Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:53, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей, моделей олигополистического рынка в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить сущность олигополии.
2. Рассмотреть модели олигополий.
3. Выявить особенности олигополистического рынка в России.
4. Выявить проблемы на рынке в условиях олигополии.
5. Изучить, каким образом государство регулирует деятельность фирм-олигополистов в России.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ
1.1 Сущность понятия «олигополия»
1.2 Классификация олигополий
1.3 Модели олигополистического рынка
1.3.1 Модель Курно
1.3.2 Модель Штакельберга
1.3.3 Модель кривой Суизи
1.3.4 Модель Чемберлина
1.3.5 Модель Бертрана
1.3.6 Модель Эджуорта
1.3.7 Модель олигополии в теории игр
1.4 Последствия олигополий
ГЛАВА 2 ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Особенности олигополистического рынка РФ
2.2 Картельный сговор в Российской экономике на примере рынка каустической соды.
2.3 Топливный кризис 2011 года
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИЙ
3.1 Второй антимонопольный пакет: введение уголовной ответственности за картельный сговор.
3.2 Третий антимонопольный пакет: введение оборотных штрафов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Борьба организации за место лидерства начинается с самого появления фирмы на рынке. Многие факторы влияют на положение и существование данной фирмы. Основным звеном является продажа и реализация производимой или поступающей продукции. С помощью этого предприятия получают прибыль и основной доход.
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Многие отрасли российской промышленности являются олигополиями: нефтепереработка, черная и цветная металлургия, трубная и химическая промышленность. К тому же олигополия привлекает к себе внимание своим специфическим строением, а именно небольшим количеством участников отрасли, но одновременно с этим высоким уровнем степени их взаимосвязи и взаимовлияния. В связи с этим бесспорной является необходимость детального изучения многообразия форм олигополии.
Целью работы является изучение особенностей, моделей олигополистического рынка в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить сущность олигополии.
2. Рассмотреть модели олигополий.
3. Выявить особенности олигополистического рынка в России.
4. Выявить проблемы на рынке в условиях олигополии.
5. Изучить, каким образом государство регулирует деятельность фирм-олигополистов в России.
Объектом изучения является олигополистическая рыночная структура, а предметом – стратегии фирм – олигополистов в зависимости от выбранной модели действий.
Данная курсовая работа содержит введение, три главы основной части, заключение с выводами о проделанной работе, а также список используемых литературных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ
1.1 Сущность понятия «олигополия»
Слово «олигополия» ввел в науку английский гуманист Томас Мор еще в 16 веке. Олигополия (греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую)— это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.1
Характерными чертами олигополии являются:
На рынке олигополии фирма является ценоискателем.
Примером олигополии в России может являться рынок жевательной резинки, который поделен между двумя ведущими производителями Wrigley (ведущие бренды Wrigley и Orbit) и Dandy (бренды Stimorol и Dirol), занимающими почти 98% рынка. Доля остальных участников рынка не превышает 2%.2
Особенности поведения фирм в условиях олигополии:
Для всех олигополий характерны некоторые общие свойства:
Олигополия в большей
степени распространена в
1.2 Классификация олигополий
Олигополии можно
По признаку дифференциации можно выделить следующие типы олигополии:
Классическая олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), дифференцированная формируется на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Она характерна для тех отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.
Типы олигополий по У. Шепарду:
Олигополия может быть количественной (модель Курно, модель Штакельберга, модель Чемберлина) или ценовой (модель Бертрана, кривая Суизи, модель Эджуорта). Каждый олигополист в своем поведении на рынке исходит из предположений по поводу того, как будут его соперники реагировать на изменения его собственного поведения. Эти предположения получили название предполагаемых вариаций. Предположения могут формулироваться как предполагаемые объему выпуска продукции, что имеет место при количественной олигополии. Но эти предположения могут формулироваться и как предполагаемые цены, тогда речь идет о ценовой олигополии.4 Также, олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствуют 2—3 фирмы, и расплывчатой, при которой 6 и более фирм делят 70—80% рынка.
1.3 Модели олигополистического рынка
Если рынок имеет
1.3.1 Модель Курно
Некооперированная количественная олигополия в своем предельном случае — дуополии впервые была рассмотрена французским ученым О. Курно в 1838 г. Согласно модели Курно, каждый дуополист стремится к максимизации своей прибыли, исходя из предположения, что другой дуополист не будет изменять выпуска, каким бы ни был его собственный выпуск.
Условия модели:
Основная задача модели —
определить при каком объеме выпуска
обе фирмы достигают
Функциональная зависимость производства одной фирмы от предполагаемого объема производства другой фирмы называется уравнением реакции: Q1=f(Q2* ), Q2=f(Q1* ).
Допустим, одна из фирм (например,
Б) принимает решение о
А)
Рис.1.1 Модель Курно
Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике (Рис. 1.1-Б), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А — QA(QB). Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QB(QA). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.
Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкурируют друг с другом. Ситуация принципиально изменится, если дуополисты договорятся друг с другом и будут коллективно намечать объем производства. Рассмотрим этот случай, предполагая идентичность обеих фирм и линейную кривую спроса (Рис.1.2).
Равновесие Курно достигается, когда Q1 = Q2 = 40, а суммарный выпуск составляет 80 единиц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить ее пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск
Q1 + Q2 = 60. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (40 > 30), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (40 < 60).5
Совокупность точек на кривой реакции фирм показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска. Точка пересечения кривых реакции рассматриваемых фирм, совмещенных на единых координатных осях, называется точной равновесия Курно. (Рис.1.1-Б)