Рынок олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей, моделей олигополистического рынка в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить сущность олигополии.
2. Рассмотреть модели олигополий.
3. Выявить особенности олигополистического рынка в России.
4. Выявить проблемы на рынке в условиях олигополии.
5. Изучить, каким образом государство регулирует деятельность фирм-олигополистов в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ
1.1 Сущность понятия «олигополия»
1.2 Классификация олигополий
1.3 Модели олигополистического рынка
1.3.1 Модель Курно
1.3.2 Модель Штакельберга
1.3.3 Модель кривой Суизи
1.3.4 Модель Чемберлина
1.3.5 Модель Бертрана
1.3.6 Модель Эджуорта
1.3.7 Модель олигополии в теории игр
1.4 Последствия олигополий
ГЛАВА 2 ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Особенности олигополистического рынка РФ
2.2 Картельный сговор в Российской экономике на примере рынка каустической соды.
2.3 Топливный кризис 2011 года
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИЙ
3.1 Второй антимонопольный пакет: введение уголовной ответственности за картельный сговор.
3.2 Третий антимонопольный пакет: введение оборотных штрафов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 194.72 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ

1.1 Сущность понятия «олигополия»

1.2 Классификация олигополий

1.3 Модели олигополистического рынка

1.3.1  Модель Курно

1.3.2 Модель Штакельберга

1.3.3 Модель кривой Суизи

1.3.4 Модель Чемберлина

1.3.5 Модель Бертрана

1.3.6 Модель Эджуорта

1.3.7 Модель олигополии  в теории игр

1.4 Последствия олигополий

ГЛАВА 2 ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Особенности олигополистического рынка РФ

2.2 Картельный сговор в Российской экономике на примере рынка каустической соды.

2.3 Топливный кризис 2011 года

ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИЙ

3.1 Второй антимонопольный пакет: введение уголовной ответственности за картельный сговор.

3.2 Третий антимонопольный пакет: введение оборотных штрафов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3

5

5

7

8

9

11

13

15

16

17

18

19

21

 

21

 

22

26

 

29

 

29

 

31

36

38


 




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Борьба организации за место лидерства начинается с  самого появления фирмы на рынке. Многие факторы влияют на положение  и существование данной фирмы. Основным звеном является продажа и реализация производимой или поступающей продукции. С помощью этого предприятия  получают прибыль и основной доход.

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Многие отрасли российской промышленности являются олигополиями: нефтепереработка, черная и цветная металлургия, трубная и химическая промышленность. К тому же олигополия привлекает к себе внимание своим специфическим строением, а именно небольшим количеством участников отрасли, но одновременно с этим высоким уровнем степени их взаимосвязи  и взаимовлияния. В связи с этим бесспорной является необходимость детального изучения  многообразия форм олигополии.

Целью работы является изучение особенностей, моделей олигополистического рынка в России.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выяснить сущность олигополии.

2. Рассмотреть модели  олигополий.

3. Выявить особенности  олигополистического рынка в России.

4. Выявить проблемы на рынке в условиях олигополии.

5. Изучить, каким образом государство регулирует деятельность фирм-олигополистов в России.

Объектом изучения является олигополистическая рыночная структура, а предметом – стратегии фирм – олигополистов в зависимости от выбранной модели действий.

 

Данная курсовая работа содержит введение, три главы основной части, заключение с выводами о проделанной работе, а также список используемых литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ

 

1.1 Сущность понятия  «олигополия»

 

 

Слово «олигополия» ввел в  науку английский гуманист Томас  Мор еще в 16 веке. Олигополия (греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую)— это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.1

Характерными чертами  олигополии являются:

  1. Господство в отрасли нескольких относительно крупных предприятий. (не более 10).
  2. Фирмы предлагают либо однородный товар, либо различающийся по качественным характеристикам.
  3. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Барьерами могут быть: эксклюзивный доступ к ресурсам, патенты, эффект масштаба, расходы на рекламу, невозвратные издержки.

На рынке олигополии фирма  является ценоискателем.

Примером олигополии в  России может являться рынок жевательной  резинки, который поделен между  двумя ведущими производителями  Wrigley (ведущие бренды Wrigley и Orbit) и Dandy (бренды Stimorol и Dirol), занимающими почти 98% рынка. Доля остальных участников рынка не превышает 2%.2

Особенности поведения фирм в условиях олигополии:

  1. Поведение фирм тесно взаимосвязано. Фирмы имеют общую кривую спроса, но не имеют индивидуальной кривой спроса. Ее вид зависит от решений, принятых конкурентами. При последовательной игре индивидуальная кривая спроса как бы формируется по остаточному принципу.
  2. Олигополист действует в условиях неопределенности. принимая решения, он пытается предугадать действия конкурентов. либо ориентируется на их прошлое поведение.
  3. Любой сговор в условиях олигополии эффективен, но недолговечен, так как у любой фирмы существует искушение нарушить условия соглашения, а также отсутствуют эффективные механизмы контроля за его соблюдением.
  4. Типы поведения фирм в условиях олигополии:
    1. Независимое поведение – эффективно при глубоком освоении какого-либо сегмента рынка. Товары и услуги фирм сильно различаются по качеству и обслуживанию, фирмы имеют своих собственных покупателей.
    2. Конкурентное поведение -  направленное на передел рынка. Разновидности: демпинг, то есть  продажа товаров по искусственно заниженным ценам, для вытеснения конкурентов с рынка; «ценовые войны» - цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов. Имеет смысл в том случае, если другие фирмы не могут позволить себе снижение цен, так как в данный конкретный момент нуждаются в финансовых ресурсах.
    3. Кооперативное поведение – направлено на сговор с целью удержания высоких цен; в мягкой форме («джентльменское соглашение», «ценовое лидерство») или в жесткой форме (объединение в картель).

Для всех олигополий характерны некоторые общие свойства:

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов – олигополистов;
  • Очень тяжелые условия для других предприятий, желающих попасть на данный рынок;
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме - олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию;
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма - олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора;
  • Существует очень небольшое количество компаний, которые способны заменить продукцию такого олигополистического рынка;
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке;
  • Чтобы описать количество фирм на таком рынке можно использовать соотношений общей доли четырех лидеров. Она должна превысить 40% от всей продукции олигополистического рынка.

 Олигополия в большей  степени распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство  и отсутствуют широкие возможности  для дифференциации отраслевого  товара. Такое положение характерно  для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей,  электротехнической промышленности, а также для оптовой торговли.

 

1.2 Классификация олигополий

 

Олигополии можно классифицировать по признаку дифференциации продукта и по У. Шепарду.3

По признаку дифференциации можно выделить следующие типы олигополии:

  1. классическая олигополия (однородная продукция)
  2. дифференцированная (разнородная продукция у разных фирм)
  3. многопродуктовая (дифференциация продукции внутри фирмы)

 Классическая олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), дифференцированная формируется на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Она характерна для тех отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.

Типы олигополий по У. Шепарду:

  1. Плотная – на 4 ведущих продавца приходится более 60% рынка. Главная характеристика – сговор возможен и легко осуществим.
  2. Неплотная – на 4 продавца приходится менее 40% рынка. Сговор практически невозможен.

Олигополия может быть количественной (модель Курно, модель Штакельберга, модель Чемберлина) или ценовой (модель Бертрана, кривая Суизи, модель Эджуорта). Каждый олигополист в своем поведении на рынке исходит из предположений по поводу того, как будут его соперники реагировать на изменения его собственного поведения. Эти предположения получили название предполагаемых вариаций. Предположения могут формулироваться как предполагаемые объему выпуска продукции, что имеет место при количественной олигополии. Но эти предположения могут формулироваться и как предполагаемые цены, тогда речь идет о ценовой олигополии.4 Также, олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствуют 2—3 фирмы, и расплывчатой, при которой 6 и более фирм делят 70—80% рынка.

 

 

1.3 Модели олигополистического  рынка

 

 

Если рынок имеет олигополистическую структуру, то необходимо еще раз  отметить, что каждый крупный производитель  оказывает существенное влияние на действия конкурентов и на состояние всей отрасли.  Для изучения стратегий поведения фирм в условиях олигополии существует достаточное количество моделей, но ни одну из них нельзя  считать универсальной.

 

1.3.1 Модель Курно

Некооперированная количественная олигополия в своем предельном случае — дуополии впервые была рассмотрена французским ученым О. Курно в 1838 г. Согласно модели Курно, каждый дуополист стремится к максимизации своей прибыли, исходя из предположения, что другой дуополист не будет изменять выпуска, каким бы ни был его собственный выпуск.

 Условия модели:

  1. Решения о выпуске продукции принимаются фирмами одновременно.
  2. Цена зависит от общего выпуска и устанавливается рынком автоматически.
  3. Каждая фирма ориентируется на прошлый выпуск конкурента, считая его неизменным.

Основная задача модели —  определить при каком объеме выпуска  обе фирмы достигают равновесия.

Функциональная зависимость  производства одной фирмы от предполагаемого  объема производства другой фирмы называется уравнением реакции: Q1=f(Q2* ), Q2=f(Q1* ).

Допустим, одна из фирм (например, Б) принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос  полностью обеспечивается выпуском фирмы А. Ее кривая спроса полностью  совпадает с кривой рыночного спроса D1(0) (Рис.1.1-А). При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход MR1(O) и предельные издержки МС. Если, теперь фирма В будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D1(40), а ее производство сократится до 40 (именно в этом случае MR1(40) = MC1).

                        А)                                                              Б)


Рис.1.1 Модель Курно

Соответственно, когда фирма  Б производит 60 единиц, фирма А  уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит  свое производство. Отмечая на графике (Рис. 1.1-Б), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А — QA(QB). Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QB(QA). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

Модель равновесия Курно  предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут  коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая  идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (Рис.1.2).

Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск

Q1 + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).5

Совокупность точек на кривой реакции фирм показывает, какой  будет реакция одной из фирм при  выборе объема своего выпуска на решение  другой фирмы относительно величины своего выпуска. Точка пересечения  кривых реакции рассматриваемых  фирм, совмещенных на единых координатных осях, называется точной равновесия Курно. (Рис.1.1-Б)

Информация о работе Рынок олигополии