Рынок, его структура и механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить рынок, его сущность и классификацию, а так его поведение в контексте конкурирующих фирм
Объектом работы являются несколько конкурирующих фирм на рынке
В работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность рынка, его структуру и механизм
функционирования
Изучить классификацию рынка;
Привести анализ конкурирующих фирм

Содержание

Введение 3
1.Рынок, его структура и механизм функционирования 5
1.1 Сущность рынка 5
1.2 Функции рынка и его структура. Понятия и основные элементы инфраструктуры рынка 6
1.3 Механизм функционирования рынка 14
2.Классификация рынков 17
3. Анализ конкурирующих фирм 30
Заключение 33
………………………………………………………35
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Рынки классификация и конкуренция.КУР.Моя.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

    Пространственный  признак:

    • Местный рынок
    • Региональный рынок
    • Национальный рынок.
    • Рынок покупателей;
    • Рынок продавцов;
    • Рынок государственных учреждений;
    • Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

    Функциональный  признак (экономическому назначению объектов рыночных отношений)

      1. Рынок товаров и  услуг
      2. Рынок труда
      3. Финансовый рынок
      4. Информационный рынок
      5. Рынок недвижимости
      6. Валютный рынок
 

    Помимо  этого рынок делится:

    По  характеру продаж:

    • Оптовый
    • Розничный
    • Фьючерсный
 

    По  степени регулируемости:

      1. Регулируемый
      2. Не регулируемый
 

    По  уровню насыщения:

  • Равновесный
  • Избыточный
  • Дефицитный
 

    По  соответствию законодательным нормам:

    1. Легальный
    2. «Черный»
 

    По  товарным группам:

  • Рынок товаров производственного назначения;
  • Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
  • Рынок сырья и материалов и т.д.
 

    По  степени зрелости:

    1. Неразвитый рынок;
    2. Развитый рынок;
    3. Формирующийся рынок.
 

    По  характеру ассортимента товаров:

  • Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
  • Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
  • Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
  • Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
 

    По  отраслевому признаку:

    1. Рынок автомобилей;
    2. Рынок нефти;
    3. Рынок компьютерной техники и т.д.
 

    Выделяют  также следующие виды рынков:

  • Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
  • Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
  • Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
  • Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
  • Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
 

          В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты.

          Сегментация рынка  – это разделение потребителей данного  товара на отдельные группы, предъявляющие  к товару неодинаковые требования.  Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов:

    С учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.

    С учетом демографических факторов можно  сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.

    С учетом поведения различных групп  потребителей можно выделить следующие  сегменты рынка:

    приобретение  товаров носит случайный характер;

    поиск выгод при покупке товаров;

    статус  постоянного клиента;

    эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.

    Потребителей  также можно разделить на группы:

    по  социальному составу (с различной  степенью достатка),

    стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),

    личным  качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные). 

    Типы  и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой  находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Анализ конкурирующих фирм 

     Практическая  часть данной курсовой работы построена  на сравнительном анализе турагентства «Дискавери» и ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба».

     Данные фирмы являются между собой конкурирующими, так как имеют лицензии на осуществление туроператорской и турагентской деятельности в республике Хакасия.

     Сбор  всех данных, необходимых для анализа  конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером. Эта схема состоит из четырех основных элементов, характеризующих конкурентов: цели на будущее, текущие стратегии, представления о себе и возможности. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением соответствующей информации. Всю информацию можно подразделить на две группы:

     - количественная, или формальная, информация;

     - качественная информация.

     Количественная  информация является объективной, отражает фактические данные о деятельности конкурентов и включает аспекты, приведенные в таблице 2.1

     Турагентство  «Дискавери»*

     1) Отдых в Хакасии: турбазы, водные  туры, конные туры, рыбацкие туры, велотуры, круизы по Енисею, экскурсии, пешеходные туры, туры выходного дня, спелеотуры.

     2) Экскурсии по России: «Золотое  кольцо», «Серебряный венец», «Звезда  Руси», Киевская Русь, Санкт-Петербург.

     3) Санатории Сибири: «Алтай-west», «Красноярское  Загорье», «здравница Кузбасса», «Туманный», «Катекс» (озеро Шира).

     4) Отдых на Черноморском побережье.

     5) Молодежные детские туры.

     ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба»**

    1. Отдых в Хакасии: курорт «Озеро Шира», экскурсии:

         - Саяно-Шушенская ГЭС;

         - Туимский провал;

         - Шушенское «Сибирская старина»;

         - Минусинск;

         - «Сулекская писаница»;

         - Большой Салбыкский курган;

         - «Сундуки»;

         - «По Саянскому кольцу»;

         - Хакасский музей-заповедник «Казановка»;

         Рыбный  тур по Хакасии. Охота.

         2) Зимние программы: Корея, Китай,  Хакасия.

     Качественная  информация представляет собой область  субъективных оценок, поскольку включает многие неформализуемые параметры (таблица 2.2).

     Данные  таблицы позволяют дать комплексную  оценку деятельности основных конкурентов. Анализ материалов этих таблиц позволяет правильно и своевременно реагировать на:

     - смену основных конкурентов;

     - специфические особенности стратегий  конкурентов. 

     Результаты  анализа указывают на тот факт, что турагетство «Дискавери» является более конкурентоспособным по отношению к ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба». Стратегия данной фирмы носит более устойчивый характер в условиях конкурентной борьбы на туристическом рынке Хакасии.

     Наиболее  сильные стороны у турагетства  «Дискавери»:

     - занимает наибольшую долю рынка  в Хакасии;

     - имеет развитую систему филиалов;

     - более разнообразный и интересный выбор туров и профессиональное оснащение туристов на маршрутах;

     - более продвинутая ценовая стратегия;

     Таким образом, можно сделать вывод, что  ЗАО «Абаканский туристский комплекс «Дружба» менее перспективное предприятие, что позволяет турагетству «Дискавери» с его приоритетами быть лидером на туристическом рынке РХ.

     Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конкуренция — один из сущностных признаков туристского рынка. Она рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов.

     Анализ  конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят даже больше пользы, чем существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

     Турфирма, которая игнорирует интересы своих  клиентов и не имеет стратегии  на будущее рискует потерять свое место на туристическом рынке. Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Причем главным должно быть умение определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия предприятия должны быть направлены на развитие тех качеств, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов.

 

      Заключение 

    В самом общем виде рынок – это  система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

     В заключении данного исследования целесообразно  привести следующие итоги:

     - было обозначено понятие конкуренции  и определены виды конкуренции;

     -  исследовано формирование конкурентоспособности;

     - выявлены маркетинговые исследования  конкурентов;

     - изучена конкурентная среда туристского  предприятия;

Информация о работе Рынок, его структура и механизм функционирования