Рынок, его сущность, функции и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования: изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы рынка
2. Изучить типологию, структура и инфраструктура рынка
3. Рассмотреть проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры РК

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретические основы рынка……………………………………..5
1.1 Эволюция взглядов на понятие рынка………………………………..5
1.2 Сущность рынка…………….…………...……………………………9
1.3 Функции рынка……………………………………..………………12
2. Типология, структура и инфраструктура рынка……………..15
2.1 Типология рынка…………………………….………………………15
2.2 Структура рынка…………………………………………………….19
2.3 Инфраструктура рынка……………………………………...………23
3. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры РК………………………………………………….26
3.1 Перспективы развития рыночной инфраструктуры………...………25
Заключение……………………………………………………………35
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

     Ценообразующая (или эквивалентная) функция –  это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

     Контролирующая  функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов  производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей  соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг[10; с.87].

     Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители  в условиях глубокого общественного  разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

     Информационная  функция дает участниками рынка  через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно  необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

     Санирующая  функция - рыночный механизм – это  не благотворительная система. Она  и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще  социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился[11; с.169].

     Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения  с заработной платой.

     Функция реализации интересов рыночных субъектов  обеспечивает взаимосвязь этих интересов  по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и  ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический  интерес продавцов состоит в  получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Типология, структура и инфраструктура  рынка 

     2.1 Типология рынка 

     Из  сущности рынка и его функций  логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль  рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как  бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соответствует.

     Роль  рынка в общественном производстве сводится к следующему:

     1.Выдавать  сигнал производству с помощью  обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

     2.Уравновешивать  спрос и предложение, обеспечивать  сбалансированность экономики.

     3.Дифференцировать  доходы товаропроизводителей в  соответствии с эффективностью  их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

     4.«Санитарная»  роль рынка сводится к вымыванию  неконкурентоспособных предприятий  и свертыванию устаревших производств.

     Такова  сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или  иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное социально – философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно – исторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается[12; с.94].

     История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

     Неразвитый  рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

     Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

     1.Неограниченное  число участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между  ними.

     2.Свободный  доступ к любой хозяйственной  деятельности всех членов общества.

     3.Полная  мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала.

     4.Наличие  у каждого участника полной  информации о рынке (о норме  прибыли, спросе, предложении). Осуществление  принципа рационального поведения  рыночных субъектов (оптимизация  индивидуального благосостояния  в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации.

     5.Полная  однородность одноименных товаров  (отсутствие торговых марок).

     6.Ни  один участник свободной конкуренции  не в состоянии оказать непосредственное  влияние на решение другого неэкономическими методами.

     7.Цены  устанавливаются стихийно в ходе  свободной конкуренции.

     8.Отсутствуют  монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное  регулирование.

     Свободный рынок имеет как и преимущества, так и серьезные недостатки.

     Преимущества  заключаются в том, что он функционирует  на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через  цены на основе спроса создает ориентиры  для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов, гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок.

     Недостатки  свободного рынка:

     -рынок  приводит к дифференциации в  уровне жизни населения; не  обеспечивает социальную «защиту» населения; социальные последствия – безработица, разорение, бедность отдельных групп населения; распределение на рынке осуществляется на основе полученных доходов, а тот, кто не в состоянии получить этот доход (по состоянию здоровья, старости), обречен на нищенское существование; рынок не гарантирует стабильного уровня цен, а также полной занятости населения; трудоустраиваются только те, на чью рабочую силу имеется спрос[13; с.72].

     -механизм  свободной конкуренции не обеспечивает  экономику нужным количеством денег для развития производства.

     -деятельность  свободных конкурентов часто  приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окружающей среды,  загрязнение продуктов питания  вредными веществами);рынок зачастую  игнорирует потенциально негативные  последствия принимаемых решений, а также не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

     -рынок  не создает стимулы для производства  товаров и услуг коллективного  пользования, не в состоянии  обеспечить общество услугами, в  которых нуждается любой человек  и от которых никто не получает прибыли (оборона, охрана природы).

     -рынок  не обеспечивает действенную  мотивацию для фундаментальных  исследований; он реализует уже  имеющиеся научно – технические  достижения, но не выделяет средства  для исследований в этих областях.

     -экономика,  функционирующая на основе свободного  рынка, подвержена нестабильному  развитию с соответствующими  рецессионными (спад или замедление  темпов роста производства) и  инфляционными процессами.

     -рынок  не распространяется на те  виды деятельности, которые не могут быть подчиненными исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука), но необходимы обществу.

     Свободный рынок – это абстракция, в действительности полной свободы нет и быть не может. Ещё Бухарин Н.И. отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Плеханов Г.В. подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями.

     Итак, не может быть полной экономической  свободы, но должна быть достаточная  экономическая свобода, которая  способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормально, цивилизованного регулируемого рынка.

     Регулируемый  рынок – это результат цивилизации  и гуманизации общества, когда  государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных  членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия[14; с.205].

     Некоторые авторы да недавнего времени заявляли о недопустимости термина «регулируемый рынок» на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система.

     Однако  рынок может регулироваться:

     -с  помощью своего собственного  рыночного механизма, элементами  которого являются конкуренция,  прибыль, цена, спрос, предложение;

     -а  также государством прямо и  косвенно через госзаказы, налоги.

     Крайне  важно найти оптимальное сочетание  рыночного и государственного регулирования (как отмечал В.Леонтьев). Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка  носит мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного регулирования.

     Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и  чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

     Можно выделить следующие основные черты  деформации рынка в условиях административно  – командной системы хозяйства:

     -отсутствие  многочисленных рыночных субъектов,  организующих свою хозяйственную  деятельность на основе разных форм собственности;

     -чрезмерная  централизация в распределении  товарных ресурсов и их движений, отсутствие самостоятельности в  коммерческой деятельности;

     -монополизм  производителя и торговца;

     -несбалансированность  спроса и предложения;

     -чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит;

Информация о работе Рынок, его сущность, функции и структура