Рынок, его сущность, функции и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования: изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы рынка
2. Изучить типологию, структура и инфраструктура рынка
3. Рассмотреть проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры РК

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретические основы рынка……………………………………..5
1.1 Эволюция взглядов на понятие рынка………………………………..5
1.2 Сущность рынка…………….…………...……………………………9
1.3 Функции рынка……………………………………..………………12
2. Типология, структура и инфраструктура рынка……………..15
2.1 Типология рынка…………………………….………………………15
2.2 Структура рынка…………………………………………………….19
2.3 Инфраструктура рынка……………………………………...………23
3. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры РК………………………………………………….26
3.1 Перспективы развития рыночной инфраструктуры………...………25
Заключение……………………………………………………………35
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

     -расцвет  теневой экономики, «серого» и  «черного» рынков;

     -попытка  усиления региональных рынков, разгул  центробежных сил;

     -расцвет  бартерных сделок вместо более  развитых товарно – денежных отношений;

     -деформация  экономических интересов субъектов  рыночных отношений (например, у  торговцев возникает интерес  не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному  труду, риску в хозяйственной  деятельности;

     -отсутствие у потребителя права выбора товара.

     Наиболее  ярким примером деформации рынка  может служить рынок в нашей  стране. Условия функционирования рынка  в нашей стране были таковы, что  его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет. Это  привело к заявлениям об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли – продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован[15; с.62]

     Чтобы устранить деформацию рынка, необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству и последующего его развития. Такими условиями являются:

     -наличие  в экономике разнообразных форм  собственности и хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из нее, достаточное количество производителей (не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции);

     -обеспечение  свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельности, независимости и ответственности за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способности самостоятельно заключать контракты, договоры, размещать и принимать заказа, свободная купля – продажа;

     -формирование  механизма свободного ценообразования,  право рыночных субъектов самим  устанавливать цены. Классический  рынок как бы задает извне  «невидимой рукой» цену покупателям  и продавцам;

     -свободное  маневрирование ресурсами, их  наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития, возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения;

     -полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

     -наличие  рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса  отраслей, систем, служб, предприятий,  обслуживающих рынок;

     -сохранение  наряду с распространением рыночных  отношений значительного нерыночного  сектора экономики;

     -последовательная  интеграция национальной экономики  в систему мирохозяйственных  связей;

     -обеспечение  со стороны государства социальных  гарантий гражданам, предоставление  всем равных возможностей в  «зарабатывании средств» и поддержка  нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

     Современная модель рыночного хозяйствования, которая  сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется следующими общими закономерностями: максимальной приватизацией, открытостью рынков, высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка, в частности, развитой системой методов финансово – бюджетного регулирования национальной экономики, конвертируемостью валюты, экономическим ростом и циклическим характером развития экономики в целом[18; с.76]. 

     2.2 Структура рынка 

     Характеристику  рынка как совокупности или арены  купли – продажи можно раскрыть через его структуры, систему  и инфраструктуру.

     Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

     Признаками  любой структуры являются:

     -тесная  связь между ее элементами;

     -определенная  устойчивость этих связей;

     -целостность,  совокупность данных элементов.

     Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

     Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит  от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

     По  объектам:

     Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров  и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных  социальных групп, каждой семьи, каждого  человека. Здесь в наибольшей степени  проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

      -рынок продовольственных товаров  (продукты питания, продовольствие);

     - рынок непродовольственных товаров,  предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;

     - рынок услуг охватывает платные  услуги по бытовому обслуживанию  населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

     Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров[19; с.104]:

     - рынок жилья распространяет свои  действия на жилые помещения;

     - особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.

     Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу  экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и  промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.

     Рынок труда, или рабочей силы (входит в  рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

     Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.

     Денежный  рынок -  это рынок купли-продажи  краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование  согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

     Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в  титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике[20; с.98].

     Рынок информации. Товаром на подобном рынке  выступает специфический продукт - информация, значение которой в  производстве и общественной жизни  чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

     Рынок инноваций -  это специфическая  область купли -  продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

     По  субъектам:

     Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта  товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

     Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную  роль играет количество товаров и  услуг, качеству уделяется минимальное  внимание

     Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных  организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

     Рынок промежуточных продавцов – совокупность экономических отношений лиц  и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

     По  общественному разделению труда:

     Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;

     Региональный  рынок 

     Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;

     Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

     По  уровню насыщения:

     -Равновесный  рынок - спрос и предложение  примерно совпадают;

     -Дефицитный  рынок - спрос превышает предложение;

     -Избыточный  рынок - предложение превышает спрос;

     По  степени зрелости:

     -Неразвитый  рынок;

     -Развитый  рынок;

     -Формирующийся  рынок;

     По  степени ограниченности конкуренции:

Информация о работе Рынок, его сущность, функции и структура