Россия в мировом движении труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:33, реферат

Описание работы

Работая над рефератом, я поставила перед собой следующие цели:
 проанализировать тенденции международного обмена трудом: факторы роста трудовой миграции, ее социально-экономические последствия для стран-экспортеров и импортеров рабочей силы;
 дать анализ процессов участия России на мировом рынке труда, участие нашей страны в международной трудовой миграции в роли страны-донора и одновременно страны-реципиента.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

I. Международная трудовая миграция:. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

§1. Виды, формы, причины; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

§2. социально-экономические последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

II. Участие России в международной миграции рабочей силы: . . . . . . .14

§1. особенности; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

§2. влияние международной миграции на социально-экономическое развитие России; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

§3. трудовая миграция в условиях экономического кризиса в России.22

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Работа содержит 1 файл

Экономтеория РЕФЕРАТ.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Отток населения из России в зарубежные страны в современных условиях оказывают весьма негативное влияние на ее социально-экономическую динамику в краткосрочном периоде, а особенно в долгосрочном. Во-первых, эмиграция почти 1 млн человек за про­шедший период существенно ухудшает сложную демографическую ситуацию, возникшую в нашей стране. Во-вторых, огромные потери появляются из-за «утечки умов» и «утечки капиталов» за границу. Так, по данным ректора МГУ академика В.А. Садовничего, отток дипломированных специалистов из России за 2006-2007 гг. составил 100 тыс. человек[3], что говорит о том, что проблема «утечки умов» в начале нового столетия еще более обострилась и нельзя недооценивать ее пагубные последствия. Утрата человеческого ка­питала становится реальной угрозой для существования целых от­раслей фундаментальной науки и технического прогресса, а в ко­нечном счете для национальной безопасности страны.

Решение миграционных проблем, большинст­во из которых носит крайне инерционный харак­тер, потребует значительных затрат времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и реализации эффективных мер оперативного характера. В эмиграционной политике акцент должен быть сделан на обеспе­чение привлекательных материальных условий использования высококвалифицированного тру­да в отечественной экономике и на возвращение уехавших специалистов, в иммиграционной - на ужесточение контроля за въездом иностранной рабочей силы и на трудоустройство русскоязыч­ного населения из стран нового зарубежья.

 

С превращением России в страну, открытую для остального мира, качественно меняется ее роль в международной экономической миграции, связанная с международным трудовым обменом, бизнес-миграцией и т.д. Активно включаясь в процесс международной экономической миграции, наша страна выступила как принимающая сторона, привлекая экономических мигрантов их стран ближнего и дальнего зарубежья, а так же как направляющая сторона, посылающая своих экономических мигрантов в зарубежные страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Влияние международной миграции

на социально-экономическое развитие России

 

Рыночная международная миграция населения России началась в процессе пере­стройки, облегчился выезд за рубеж. Воз­можности конвертации рубля в иностранные валюты, разница в экономическом положении отдельных республик СНГ способствовали пе­ремещению трудовых ресурсов и предприни­мателей через границы Российской Федера­ции.

С переходом к рыночной экономике об­легчилась эмиграция из России: с 1988 по 2000 г.г. страну покинуло около 2,5 млн чел. Значительно больше людей прибыло в Рос­сию в основном из ближнего, но также и даль­него зарубежья.

Выезд трудоспособного населения из России навсегда за рубеж нанес заметный ущерб ее научно-экономическому потенциа­лу, т.к. более половины всех уехавших имели высшее или среднее техническое образова­ние, а значительная часть эмигрантов пред­ставляла, собой золотой фонд отечественной науки. Уехали и уезжают в условиях эконо­мических трудностей самые конкурентоспо­собные и пользующиеся спросом в развитых странах кадры.

Положение России в мировой мигра­ции населения неоднозначно. Страна являет­ся крупным поставщиком рабочей силы и в то же время ежегодно принимает сотни тысяч выходцев из ближнего и дальнего зарубежья на временную работу (ВР) и постоянное место жительства (ПМЖ).

В целом баланс международной миг­рации населения для России положительный, т.е. в РФ больше народа приезжает навсегда и на время, чем уезжает.

Положительный баланс переме­щения населения через российские границы позволяет отнести нашу страну к экономичес­ки развитым государствам с неблагополучной демографической ситуацией, испытывающим нехватку рабочих рук. В таких странах иммиг­рация и прибытие иностранцев на заработки приводит к целому ряду положительных по­следствий, как было показано выше, в первую очередь к ликвидации дефицита рабочей силы, хозяйственному росту, расширению внутреннего рынка, налоговых поступлений в бюджет.

Однако в реальной жизни последствия международной миграции для нашей страны скорее отрицательные. Рассмотрим некото­рые из них. Вначале последствия въезда иностранцев в нашу страну:

1. Прибытие из-за границы пересе­ленцев в значительной степени вызвано не экономическими, а политическими и нацио­нальными соображениями. Это далеко не все­гда подготовленные и конкурентоспособные люди, ищущие работу, а беженцы, вынужден­ные покинуть прежнее место жительства. Они надеются не на свою предприимчивость и трудоспособность, а на помощь центральных и местных властей, соотечественников.

2. Приезд на постоянное место жи­тельства и на временные заработки никак не координируется с реальными потребностями в рабочих руках, наличием свободных рабо­чих мест, он не регулируется и происходит в условиях безработицы в стране. В результате безработица растет и соответствующего при­роста ВВП не происходит.

3. Одна из главных проблем российской экономики - упадок сельского хозяй­ства, обезлюдение деревень, сокращение на­селения в восточной части страны. Приток населения в Россию практически не идет в сельское хозяйство, не направляется в Сибирь или на Дальний Восток, а оседает в больших городах, в первую очередь в Москве, Повол­жье и на юге России.

4. Значительная часть переселенцев и приехавших на заработки занимаются роз­ничной торговлей, подпольным бизнесом, строительством и ремонтом по заказам част­ных лиц и фирм и не платят налогов и соци­альных платежей, что является уходом в те­невую экономику. Результат - недобор нало­гов в федеральный и местные бюджеты, со­циальные фонды.

5. Концентрация мигрантов в на­званных сферах деятельности ведет к моно­полизации ими рыночной и уличной торгов­ли, сетей магазинов, общественного питания, ограничению доступа на рынки местных мел­ких производителей продуктов питания, в первую очередь овощей, фруктов, мяса, уста­новления завышенных цен. Монополизация торговых точек, районов сбыта часто проис­ходит по землячествам, что приводит к кри­минальным разборкам, осложнению крими­ногенной обстановки, ухудшению отношений с коренными жителями.    Было бы непра­вильным считать, что в теневой экономике, недобросовестной торговле или в преступле­ниях участвуют исключительно приезжие из южных республик. Однако доля их в раскры­тых фактах ввоза и распространения нарко­тиков и прочих нарушениях законов значи­тельно выше, чем процент среди жителей.

6. Прибытие значительных масс на­селения в страну увеличивает расходы на со­циально-культурные нужды - выплату пенсий, здравоохранение, просвещение, различные пособия.

Из положительных последствий при­бытия населения в Россию из-за рубежа сле­дует отметить следующее:

1. Частичную компенсацию демогра­фического кризиса в стране. Резкое сокраще­ние рождаемости и увеличение смертности за последнее время, не будь переселенцев, при­вело бы к еще большему сокращению населе­ния РФ и уменьшению численности русских.

2. Приезжающие на временные за­работки способствуют восполнению недо­статка низкоквалифицированной рабочей силы в жилищном, дорожном строительстве в розничной торговле.

Серьезные отрицательные послед­ствия вызывает эмиграция населения из Рос­сии.

Несмотря на то, что баланс миграции переселенцев в пользу нашей страны, по уров­ню квалификации разрыв между эмигранта­ми и иммигрантами огромен.

Из выезжающих на постоянное место жительства россиян, по крайней мере, три группы представляют собой серьезный экономический ущерб для страны.

Первая - ученые и высококвалифици­рованные специалисты. Прибытие этих людей в какую-либо страну - это подарок судьбы, будь то математики или артисты в США, фи­зики и преподаватели в Германии или воен­ные инженеры в странах Ближнего Востока. Известен удельный вес этих людей и их роль в науке и высшем образовании многих стран.

Вторая - бизнесмены, уезжающие на­всегда из России и осуществляющие таким образом эмиграцию капитала. Не рассматри­вая причины массового вывоза частного рос­сийского капитала за границу, отметим, что его размеры чрезвычайно велики. По оцен­кам, с 1990 по 2004 г. вывоз частного кап­тала из России за границу составил не менее 300 млрд долл. США, т.е. он намного превос­ходит иностранные государственные кредиты и частные капиталовложения в экономику России вместе взятые.

Конечно, не весь российский капитал за границей переместился туда вместе с его владельцами. Но такое перемещение, т.е. эмиграция собственников капитала из Рос­сии в США и Канаду, Западную Европу, оф­шорные зоны, представляет собой массовое явление, обескровливая и без того не процве­тающую нашу экономику.

Третья группа - этнические немцы, составляющие во многих районах восточной части страны значительную часть средней технической интеллигенции, квалифициро­ванных работников, особенно в сельском хо­зяйстве, связи, на транспорте. Заменить этих непьющих, дисциплинированных и добросо­вестных работников, часто бывает некем.

Трудно провести грань между научны­ми работниками и специалистами, уезжаю­щими из России на время и насовсем. По оценке, в конце 2003 г. за рубежом на вре­менной основе находилось около 80 тыс на­учных работников и преподавателей в разных статусах - на практике, стажировке, по раз­личным иностранным или международным стипендиям, по контрактам. К сожалению, я не располагаю данными, какая часть их оста­ется за рубежом после истечения срока пре­бывания. Руководство зарубежных научно-исследовательских центров проводит целе­направленную политику отбора российских специалистов для постоянной работы. Изве­стно, что значительная часть наиболее ква­лифицированных сотрудников известных НИИ АН РФ, например института математики им. Стеклова, работает за границей.

Социально-экономические послед­ствия международной миграции населения для России настолько серьезны, что не зани­маться ими наше правительство просто не может. Однако государственное регулирова­ние перемещения населения через границы - задача чрезвычайно сложная. Государствен­ное регулирование миграции сталкивается с гуманитарными, экономическими, юридичес­кими, национальными и внешнеэкономичес­кими проблемами.

Итак, социально-экономические последствия пребывания иностранцев в России в целом оказываются отрицательными. Вера в миграцию как в благо, могущественную силу радикального и быстрого улучшения ситуации в экономике и демографии – представляется иллюзией. Беспорядочная, хаотичная миграция несет вред и разрушает устои российского общества. Поток выходцев из кризисных регионов Закавказья и Средней Азии, Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, стран Африки способен вызвать разрушительные, непредвиденные и трудно поправимые последствия. Большинство из иностранных иммигрантов общественно-полезной деятельностью не занимаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. трудовая миграция в условиях экономического кризиса в России

 

Экономический кризис значительно повлиял на трудовую миграцию в России. По данным заместителя директора Федеральной миграционной службы Анатолия Кузнецова отток мигрантов в этом году был ощутимо выше, чем в прошлом.

Массовый отток трудовых мигрантов из России зафиксировала Федеральная миграционная служба (ФМС). «Уходят полные составы. Улетают самолеты. Мигранты возвращаются на родину», — сообщил журналистам в канун Нового года глава ФМС Константин Ромодановский. Тогда он отказался связать массовый отъезд мигрантов с кризисом, сославшись на традиционный отток в новогодние каникулы. Но уже в середине января пресс-служба ФМС сообщила, что ведомство не наблюдает возвращения иностранных рабочих в Россию. В миграционной службе считают, что предстоящей весной из-за кризиса ажиотажного притока сезонных рабочих не будет. [4]
    " В 1,8 раза к нам меньше сейчас обращается граждан для получения разрешения на работу, чем в январе прошлого года. С чем это связано? С большим оттоком иностранных граждан – 60% с сектора строительства в прошлом году.117 строительных объектов в Подмосковье было заморожено", - рассказал Анатолий Кузнецов в интервью каналу "Вести". При этом пока непонятно, сколько строек возобновит работу.
По данным замдиректора ФМС, сейчас в России около четырех миллионов мигрантов работают нелегально. При этом в январе 2009 года въезд гастарбайтеров в страну уменьшился на 10 процентов по сравнению с январем прошлого года. В ФМС считают, что это вызвано экономическим кризисом.
       Хотелось бы напомнить, что в конце 2008 года премьер-министр Владимир Путин в ходе прямой телефонной линии с населением объявил о целесообразности сокращения на 50 процентов квот для мигрантов в 2009 году. Однако позднее правительство не стало изменять сами квоты, но внесло поправки в правила их расчета, увеличив до 50 процентов резерв изменения квоты.
В 2009 году уже утвержденная квота для гастарбайтеров составит 3,97 миллиона человек. Согласно поправкам правительства, их число может либо сократиться до 2 миллионов человек, либо увеличиться до 6 миллионов.
"Сейчас, когда строительные площадки и другая производственная деятельность оживает, - продолжил замдиректора ФМС, - трудовые мигранты, в которых есть потребность, начинают въезжать в страну. Мы ведем мониторинг на границе и опрашиваем граждан.  Данные опроса показывают: практически все граждане Украины и Казахстана и чуть более 80% граждан центральноазиатских государств знают, к какому работодателю едут. Это говорит об оживлении в реальном секторе экономики".

Информация о работе Россия в мировом движении труда