями со стороны органов власти. В частности, установление платных услуг в том случае, когда плата за услуги не предусмотрена законодательством со стороны органов законодательной власти, является нарушением антимонопольного законодательства. Орган государственной власти, вводящий необоснованные требования к участникам товарного рынка, ограничивает конкуренцию. Теперь и это будет пресекаться.

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной  для общества монопольной власти. В последние годы российское антимонопольное законодательство претерпело радикальные изменения. В 2006 году был принят новый закон «О защите конкуренции». Резко повышены санкции за нарушения: в 2007 году введены оборотные штрафы, а в 2009 году – уголовная ответственность за ограничения конкуренции. Изменение законодательства, более активная деятельность Федеральной антимонопольной службы по его применению повысили роль антимонопольной политики как с точки зрения её воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения места в системе государственного управления.  Инструменты антимонопольной политики предназначены для защиты несовершенной конкуренции. Результаты применения антимонопольного законодательства в России с точки зрения достижения его прямой цели – способствования развитию конкуренции, – неоднозначны. Для выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию законодательства сначала надо сделать выбор между двумя принципиально разными стратегиями. Либо антимонопольной политике возвращается положенное ей место как политике, нацеленной на защиту конкуренции (с разумным разграничением между легальными и нелегальными действиями в законодательстве и с разумными стандартами доказательств), либо антимонопольная политика продолжает применяться как инструмент достижения текущих политических и популистских целей. Во втором случае антимонопольная политика замещается регулированием, со всеми его дополнительными возможностями и недостатками. И антимонопольное законодательство перестает быть инструментом поддержки конкуренции, сохраняя свое название, но не суть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Олигополистическая рыночная структура — одна из самых распространенных структур рынка в современной  экономике.

Борьба за так называемое «место под солнцем» всегда была, есть и будет. Любой руководитель, а тем более крупной фирмы, ведет свою фирму к тому, чтобы она была известна и, конечно, приносила хорошую прибыль.

Выявлена сущность такой  структуры рынка как олигополия, она заключается в  том,  что  на  нем действуют несколько поставщиков,  причем  любой  из  них  имеет  возможность существенно  повлиять  на  прибыли  остальных  конкурентов.

Рассмотрены модели олигополии такие, как модель А. Курно, модель Штакельберга, модель П. Суизи, модель Чемберлина, модель Бертрана, модель Эджуорта, а также модели олигополии в теории игр. Какая бы не использовалась модель предприятиями, каждая из них пытается увеличить прибыль в данной организации и привести её к лидерству. Основное решение принимается руководством фирмы. От данного решения и выбранной стратегии будет зависеть дальнейшее существование и развитие предприятия.

Информация о работе Рынок олигополии