Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа
Актуальность определила цель исследования: изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы рынка
2. Изучить типологию, структура и инфраструктура рынка
3. Рассмотреть проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры РК
Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретические основы рынка……………………………………..5
1.1 Эволюция взглядов на понятие рынка………………………………..5
1.2 Сущность рынка…………….…………...……………………………9
1.3 Функции рынка……………………………………..………………12
2. Типология, структура и инфраструктура рынка……………..15
2.1 Типология рынка…………………………….………………………15
2.2 Структура рынка…………………………………………………….19
2.3 Инфраструктура рынка……………………………………...………23
3. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры РК………………………………………………….26
3.1 Перспективы развития рыночной инфраструктуры………...………25
Заключение……………………………………………………………35
Список использованных источников……
Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг[10; с.87].
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Санирующая функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился[11; с.169].
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция
реализации интересов рыночных субъектов
обеспечивает взаимосвязь этих интересов
по принципу, сформулированному А.Смитом:
«Дай мне то, что мне нужно, и
ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический
интерес продавцов состоит в
получении большого дохода, а покупателя
– в удовлетворении потребности с наименьшими
затратами. Соединение этих интересов
предполагает обмен нужными друг другу
полезностями и эквивалентность рыночной
сделки.
2.
Типология, структура
и инфраструктура
рынка
2.1
Типология рынка
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:
1.Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.
2.Уравновешивать
спрос и предложение,
3.Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.
4.«Санитарная»
роль рынка сводится к
Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное социально – философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно – исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается[12; с.94].
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
1.Неограниченное
число участников рыночных
2.Свободный
доступ к любой хозяйственной
деятельности всех членов
3.Полная
мобильность факторов
4.Наличие
у каждого участника полной
информации о рынке (о норме
прибыли, спросе, предложении). Осуществление
принципа рационального
5.Полная
однородность одноименных
6.Ни
один участник свободной
7.Цены
устанавливаются стихийно в
8.Отсутствуют
монополия (один производитель)
Свободный
рынок имеет как и
Преимущества заключаются в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.
Недостатки свободного рынка:
-рынок
приводит к дифференциации в
уровне жизни населения; не
обеспечивает социальную «
-механизм
свободной конкуренции не
-деятельность
свободных конкурентов часто
приводит к нежелательным
-рынок
не создает стимулы для
-рынок
не обеспечивает действенную
мотивацию для фундаментальных
исследований; он реализует уже
имеющиеся научно –
-экономика,
функционирующая на основе
-рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчиненными исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука), но необходимы обществу.
Свободный рынок – это абстракция, в действительности полной свободы нет и быть не может. Ещё Бухарин Н.И. отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Плеханов Г.В. подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями.
Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормально, цивилизованного регулируемого рынка.
Регулируемый
рынок – это результат
Некоторые авторы да недавнего времени заявляли о недопустимости термина «регулируемый рынок» на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система.
Однако рынок может регулироваться:
-с
помощью своего собственного
рыночного механизма,
-а
также государством прямо и
косвенно через госзаказы,
Крайне
важно найти оптимальное
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.
Можно выделить следующие основные черты деформации рынка в условиях административно – командной системы хозяйства:
-отсутствие
многочисленных рыночных
-чрезмерная
централизация в распределении
товарных ресурсов и их
-монополизм производителя и торговца;
-несбалансированность спроса и предложения;
-чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит;
Информация о работе Рынок, его сущность, функции и структура