Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:20, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение рыночной конкуренции, содержания, видов и форм проявления.
Введение …………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и содержание конкуренции на рынке ……………………5
1.1. Понятие конкуренции на рынке ……………………………………………5
1.2. Виды и характеристика конкуренции ………………………………………8
1.3. Правовой аспект осуществления конкуренции на рынке ………………14
Глава 2. Анализ конкурентной борьбы на рынках ……………………………21
2.1. Сущность и содержание конкурентной борьбы …………………………21
2.2. Ценовая конкурентная борьба ……………………………………………...23
2.3. Дифференциация продукта как метод конкурентной борьбы …………27
2.4. Реклама как метод конкурентной борьбы …………………………………31
Глава 3. Проблемы в области конкуренции и воможность их решения ……35
3.1. Недобросовестноая конкуренция – метод конкурентной борьбы на несовершенных рынках …………………………………………………………35
3.2. Монополизированность российской экономики как проявление несовершенства рынка в нашей стране ………………………………………38
Заключение ………………………………………………………………………50
Список использованной литературы …………………………………………52
2. Издержки на рекламу являются относительно непродуктивными, они ничего или почти ничего не добавляют процветанию общества. Хотя сама рекламная деятельность и создает дополнительные рабочие места (рекламные агентства, средства информации и др.), однако при альтернативном использовании рекламных средств они могли бы принести больший общественный эффект.
3. Реклама иногда вызывает негативные внешние эффекты, такие как увеличение потребления табачных изделий, алкоголя и т.д.
4. Эффективность рекламы низкая, поскольку большая ее часть имеет тенденцию к самонейтрализации. Скажем, активная рекламная компания паст “Blendamed” и “Colgate” приводит к тому, что потребитель не знает, какой выбор ему сделать, а поэтому руководствуется другими критериями при определении покупки.
5. Критики также утверждают, что реклама сдерживает конкуренцию. Создатели рекламы пытаются убедить потребителей в том, что предлагаемые товары в гораздо большей степени отличаются друг от друга, чем есть на самом деле. Обостряя восприятие отличительных характеристик продуктов, и способствуя формированию приверженности определенной марке, реклама делает потребителей невосприимчивыми к разнице в ценах среди аналогичных товаров. При менее эластичной кривой спроса каждая фирма получает большую надбавку над предельными издержками.
Адепты рекламы указывают, что:
1. Основная ее цель -- обеспечение потребителей информацией о товаре. Реклама сообщает о ценах на товары, о появлении новой продукции и о расположении торговых точек. Информация позволяет потребителям осознанно выбрать необходимый им товар.
2. Она способствует повышению интенсивности конкуренции. Так как реклама информирует потребителей обо всех оперирующих на рынке фирмах, покупатели получают возможность извлечь выгоду из разницы в ценах. Таким образом, власть фирм над рынком уменьшается. Кроме того, реклама облегчает новым фирмам вход на рынок, ибо она привлекает потребителей, неудовлетворенных существующей продукцией.
3. Средства за размещение рекламы - это чуть ли не самый главный источник доходов средств массовой информации. Ни телевидение, ни радио, ни газеты не могли бы существовать, если бы не предоставляли оплачиваемых рекламных услуг. Этот внешний эффект для зрителей и читателей оправдывает некоторые неудобства, связанные с перенасыщением рекламой средств массовой информации.
4. Реклама стимулирует совершенствование продукта рекламодателем. Рекламная компания будет обречена на провал, если продукт не будет иметь хоть части тех особенностей, о которых идет речь в рекламном объявлении.
5. Реклама стимулирует высокий уровень потребительских издержек, что создает позитивные предпосылки для экономического роста, увеличения занятости и, в конце концов, повышения общего благосостояния нации. Известное изречение гласит: “Если реклама эффективно выполняет свою работу, то многие из людей сохраняют свою”.
С течением времени политики пришли к выводу, что реклама действительно способствует повышению уровня конкуренции.
Возьмем, к примеру, государственное регулирование деятельности представителей таких профессиональных групп, как врачи и фармацевты. В прошлом объединяющие их организации приложили немало усилий, для того чтобы убедить наложить запрет на рекламу в этих областях на том основании, что она якобы противоречит профессиональной этике.
В
последние годы, однако, сложилось мнение,
что основной эффект запрета рекламы --
ограничение конкуренции; многие законы,
запрещавшие информирование потребителей
о профессиональных услугах, были отменены.
Глава 3. Проблемы в области конкуренции и возможность их решения
3.1. Недобросовестная конкуренция - метод конкурентной борьбы на
несовершенных рынках
Конкуренция заставляет хозяйствующих субъектов делать, то, что хотят потребители и за что они готовы платить. В результате повышается эффективность распределения ресурсов. Конкуренция способствует минимизации издержек производства, повышает эффективность производства. Вознаграждая новаторство, она стимулирует прогресс. Таким образом, конкуренция максимизирует благосостояние как конкретного потребителя, так и всего общества в целом.
Законодательство, регулирующее отношения в сфере конкуренции, направлено на поддержание конкуренции, которая заставляет производителя удовлетворять запросы потребителей по самым низким ценам и при минимальном использовании ресурсов. Оно призвано максимально содействовать сближению реальности некоторых форм частного управления(например, соглашений между конкурентами о фиксировании цены выше конкурентного уровня) и идеалов конкуренции.
Вместе с тем там, где существует конкуренция, возможны акты недобросовестной конкуренции. Это явление известно во всех страна, независимо от того, как давно в них существует рыночная система.
В экономическом состязании победителем должен быть хозяйствующий субъект, предлагающий наиболее полезную и эффективную продукцию на самых выгодных и приемлемых для потребителя условиях. Такой результат может быть достигнут, если все хозяйствующие субъекты, как в спортивном соревновании, соблюдают определенные правила, но, как и в спорте, может возникнуть искушение пренебречь ими.18
Нарушение основных правил экономического состязания может принимать различные формы--от прямых нападок на конкурента до обмана “арбитра”, функции которого обычно выполняет потребитель. Однако с усложнением экономической ситуации такая роль потребителя становится менее значимой, так как он зачастую не способен самостоятельно распознать акт недобросовестной конкуренции. Поэтому именно потребитель, а вместе с ним и честный конкурент нуждаются в защите от недобросовестной конкуренции. Эта защита должна предоставляться независимо от форм нарушений, так как предупреждение и пресечение любой формы недобросовестной конкуренции служит интересам не только потребителя и честного предпринимателя, но и общества в целом.
Один
из способов борьбы с недобросовестной
конкуренцией--регулирование самими хозяйствующими
субъектами своей деятельности--
Правовые нормы, регулирующие предупреждение и пресечение ограничительной деловой практики, и нормы, регулирующие предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, взаимосвязаны: и те и другие должны обеспечить эффективное функционирование рыночной экономики. Это достигается в первом случае путем охраны свободы конкуренции, без ограничений в торговле и превышения экономической власти, а во втором--путем обеспечения добросовестного ведения конкурентной борьбы, соблюдения всеми хозяйствующими субъектами одинаковых правил “игры”.
Экономические последствия недобросовестной конкуренции, в большинстве случаев выражена не столь явно, как экономические последствия монополистической деятельности, связаны с ухудшением “качества” конкуренции и, как результат, со снижением ее эффективности.
Российское антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию, рассматривая ее как один из аспектов деятельности, негативно влияющий на конкуренцию и направленной на ограничение конкуренции на товарных рынках. В ряде случаев недобросовестная конкуренция имеет своей целью захват монопольного положения в какой-либо сфере коммерческой деятельности или в каком-либо регионе (например, при недобросовестной дискредитации конкурента). В других случаях акты недобросовестной конкуренции, вводя потребителей в заблуждение относительно характеристик товара, оказывают негативное влияние на конкуренцию, поскольку потребитель принимает решение о покупке данного товара данного производителя (или у данного продавца) под влиянием утверждений, не соответствующих действительности, а недобросовестный хозяйствующий субъект получает необоснованные преимущества перед честным конкурентом. Запрет недобросовестной конкуренции, связанной с нарушением исключительных прав или “коммерческий шпионаж”, направлен не только на защиту законных интересов хозяйствующих субъектов, но, в частности, и на стимулирование прогресса в интересах общества в целом.
Согласно определению, приведенному в ст. 4 «Закона о конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции необходимо и достаточно выполнение трех условий:
- действия должны быть направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
- действия должны противоречить требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, разумности и справедливости;
- действия должны причинять или должны быть способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести или быть способным нанести ущерб их деловой репутации.
Нормы “добропорядочности” или “справедливости” в конкуренции есть не что иное, как отражение социальных, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны. Кроме того, такие нормы могут меняться со временем. Однако это не означает, что общее определение недобросовестной конкуренции малоэффективно для объективной оценки недобросовестного поведения на рынке. Напротив, существует ряд параметров, которые позволяют четко установить, какая практика может рассматриваться в качестве “добросовестной”, а какая--“недобросовестной”. Например, к общепризнанным чертам недобросовестного коммерческого поведения следует отнести попытки предпринимателя достичь успеха в конкуренции не за счет своих собственных достижений, а за счет неправомерного использования каких-либо положительных результатов деятельности другого лица или оказания влияния на потребительский спрос ложными либо вводящими в заблуждение утверждениями. С точки зрения добросовестности практика использования такого рода методов изначально является сомнительной.
3.2. Монополизированность российской экономики как проявление
несовершенства рынка в нашей стране
Конкуренция - самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики, а так же интересов всего общества в целом. Когда же производители договариваются о разделе рынка или уровне цены, тогда покупатели вынуждены платить большую цену и сокращать объем потребления. В этом случае цены становятся искусственно завышенными и не каждый покупатель способен приобрести данный товар в желаемых объемах. Отсюда следует, что потребители несут экономические убытки из-за подавления конкуренции. Устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к иррациональному использованию ограниченных производственных ресурсов общества.
Чтобы уберечься от этих негативных проявлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование, а именно административный контроль над монополизированным рынком, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
Административный контроль монополизированного рынка объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на невыгодность монополистического поведения для крупного бизнеса. Это: снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства.
Более эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Цель, которой регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных производителей, если, конечно, оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или к установлению монополии.
В хозяйственной практике российской экономики важно понятие "доминирующее положение на рынке" хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину, оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). По решению ГКАП доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке. ГКАП может принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы за нарушения закона.