Россия в мировом движении труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:33, реферат

Описание работы

Работая над рефератом, я поставила перед собой следующие цели:
 проанализировать тенденции международного обмена трудом: факторы роста трудовой миграции, ее социально-экономические последствия для стран-экспортеров и импортеров рабочей силы;
 дать анализ процессов участия России на мировом рынке труда, участие нашей страны в международной трудовой миграции в роли страны-донора и одновременно страны-реципиента.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

I. Международная трудовая миграция:. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

§1. Виды, формы, причины; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

§2. социально-экономические последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

II. Участие России в международной миграции рабочей силы: . . . . . . .14

§1. особенности; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

§2. влияние международной миграции на социально-экономическое развитие России; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

§3. трудовая миграция в условиях экономического кризиса в России.22

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Работа содержит 1 файл

Экономтеория РЕФЕРАТ.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Говоря о мигрантах-нарушителях, он отметил, что отслеживать их теперь возможно с помощью центрального банка учета данных, который на сегодняшний день содержит более 60 миллионов персональных информаций. Он позволяет отследить момент въезда мигранта, его постановку на учет, факт продления времени пребывания в стране.

"Также через эту базу данных можно быстро установить, кто был принимающей стороной и ставил мигранта на учет. В случае нарушений эти лица также привлекаются к ответственности", - подчеркнул замдиректора ФМС. По статистике, сообщил он, каждый третий принимающий несет ответственность за нарушения иностранца, которого он пригласил.

Кузнецов также отметил, что с конца прошлого года служба ведет постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, на которую оказывает существенное влияние финансовый кризис. ФМС зафиксировала 29 фактов невыплаты зарплаты иностранным работникам.

      На вопрос, не отнимают ли иностранцы так необходимые россиянам рабочие места, Анатолий Кузнецов ответил, что пересечения интересов не происходит. "Законодательством установлен приоритет для трудоустройства российских граждан.  Конечно же, это защитная мера. Федеральная миграционная служба осуществляет еженедельный мониторинг движения иностранной рабочей силы в РФ. И за период мониторинга не выявили пока ни одного факта пересечения интересов иностранных работников с трудовыми интересами наших граждан", - заявил замдиректора ФМС. [5]

Власти тем временем делают все, чтобы освободить рабочие места для оставшихся без работы россиян. В частности, в январе был продлен срок действия постановления правительства РФ о запрете иностранцам работать в сфере розничной торговли. До сих пор не опубликован приказ Минздравсоцразвития о распределении квот иностранной рабочей силы по регионам. А президент РФ Дмитрий Медведев на совещании с полпредами в федеральных округах 21 января призвал внимательнее относиться к привлечению иностранной рабочей силы в связи с ситуацией на российском рынке труда.[6]

 

 

Заключение

 

Международная миграция населения приобрела в наше время массовый характер. По оценкам специалис­тов, примерно к 2020 г. 200 млн человек во всем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами кото­рых они не являются.[7] Перемещение населе­ния в таких масштабах влечет за собой серь­езные социально-экономические и полити­ческие последствия, как для стран проис­хождения мигрантов, так и для государств их пребывания. Длительное пребывание иност­ранцев отражается на темпах экономическо­го роста, состоянии платежного баланса, внутриполитическом положении, приросте населения, тенденциях развития нацио­нальных культур, межгосударственных отно­шениях.

Ежегодное перемещение через грани­цы России миллионов соотечественников и граждан стран ближнего и дальнего зарубе­жья создает существенные трудности для страны, обостряет ситуацию на рынке труда, требует дополнительных расходов на соци­альные цели, ведет к потере части научно-технического, интеллектуального потенциа­ла. Формирование эффективной и обосно­ванной на перспективу государственной миг­рационной политики стало одной из нацио­нальных задач России.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обес­печивает несомненные преимущества как принимающим рабо­чую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна по­родить и острые социально-экономические проблемы.

Подводя заключительные итоги проведенного  исследования проблем участия Российской Федерации  в процессах международной миграции труда, можно сделать следующие основные выводы:

      Международная миграция рабочей силы представляет со­бой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие эко­номические ресурсы, ориентированы на максимально эффек­тивное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики.

      Основными мировыми центрами притяжения миграци­онных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными стра­нами — донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.

      Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и пред­принимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важ­ных функций состоит в принятие конвенций и рекоменда­ций, устанавливающих международные трудовые стандар­ты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное стра­хование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба най­ма, рабочая инспекция.

      В России создана правовая и организационная база эмиг­рации и иммиграции трудовых ресурсов, разработана фе­деральная миграционная программа, заключены двусто­ронние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирова­ния России в мировое сообщество должна стать ратифика­ция международных конвенций, регламентирующих про­цессы трудовой миграции.

      Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положе­ние как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс по­зитивных и негативных последствий для каждой страны — уча­стницы данного процесса обусловливается конкретными внут­ренними условиями каждой страны, ее положением в мировой, экономике и международных отношениях.

      Распад СССР и выбор Россией неолибераль­ной модели экономического развития обусловили стремительное вхождение страны в международ­ный рынок трудовых ресурсов, причем в качестве одного из ведущих импортеров этого товара. При этом качественный состав въезжающих в Россию иммигрантов отличается от эмиграционного кон­тингента - в число стран-доноров иностранной рабочей силы входят только государства с низким уровнем развития, поставляющие на российский рынок низкоквалифицированные дешевые рабо­чие руки. Наоборот, в экспорте рабочей силы до­статочно велик удельный вес специалистов высо­кой квалификации, которые из-за дешевизны пользуются спросом в развитых странах Запада.

 

Решение миграционных проблем, большинст­во из которых носит крайне инерционный харак­тер, потребует значительных затрат времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и реализации эффективных мер оперативного характера. В эмиграционной политике акцент должен быть сделан на обеспе­чение привлекательных материальных условий использования высококвалифицированного тру­да в отечественной экономике и на возвращение уехавших специалистов, в иммиграционной - на ужесточение контроля за въездом иностранной рабочей силы и на трудоустройство русскоязыч­ного населения из стран нового зарубежья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.) Гагаринов В. И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда. – Киров: Изд-во АСА, 2007 г – 204 стр.;

2.)Метелев С. Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2006 г. – 271 стр.;

3.)Метелев С. Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России: учебное пособие. – М. 6 Изд-во ЮНИТИ, 2007 г. – 319 стр.;

4)Метелев С. Е. Международная трудовая миграция и регулирование миграционных процессов – Омск: Изд-во Омский институт (филиал) РГГЭУ, 2006 г. – 96 стр.;

4.)Проблемы регулирования миграционных потоков: опыт США/ Г. К. Никольская//Труд за рубежом – 2008 г., №1, с 64-80;

5.)Россия: проблемы трудовой иммиграции/ В. Федотов//Общество и экономика – 2008 г. - №1. -  с 174-182;

6.)Состояние и перспективы трудовой миграции в Россию из стран СНГ/ А. Седлов// Общество и экономика. – 2008.-№6. – с.154-167

7.) Миграция ученых и специалистов: тенденции и проблемы / А. К. Попов, А. А. Соболевская// Труд за рубежом. - 2008. - N 2. - С. 19-40

8.)Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования/С. Рязанцев//Мировая экономика и международные отношения – 2006 г. - №9 - с 32-40;

9.)Вопросы регулирования временной трудовой миграции/ А. Геворкян//Вопросы экономики – 2007 г. -  №9 - с 147-149;

10.) www.vesti.ru – официальный сайт телеканала «Вести»;

11.) www.rosbalt.ru – официальный сайт информационного агентства «РОСБАЛТ».

 



 



[1] Гагаринов В. И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда. – Киров: Изд-во АСА, 2007 г - стр 114.

[2] Гагаринов В. И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда. – Киров: Изд-во АСА, 2007 г - стр.116.

 

[3] Гагаринов В. И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда. – Киров: Изд-во АСА, 2007 г - стр.116

[4] www.rosbalt.ru – официальный сайт информационного агенства «РОСБАЛТ». Информация представлена на 29 января 2009 года.

[5] www.vesti.ru – официальный сайт телеканала «Вести». Информация отражает положение дел на 11 февраля 2009 года.

 

[6] www.rosbalt.ru – официальный сайт информационного агентства «РОСБАЛТ». Информация представлена на 29 января 2009 года.

[7] Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы в современной мировой экономике// Современные аспекты экономики. 2006.№ 8-С.41


Информация о работе Россия в мировом движении труда