Рынок олигополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей, моделей олигополистического рынка в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить сущность олигополии.
2. Рассмотреть модели олигополий.
3. Выявить особенности олигополистического рынка в России.
4. Выявить проблемы на рынке в условиях олигополии.
5. Изучить, каким образом государство регулирует деятельность фирм-олигополистов в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЛИГОПОЛИИ
1.1 Сущность понятия «олигополия»
1.2 Классификация олигополий
1.3 Модели олигополистического рынка
1.3.1 Модель Курно
1.3.2 Модель Штакельберга
1.3.3 Модель кривой Суизи
1.3.4 Модель Чемберлина
1.3.5 Модель Бертрана
1.3.6 Модель Эджуорта
1.3.7 Модель олигополии в теории игр
1.4 Последствия олигополий
ГЛАВА 2 ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Особенности олигополистического рынка РФ
2.2 Картельный сговор в Российской экономике на примере рынка каустической соды.
2.3 Топливный кризис 2011 года
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИЙ
3.1 Второй антимонопольный пакет: введение уголовной ответственности за картельный сговор.
3.2 Третий антимонопольный пакет: введение оборотных штрафов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 194.72 Кб (Скачать)

Наконец, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом  олигополистические монополии необходимы обществу. На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они в состоянии  финансировать дорогостоящие научные  проекты.

Негативные моменты олигополии сводятся к следующему:

  • олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новой техники и технологий;
  • заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей, (например, повышают цены на продукцию). Это снижает уровень удовлетворения потребностей людей.
  • олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

2.1 Особенности олигополистического рынка РФ

 

 

Российский рынок обладает рядом особенностей, связанных с советским прошлым:

  • экономическая обособленность от других государств,
  • нерыночный способ ведения хозяйства,
  • существенный перевес в сторону производства средств производства и ВПК,
  • высокая степень концентрации управления хозяйствующими субъектами

 

Все эти особенности привели к наличию высокой  доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим велико значение олигополистического рынка для современной экономики России. Согласно статистике явная олигополия существует в сырьевых отраслях, черной и цветной металлургии, т.е. в отраслях на которые опирается современная экономика России. Уровень производства, сосредоточенный в «руках» восьми ведущих фирм, для данных отраслей колеблется от 51 до 62 %. Также нельзя отрицать олигополизированность основных подотраслей химической промышленности и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность).

 Полной противоположностью выступает уровень концентрации производства в легкой и пищевой промышленности. В этих отраслях данный показатель, рассматривающий 8 ведущих фирм, не превышает 10 % от общего объема производства.

Черная металлургия –  одна из классических примеров отраслей олигополистического рынка России. На данный момент на рынке представлено около 20 фирм, но 80 % рынка держат 7 металлургических компаний среди которых: ММК, Северсталь, Новолипецкий металлургический комбинат.

Нефтяная промышленность также считается одной из олигополий России. Ей характерно наличие вертикально-интегрированных  нефтяных компаний (так называемые ВИНКи - промышленные корпорации, деятельность которых объединяет на финансово-экономической  основе полный цикл технологически взаимосвязанных  производств: поиск, разведка и добыча нефти — транспортировка —  переработка природного сырья —  создание товарного продукта и реализация его потребителю), осуществляющих деятельность на всех сегментах рынка. Продавцами на всех рынках нефтепродуктов являются крупнейшие ВИНКи: группы лиц ОАО  «Сургутнефтегаз», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» (согласно «Докладу о состоянии конкуренции в  Российской Федерации» на 2009 год Федеральной  Антимонопольной службы России).8

 

 

2.2 Картельный сговор в Российской экономике на примере рынка каустической соды

 

 

У российской антимонопольной  службы появились возможности разоблачения картельных соглашений и сговоров на рынке. Первое громкое дело — разгром картеля на рынке каустической соды. Эту монопольную ситуацию ФАС пыталась разрушить около восьми лет.

 В начале марта в  Москве в отеле Ritz-Carlton состоялась  международная конференция консалтинговой  компании Creon «Каустическая сода  — 2012». Главной целью конференции  стал поиск вариантов выхода  из конфликта между Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и производителями каустической соды и хлорной продукции во главе с Единой торговой компанией (ЕТК).

 В 2005 году ФАС уже вроде как ликвидировала монополию ЕТК на рынке каустической соды и ПВХ. В конце 2003 года ЕТК замкнула на себя продажи всех российских производителей каустика и вдвое повысила цены на него. В феврале 2005-го стороны пришли к мировому соглашению: ЕТК признала свою вину и согласилась выплатить в бюджет часть прибыли — около 20 млн рублей. Кроме того, компания обязалась сократить свою долю на внутреннем рынке менее чем до 50%, а также согласовывать с ФАС повышение цен на соду и объемы прироста экспортных поставок. В свою очередь, антимонопольное ведомство признало, что с 1 октября 2004 года цены ЕТК не являются монопольно высокими, и отозвала иски.

 Сейчас их обвиняют в организации картельного сговора. Единая торговая компания разными способами координирует деятельность предприятий — производителей каустической соды, определяя, по какой цене, кому и как продавать каустическую соду. Цены на каустик опять выросли — и на этот раз благодаря согласованным действиям ЕТК и других ключевых участников рынка.

 В начале этого года  ФАС смогла доказать существование  картельного сговора на рынке  жидкой каустической соды и  приняла решение наложить на  участников рынка оборотные штрафы  в размере от 1 до 15% от выручки,  а также передать дело об  участвовавших в формировании  картеля физических лицах в  правоохранительные органы.

15 декабря 2011 года ФАС  России признала 23 участника рынка жидкой каустической соды нарушившими пункты: 1,3 и 4 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающее конкуренцию соглашения и согласованные действия). «ЕТК» заключило и участвовало в соглашении, которое привело к установлению и поддержанию цен на оптовом рынке поставок жидкой каустической соды, к разделу товарного рынка по объему продажи товара, составу продавцов, покупателей и территориальному принципу, а также экономически и технологически необоснованным отказам в заключении договоров с покупателями жидкой каустической соды.

Федеральная антимонопольная  служба России 23 апреля 2012 года оштрафовала ОАО «Единая торговая компания» («ЕТК») на сумму свыше 912 миллионов рублей (точный размер штрафа— 912 033 361 рубль).9

По сути, в 2005 году Единая торговая компания и участники оптового рынка жидкой каустической соды заключили  соглашение, которое предусматривало  раздел рынка по территориальному признаку, по объемам реализации, по продавцам, по покупателям. Кроме того, был установлен порядок ценообразования. В результате этого соглашения совокупная доля реализации едкого натра через ЕТК в 2006-2010 годах достигала 62,5-77,2%.9 Контроль за сбытом таких объемов позволял и позволяет участникам соглашения, регулируя объемы поставок, в том числе на экспорт, поддерживать высокие цены на внутреннем рынке оптовых поставок жидкой каустической соды. При этом цены поставок жидкой каустической соды на внутренний рынок на протяжении пяти лет значительно превышали цены жидкой каустической соды, реализуемой на экспорт, а в 2009 году так и вовсе стали в разы выше мировых и остаются выше них до сих пор. Более того, рынок был разделен участниками соглашения по объему продажи товара, составу продавцов и покупателей, территориальному признаку и географии поставок таким образом, что, как правило, конечным покупателям приходится покупать и оплачивать перевозку товара с заводов-производителей, находящихся на значительном удалении. Такая схема поставок позволяла практически бесконтрольно повышать цену на жидкую каустическую соду, поскольку в эту цену включаются расходы на транспортировку (в том числе на эксплуатацию цистерн для перевозки жидкой каустической соды), которые занимают существенную долю в цене товара.

 Если смотреть объективно на получившуюся ситуацию, то хлор и каустик уходят с российского рынка на экспорт. Здесь нет такого спроса на него, как раньше. Россия серьезно сократила производство химических волокон, которое было одним из основных потребителей каустической соды. Многие электростанции перешли с угля на газ, а на промывку угольных котлов тоже уходило много каустика. Сократилось также производство каустика у еще одного крупного потребителя — целлюлозно-бумажной промышленности. И там озаботились экологическими проблемами и стали переходить на более щадящие для природы способы отбелки целлюлозы — перекисью водорода. Поэтому вскоре перед хлорными предприятиями встал вопрос, куда девать каустик. С хлором похожая ситуация, ему тоже либо нашли замену, либо не стало тех предприятий, которые покупали.

Сейчас хлорная индустрия  России за редкими исключениями являет собой пример классической отрасли - совокупности заводов с морально и физически устаревшими, изношенными, не соответствующими никаким техническим нормам активами, в которые их собственники инвестируют весьма неохотно и всячески оттягивают их неизбежную ликвидацию, пытаясь извлечь максимум прибыли любыми средствами. Такие компании объединяются в группы и ассоциации, отчаянно цепляются за любую возможность остаться в отрасли, до последнего сопротивляются давлению импортеров, стратегических инвесторов и сообщества потребителей. Они готовы приводить лукавые цифры, ангажировать неискушенных журналистов и старшее поколение технологов и ученых, апеллировать к государственным и общественным интересам, жаловаться и одновременно говорить о собственных достижениях.

 ФАС не вникает в экономическую суть дела. Рынок каустической соды не эластичен. Его сколько нужно, столько и покупают. От того, что на рынке появится избыточное предложение, больше не продашь. Реализация предписаний ФАС в полном объеме означает, что предприятиям необходимо сократить производство на 200 тысяч тонн. Девать их некуда. Сейчас они вывозятся по экспорту. Слить их невозможно, хранить нельзя. Это может достигаться таким образом, что все понемножку сократят либо какие-то предприятия полностью закроются и автоматически уйдут с рынка. Проблема в том, что ситуация в целом не рассматривается государством.

Сейчас в отрасли реализуется  два новых инвестиционных проекта  создания новых производств каустической соды и хлора. «Галополимер» в  Кирово-Чепецке планирует производить 200 тыс. тонн каустической соды (сейчас 90 тыс. тонн), «Русвинил» в Кстово будет  нарабатывать 235 тыс. тонн каустика ежегодно (сейчас завод «Капролактам» «Сибур-Нефтехима» производит 63 тыс. тонн). «Русвинил» будет экспортировать от четверти до трети производимого каустика, а остальные объемы продавать в регионах европейской части России. Эти проекты в корне изменят баланс рынка, что может привести к закрытию старых, маломощных и неконкурентоспособных производств.

В 2010-2011 годах управление по борьбе с картелями ФАС провело  уже около полусотни проверок по такому сценарию. Усматриваются картельные сговоры на фармацевтическом рынке, среди поставщиков униформы для силовых структур, на рынке энергетического угля, продуктов питания (гречка, мука, хлебопродукты), нотариальных услуг.

 

 

2.3 Топливный кризис 2011 года

 

Постоянно растущие цены на топливо «вымывают» средства у предприятий, и конечно это имеет последствия, отражающиеся на всех отраслях экономики. Прибыльность многих компаний снижается, а у некоторых начинаются перебои с поставками сырья и готовой продукции.

 Топливный кризис случился, несмотря на то, что доминирующие на рынке вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), а в Приморье их две — НК «Альянс» и «РН-Востокнефтепродукт», которые контролируют почти всю нефтепереработку, нефтебазы, а также значительную часть АЗС, в последние месяцы испытали особое давление руководства страны. Практически весь 2011-й год ВИНК занималась и ФАС.

Можно привести такие объяснения, что крупнейшие игроки создают искусственный дефицит, чтобы вытеснить с рынка независимые автозаправки. По сути, «РН-Востокнефтепродукт» и «Альянс» из монополий превратились в олигополии: производителей сейчас значительно меньше, чем было бы в условиях конкуренции. НК изымают топливо из оборота, создавая искусственный дефицит.

 Это приводит к тому, что стоимость автомобильного  топлива в Приморье уверенно  идет вверх. С августа 2011 года цена за литр топлива выросла в среднем на 70 коп. «Роснефть» и вовсе повысила стоимость литра сразу на рубль, и теперь АИ-92, например, во Владивостоке стал стоить 28,1 руб., АИ-95 — 29,6 руб., АИ-98 — 31,8 руб., дизель — 28,39 руб. Не отстает и «НК Альянс». АЗС этой компании в сентябре предлагают заправляться на 60-70 коп. дороже, в зависимости от марки топлива. Так, литр АИ-92 стоит здесь 28,89 рублей, АИ-95 — 30,39 руб., АИ-98 — 32,59 руб., дизтопливо — 28,39 руб.10

 Высокая стоимость  топлива бьет по экономике  большинства предприятий. Транспортные расходы включены в цены на сырье, тару, упаковку, расходные материалы, которые поступают из разных регионов страны, а также из-за границы. Идет увеличение постоянных издержек.

 Происходит снижение рентабельности производств. А поскольку практически все мощности запущены настолько, что никакие амортизационные отчисления не спасают, следует ждать очередного роста цен на оптовых и розничных рынках. Возможны также перебои с поставками сырья и готовой продукции. В любом случае при увеличении стоимости топлива затраты предприятия на производство и доставку продукции возрастают. Если расходы растут, а цены не меняются, то разница между затратами и доходом, т.е. прибыль, становится меньше, а в один «прекрасный» момент может обернуться убытком. Последствия очевидны: предприятие испытывает финансовые трудности, рабочие не получают зарплату, налоги не поступают в бюджет. Поэтому рост цен на продукцию неизбежен.

Информация о работе Рынок олигополии