Рынок, его структура и механизм функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить рынок, его сущность и классификацию, а так его поведение в контексте конкурирующих фирм
Объектом работы являются несколько конкурирующих фирм на рынке
В работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность рынка, его структуру и механизм
функционирования
Изучить классификацию рынка;
Привести анализ конкурирующих фирм

Содержание

Введение 3
1.Рынок, его структура и механизм функционирования 5
1.1 Сущность рынка 5
1.2 Функции рынка и его структура. Понятия и основные элементы инфраструктуры рынка 6
1.3 Механизм функционирования рынка 14
2.Классификация рынков 17
3. Анализ конкурирующих фирм 30
Заключение 33
………………………………………………………35
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Рынки классификация и конкуренция.КУР.Моя.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

    Аукционы  имеют дело с продукцией, которой  на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.  Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

    Биржа — место встречи покупателей  и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.

    Различают товарные, фондовые биржи и биржи  труда. Товарные биржи функционируют  на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров  на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.

    На  фондовой бирже обращаются главным  образом два вида ценных бумаг: акции  предприятий, компании, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.

    Биржа труда— организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы.

    Кроме мероприятий по трудоустройству  биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение  рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.

    Элементом инфраструктуры рынка выступает  кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды  профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

    В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

    Важной  частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".[9;58] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Механизм функционирования  рынка 

    Для характеристики рыночных  процессов  уже употреблялись такие понятия, как спрос, предложение и равновесная  цена. Здесь мы рассмотрим их как «многомерные» явления в процессе рыночного   ценообразования. Так, спрос является по меньшей мере двуединым понятием, связывающим количество покупаемых экономических благ с их ценой. Это соотношение цен и количеств следует рассматривать относительно фиксированной единицы времени. Как увидим ниже, фактор времени может существенно менять соотношение количества продаж и цен за единицу товара.

    Своеобразие   закона спроса — в обратной зависимости  между ценой и покупаемым количеством: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителем. И наоборот, если цена ниже или снижается, количество продаж возрастает. Когда на рынок поступает больше данного товара, то при прочих равных условиях его реализация возможна лишь при снижающейся цене.

    Во-вторых, кривая спроса - это пологая линия  с весьма характерным наклоном (иногда ее изображают вогнутой вовнутрь). Крутизна наклона может быть  большей  или меньшей, так как у различных  товаров спрос неодинаков. Но сам  по себе наклон кривой - это графическая иллюстрация закона постепенного убывания спроса, отражающего субъективные оценки покупателей о снижающейся предельной полезности покупаемых ими товаров. Индивидуальный спрос отдельных покупателей может не подчиняться общей закономерности, но, при рассмотрении кривых спроса в совокупности (по отдельным товарам, у индивидуальных покупателей) обнаруживается подтверждение описанного здесь действия закона спроса.

    Изменения в области спроса требуют адекватной реакции со стороны предложения. Что оно собой представляет?

    Предложение - это та сторона рыночного процесса, которая характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой  товара и его количеством,   производимым и предлагаемым к продаже. Уровень цен и объем продукции, количество  ее продаж изменяются однонаправлено: если цены выше, то на рынок будет поступать к продаже больше товара. И наоборот,   если цены на данный товар снижаются,  будет сокращаться и его предложение.

    Основным  индикатором здесь выступает  цена. По каждому из великого множества товаров и услуг цена дает оперативную информацию о необходимости сокращения или наращивания   производства   и предложения товаров, пользующихся  спросом. От уровня цен зависит выручка, доход, прибыль; чем они выше, тем оперативнее предложение. В этом смысле предложение—это довольно сложная работа, выполняемая не ради альтруизма и требующая   соответствующего вознаграждения.

    В условиях конкуренции рост предложения  имеет смысл только тогда, когда  это подтверждают удовлетворяющие  его цены, и наоборот, при неудовлетворяющих, снижающихся ценах потребуется сложная организационная работа по переориентации предложения на другие товары, связанные с ними издержки, технологии, объем выпуска и так далее.[7;13]

    Теоретически  кривая  предложения может быть изображена прямой или изогнутой полого поднимающейся  линией с большей или меньшей крутизной наклона.

    С помощью кривых предложения можно  выявить наиболее общие закономерности, но охватить все многообразие рыночных сил невозможно. То же можно отметить и о понятии рыночного равновесия цен.

    Оно устанавливается под влиянием многочисленных конкурентных сил на рынке, в этой связи цену называют конкурентным равновесием  спроса и предложения, или уравновешивающей рыночной ценой, при которой совокупное предложение и совокупный спрос равны друг другу.

    Любое понижение цены, отклонение ее от точки  равновесия означает превышение спроса над предложением. И наоборот, рост цены выше равновесной точки вызовет  ситуацию превышения предложения над  спросом.

    Разумеется, в реальной действительности колебательные отклонения происходят не так редко: равновесие - это скорее динамичное, чем статичное состояние экономики. Но, фиксируя равновесие в данном временном отрезке, можно объяснить то, что происходит за пределами точки равновесной цены.

Уравновешивание спроса и предложения сопровождается движением цены, ее отклонением в  ту сторону, где требуется противовес для установления равновесия на рынке. Таков в наиболее общем виде механизм установления цены на конкурентном рынке любого из множества товаров. По каждому виду товаров - свой равновесный уровень цены, поэтому принято считать, что существует множество рынков, равное множеству товаров (например, рынок стали, рынок автомобилей, рынок одежды, рынок рабочей силы, рынок денег, валют и т. д.). Равновесие—закон для каждого из них, благодаря чему поддерживается равновесие экономической системы в целом.[7;102] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Классификация  рынков 

          Рынок имеет свою структуру.

    Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

    Можно назвать следующие признаки структуры  рынка:

    • тесные связи между ее элементами;
    • определенная устойчивость этих связей;
    • целостность, совокупность данных элементов.

    Не  смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:

    Ī.Организационный признак (степень ограничения конкуренции):

    Можно сказать, что структура рынка  определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному  критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.

    А)Рынок совершенной (свободной) конкуренции

    Рыночную  структуру совершенной конкуренции  определяют 6 основных характеристик:

1) Множество  фирм и их незначительные размеры  в отрасли (фирмы    являются  «ценополучателями»).

2) Множество  покупателей.

3) Однотипная (стандартизированная) продукция.

4) Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

5) Отсутствие  ценовой конкуренции между продавцами.

6) Полная  информированность всех участников  рынка относительно изменения  цен и свойств товаров.

    График  спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию D = MR = AR, та как в условиях совершенной конкуренции имеется множество фирм, каждая из которых производит лишь небольшой объем производства продукции и поэтому каждая их них в отдельности не может влиять на установление цены на рынке.

    Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  несуществовала. Ее можно рассматривать  как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее необходим  как первый шаг для уяснения принципов  функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

    б)Рынок монополистической конкуренции  характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей продукции (в определенной мере).

Информация о работе Рынок, его структура и механизм функционирования