Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:42, курсовая работа
Актуальность определила цель исследования: изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы рынка
2. Изучить типологию, структура и инфраструктура рынка
3. Рассмотреть проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры РК
Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретические основы рынка……………………………………..5
1.1 Эволюция взглядов на понятие рынка………………………………..5
1.2 Сущность рынка…………….…………...……………………………9
1.3 Функции рынка……………………………………..………………12
2. Типология, структура и инфраструктура рынка……………..15
2.1 Типология рынка…………………………….………………………15
2.2 Структура рынка…………………………………………………….19
2.3 Инфраструктура рынка……………………………………...………23
3. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры РК………………………………………………….26
3.1 Перспективы развития рыночной инфраструктуры………...………25
Заключение……………………………………………………………35
Список использованных источников……
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: « Рынок,
его сущность, функции
и структура»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы рынка……………………………………..5
1.1 Эволюция взглядов на понятие рынка………………………………..5
1.2 Сущность рынка…………….…………...……………………………9
1.3 Функции рынка……………………………………..………………12
2. Типология, структура и инфраструктура рынка……………..15
2.1
Типология рынка…………………………….………
2.2 Структура рынка…………………………………………………….19
2.3 Инфраструктура рынка……………………………………...………23
3.1
Перспективы развития
рыночной инфраструктуры………...…
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………...37
Введение
В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктуры требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики Республики Казахстан.
Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества. Рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок – система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.
Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в РК. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.
Актуальность определила цель исследования: изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Определить теоретические основы рынка
2. Изучить типологию, структура и инфраструктура рынка
3. Рассмотреть проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры РК
Объект курсовой работы: изучение экономической роли и структуры рынка в РК
Предмет работы: рынок РК
Теоретической и методологической базой для исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодической печати.
Курсовая работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы рынка
1.1
Эволюция взглядов на
понятие рынка
Рынок – это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства (Н.Бухарин). Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.
Исторические условия возникновения рынка
Существуют три основных условия, сделавшие рынок объективно необходимым.
Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика)[1; с.25].
Посредством разделения труда
достигается обмен
История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
Этот процесс бесконечен, он объективно
связан с ростом
Второе
условие – экономическая
Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан[2; с.98].
Для
эффективного функционирования рынка
необходимо и четвертое условие
– самостоятельность
Понятие
«рынок» многогранно, поэтому достаточно
трудно охарактеризовать его однозначно.
По мере развития общественного производства
и обращения это понятие
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист – математик О.Курно считает, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно – денежных отношений возникает возможность разрыва купли – продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций.
В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно – денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» указывается, что рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена. Важно подчеркнуть, что рынок – это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг[3; с.102].
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей (Ф.Котлер) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).
Информация о работе Рынок, его сущность, функции и структура