Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:33, реферат
Работая над рефератом, я поставила перед собой следующие цели:
проанализировать тенденции международного обмена трудом: факторы роста трудовой миграции, ее социально-экономические последствия для стран-экспортеров и импортеров рабочей силы;
дать анализ процессов участия России на мировом рынке труда, участие нашей страны в международной трудовой миграции в роли страны-донора и одновременно страны-реципиента.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
I. Международная трудовая миграция:. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§1. Виды, формы, причины; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
§2. социально-экономические последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
II. Участие России в международной миграции рабочей силы: . . . . . . .14
§1. особенности; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
§2. влияние международной миграции на социально-экономическое развитие России; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
§3. трудовая миграция в условиях экономического кризиса в России.22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Говоря о мигрантах-нарушителях, он отметил, что отслеживать их теперь возможно с помощью центрального банка учета данных, который на сегодняшний день содержит более 60 миллионов персональных информаций. Он позволяет отследить момент въезда мигранта, его постановку на учет, факт продления времени пребывания в стране.
"Также через эту базу данных можно быстро установить, кто был принимающей стороной и ставил мигранта на учет. В случае нарушений эти лица также привлекаются к ответственности", - подчеркнул замдиректора ФМС. По статистике, сообщил он, каждый третий принимающий несет ответственность за нарушения иностранца, которого он пригласил.
Кузнецов также отметил, что с конца прошлого года служба ведет постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, на которую оказывает существенное влияние финансовый кризис. ФМС зафиксировала 29 фактов невыплаты зарплаты иностранным работникам.
На вопрос, не отнимают ли иностранцы так необходимые россиянам рабочие места, Анатолий Кузнецов ответил, что пересечения интересов не происходит. "Законодательством установлен приоритет для трудоустройства российских граждан. Конечно же, это защитная мера. Федеральная миграционная служба осуществляет еженедельный мониторинг движения иностранной рабочей силы в РФ. И за период мониторинга не выявили пока ни одного факта пересечения интересов иностранных работников с трудовыми интересами наших граждан", - заявил замдиректора ФМС. [5]
Власти тем временем делают все, чтобы освободить рабочие места для оставшихся без работы россиян. В частности, в январе был продлен срок действия постановления правительства РФ о запрете иностранцам работать в сфере розничной торговли. До сих пор не опубликован приказ Минздравсоцразвития о распределении квот иностранной рабочей силы по регионам. А президент РФ Дмитрий Медведев на совещании с полпредами в федеральных округах 21 января призвал внимательнее относиться к привлечению иностранной рабочей силы в связи с ситуацией на российском рынке труда.[6]
Заключение
Международная миграция населения приобрела в наше время массовый характер. По оценкам специалистов, примерно к 2020 г. 200 млн человек во всем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами которых они не являются.[7] Перемещение населения в таких масштабах влечет за собой серьезные социально-экономические и политические последствия, как для стран происхождения мигрантов, так и для государств их пребывания. Длительное пребывание иностранцев отражается на темпах экономического роста, состоянии платежного баланса, внутриполитическом положении, приросте населения, тенденциях развития национальных культур, межгосударственных отношениях.
Ежегодное перемещение через границы России миллионов соотечественников и граждан стран ближнего и дальнего зарубежья создает существенные трудности для страны, обостряет ситуацию на рынке труда, требует дополнительных расходов на социальные цели, ведет к потере части научно-технического, интеллектуального потенциала. Формирование эффективной и обоснованной на перспективу государственной миграционной политики стало одной из национальных задач России.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.
Подводя заключительные итоги проведенного исследования проблем участия Российской Федерации в процессах международной миграции труда, можно сделать следующие основные выводы:
Международная миграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики.
Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами — донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.
Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.
Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для каждой страны — участницы данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой, экономике и международных отношениях.
Распад СССР и выбор Россией неолиберальной модели экономического развития обусловили стремительное вхождение страны в международный рынок трудовых ресурсов, причем в качестве одного из ведущих импортеров этого товара. При этом качественный состав въезжающих в Россию иммигрантов отличается от эмиграционного контингента - в число стран-доноров иностранной рабочей силы входят только государства с низким уровнем развития, поставляющие на российский рынок низкоквалифицированные дешевые рабочие руки. Наоборот, в экспорте рабочей силы достаточно велик удельный вес специалистов высокой квалификации, которые из-за дешевизны пользуются спросом в развитых странах Запада.
Решение миграционных проблем, большинство из которых носит крайне инерционный характер, потребует значительных затрат времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и реализации эффективных мер оперативного характера. В эмиграционной политике акцент должен быть сделан на обеспечение привлекательных материальных условий использования высококвалифицированного труда в отечественной экономике и на возвращение уехавших специалистов, в иммиграционной - на ужесточение контроля за въездом иностранной рабочей силы и на трудоустройство русскоязычного населения из стран нового зарубежья.
Список использованной литературы
1.) Гагаринов В. И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда. – Киров: Изд-во АСА, 2007 г – 204 стр.;
2.)Метелев С. Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2006 г. – 271 стр.;
3.)Метелев С. Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России: учебное пособие. – М. 6 Изд-во ЮНИТИ, 2007 г. – 319 стр.;
4)Метелев С. Е. Международная трудовая миграция и регулирование миграционных процессов – Омск: Изд-во Омский институт (филиал) РГГЭУ, 2006 г. – 96 стр.;
4.)Проблемы регулирования миграционных потоков: опыт США/ Г. К. Никольская//Труд за рубежом – 2008 г., №1, с 64-80;
5.)Россия: проблемы трудовой иммиграции/ В. Федотов//Общество и экономика – 2008 г. - №1. - с 174-182;
6.)Состояние и перспективы трудовой миграции в Россию из стран СНГ/ А. Седлов// Общество и экономика. – 2008.-№6. – с.154-167
7.) Миграция ученых и специалистов: тенденции и проблемы / А. К. Попов, А. А. Соболевская// Труд за рубежом. - 2008. - N 2. - С. 19-40
8.)Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования/С. Рязанцев//Мировая экономика и международные отношения – 2006 г. - №9 - с 32-40;
9.)Вопросы регулирования временной трудовой миграции/ А. Геворкян//Вопросы экономики – 2007 г. - №9 - с 147-149;
10.) www.vesti.ru – официальный сайт телеканала «Вести»;
11.) www.rosbalt.ru – официальный сайт информационного агентства «РОСБАЛТ».
[1] Гагаринов В. И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда. – Киров: Изд-во АСА, 2007 г - стр 114.
[2] Гагаринов В. И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда. – Киров: Изд-во АСА, 2007 г - стр.116.
[3] Гагаринов В. И. Россия в мировом процессе движения капитала и труда. – Киров: Изд-во АСА, 2007 г - стр.116
[4] www.rosbalt.ru – официальный сайт информационного агенства «РОСБАЛТ». Информация представлена на 29 января 2009 года.
[5] www.vesti.ru – официальный сайт телеканала «Вести». Информация отражает положение дел на 11 февраля 2009 года.
[6] www.rosbalt.ru – официальный сайт информационного агентства «РОСБАЛТ». Информация представлена на 29 января 2009 года.
[7] Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы в современной мировой экономике// Современные аспекты экономики. 2006.№ 8-С.41