Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:33, реферат
Работая над рефератом, я поставила перед собой следующие цели:
проанализировать тенденции международного обмена трудом: факторы роста трудовой миграции, ее социально-экономические последствия для стран-экспортеров и импортеров рабочей силы;
дать анализ процессов участия России на мировом рынке труда, участие нашей страны в международной трудовой миграции в роли страны-донора и одновременно страны-реципиента.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
I. Международная трудовая миграция:. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§1. Виды, формы, причины; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
§2. социально-экономические последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
II. Участие России в международной миграции рабочей силы: . . . . . . .14
§1. особенности; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
§2. влияние международной миграции на социально-экономическое развитие России; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
§3. трудовая миграция в условиях экономического кризиса в России.22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Отток населения из России в зарубежные страны в современных условиях оказывают весьма негативное влияние на ее социально-экономическую динамику в краткосрочном периоде, а особенно в долгосрочном. Во-первых, эмиграция почти 1 млн человек за прошедший период существенно ухудшает сложную демографическую ситуацию, возникшую в нашей стране. Во-вторых, огромные потери появляются из-за «утечки умов» и «утечки капиталов» за границу. Так, по данным ректора МГУ академика В.А. Садовничего, отток дипломированных специалистов из России за 2006-2007 гг. составил 100 тыс. человек[3], что говорит о том, что проблема «утечки умов» в начале нового столетия еще более обострилась и нельзя недооценивать ее пагубные последствия. Утрата человеческого капитала становится реальной угрозой для существования целых отраслей фундаментальной науки и технического прогресса, а в конечном счете для национальной безопасности страны.
Решение миграционных проблем, большинство из которых носит крайне инерционный характер, потребует значительных затрат времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и реализации эффективных мер оперативного характера. В эмиграционной политике акцент должен быть сделан на обеспечение привлекательных материальных условий использования высококвалифицированного труда в отечественной экономике и на возвращение уехавших специалистов, в иммиграционной - на ужесточение контроля за въездом иностранной рабочей силы и на трудоустройство русскоязычного населения из стран нового зарубежья.
С превращением России в страну, открытую для остального мира, качественно меняется ее роль в международной экономической миграции, связанная с международным трудовым обменом, бизнес-миграцией и т.д. Активно включаясь в процесс международной экономической миграции, наша страна выступила как принимающая сторона, привлекая экономических мигрантов их стран ближнего и дальнего зарубежья, а так же как направляющая сторона, посылающая своих экономических мигрантов в зарубежные страны.
§2. Влияние международной миграции
на социально-экономическое развитие России
Рыночная международная миграция населения России началась в процессе перестройки, облегчился выезд за рубеж. Возможности конвертации рубля в иностранные валюты, разница в экономическом положении отдельных республик СНГ способствовали перемещению трудовых ресурсов и предпринимателей через границы Российской Федерации.
С переходом к рыночной экономике облегчилась эмиграция из России: с 1988 по 2000 г.г. страну покинуло около 2,5 млн чел. Значительно больше людей прибыло в Россию в основном из ближнего, но также и дальнего зарубежья.
Выезд трудоспособного населения из России навсегда за рубеж нанес заметный ущерб ее научно-экономическому потенциалу, т.к. более половины всех уехавших имели высшее или среднее техническое образование, а значительная часть эмигрантов представляла, собой золотой фонд отечественной науки. Уехали и уезжают в условиях экономических трудностей самые конкурентоспособные и пользующиеся спросом в развитых странах кадры.
Положение России в мировой миграции населения неоднозначно. Страна является крупным поставщиком рабочей силы и в то же время ежегодно принимает сотни тысяч выходцев из ближнего и дальнего зарубежья на временную работу (ВР) и постоянное место жительства (ПМЖ).
В целом баланс международной миграции населения для России положительный, т.е. в РФ больше народа приезжает навсегда и на время, чем уезжает.
Положительный баланс перемещения населения через российские границы позволяет отнести нашу страну к экономически развитым государствам с неблагополучной демографической ситуацией, испытывающим нехватку рабочих рук. В таких странах иммиграция и прибытие иностранцев на заработки приводит к целому ряду положительных последствий, как было показано выше, в первую очередь к ликвидации дефицита рабочей силы, хозяйственному росту, расширению внутреннего рынка, налоговых поступлений в бюджет.
Однако в реальной жизни последствия международной миграции для нашей страны скорее отрицательные. Рассмотрим некоторые из них. Вначале последствия въезда иностранцев в нашу страну:
1. Прибытие из-за границы переселенцев в значительной степени вызвано не экономическими, а политическими и национальными соображениями. Это далеко не всегда подготовленные и конкурентоспособные люди, ищущие работу, а беженцы, вынужденные покинуть прежнее место жительства. Они надеются не на свою предприимчивость и трудоспособность, а на помощь центральных и местных властей, соотечественников.
2. Приезд на постоянное место жительства и на временные заработки никак не координируется с реальными потребностями в рабочих руках, наличием свободных рабочих мест, он не регулируется и происходит в условиях безработицы в стране. В результате безработица растет и соответствующего прироста ВВП не происходит.
3. Одна из главных проблем российской экономики - упадок сельского хозяйства, обезлюдение деревень, сокращение населения в восточной части страны. Приток населения в Россию практически не идет в сельское хозяйство, не направляется в Сибирь или на Дальний Восток, а оседает в больших городах, в первую очередь в Москве, Поволжье и на юге России.
4. Значительная часть переселенцев и приехавших на заработки занимаются розничной торговлей, подпольным бизнесом, строительством и ремонтом по заказам частных лиц и фирм и не платят налогов и социальных платежей, что является уходом в теневую экономику. Результат - недобор налогов в федеральный и местные бюджеты, социальные фонды.
5. Концентрация мигрантов в названных сферах деятельности ведет к монополизации ими рыночной и уличной торговли, сетей магазинов, общественного питания, ограничению доступа на рынки местных мелких производителей продуктов питания, в первую очередь овощей, фруктов, мяса, установления завышенных цен. Монополизация торговых точек, районов сбыта часто происходит по землячествам, что приводит к криминальным разборкам, осложнению криминогенной обстановки, ухудшению отношений с коренными жителями. Было бы неправильным считать, что в теневой экономике, недобросовестной торговле или в преступлениях участвуют исключительно приезжие из южных республик. Однако доля их в раскрытых фактах ввоза и распространения наркотиков и прочих нарушениях законов значительно выше, чем процент среди жителей.
6. Прибытие значительных масс населения в страну увеличивает расходы на социально-культурные нужды - выплату пенсий, здравоохранение, просвещение, различные пособия.
Из положительных последствий прибытия населения в Россию из-за рубежа следует отметить следующее:
1. Частичную компенсацию демографического кризиса в стране. Резкое сокращение рождаемости и увеличение смертности за последнее время, не будь переселенцев, привело бы к еще большему сокращению населения РФ и уменьшению численности русских.
2. Приезжающие на временные заработки способствуют восполнению недостатка низкоквалифицированной рабочей силы в жилищном, дорожном строительстве в розничной торговле.
Серьезные отрицательные последствия вызывает эмиграция населения из России.
Несмотря на то, что баланс миграции переселенцев в пользу нашей страны, по уровню квалификации разрыв между эмигрантами и иммигрантами огромен.
Из выезжающих на постоянное место жительства россиян, по крайней мере, три группы представляют собой серьезный экономический ущерб для страны.
Первая - ученые и высококвалифицированные специалисты. Прибытие этих людей в какую-либо страну - это подарок судьбы, будь то математики или артисты в США, физики и преподаватели в Германии или военные инженеры в странах Ближнего Востока. Известен удельный вес этих людей и их роль в науке и высшем образовании многих стран.
Вторая - бизнесмены, уезжающие навсегда из России и осуществляющие таким образом эмиграцию капитала. Не рассматривая причины массового вывоза частного российского капитала за границу, отметим, что его размеры чрезвычайно велики. По оценкам, с 1990 по 2004 г. вывоз частного каптала из России за границу составил не менее 300 млрд долл. США, т.е. он намного превосходит иностранные государственные кредиты и частные капиталовложения в экономику России вместе взятые.
Конечно, не весь российский капитал за границей переместился туда вместе с его владельцами. Но такое перемещение, т.е. эмиграция собственников капитала из России в США и Канаду, Западную Европу, офшорные зоны, представляет собой массовое явление, обескровливая и без того не процветающую нашу экономику.
Третья группа - этнические немцы, составляющие во многих районах восточной части страны значительную часть средней технической интеллигенции, квалифицированных работников, особенно в сельском хозяйстве, связи, на транспорте. Заменить этих непьющих, дисциплинированных и добросовестных работников, часто бывает некем.
Трудно провести грань между научными работниками и специалистами, уезжающими из России на время и насовсем. По оценке, в конце 2003 г. за рубежом на временной основе находилось около 80 тыс научных работников и преподавателей в разных статусах - на практике, стажировке, по различным иностранным или международным стипендиям, по контрактам. К сожалению, я не располагаю данными, какая часть их остается за рубежом после истечения срока пребывания. Руководство зарубежных научно-исследовательских центров проводит целенаправленную политику отбора российских специалистов для постоянной работы. Известно, что значительная часть наиболее квалифицированных сотрудников известных НИИ АН РФ, например института математики им. Стеклова, работает за границей.
Социально-экономические последствия международной миграции населения для России настолько серьезны, что не заниматься ими наше правительство просто не может. Однако государственное регулирование перемещения населения через границы - задача чрезвычайно сложная. Государственное регулирование миграции сталкивается с гуманитарными, экономическими, юридическими, национальными и внешнеэкономическими проблемами.
Итак, социально-экономические последствия пребывания иностранцев в России в целом оказываются отрицательными. Вера в миграцию как в благо, могущественную силу радикального и быстрого улучшения ситуации в экономике и демографии – представляется иллюзией. Беспорядочная, хаотичная миграция несет вред и разрушает устои российского общества. Поток выходцев из кризисных регионов Закавказья и Средней Азии, Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, стран Африки способен вызвать разрушительные, непредвиденные и трудно поправимые последствия. Большинство из иностранных иммигрантов общественно-полезной деятельностью не занимаются.
§3. трудовая миграция в условиях экономического кризиса в России
Экономический кризис значительно повлиял на трудовую миграцию в России. По данным заместителя директора Федеральной миграционной службы Анатолия Кузнецова отток мигрантов в этом году был ощутимо выше, чем в прошлом.
Массовый отток трудовых мигрантов из России зафиксировала Федеральная миграционная служба (ФМС). «Уходят полные составы. Улетают самолеты. Мигранты возвращаются на родину», — сообщил журналистам в канун Нового года глава ФМС Константин Ромодановский. Тогда он отказался связать массовый отъезд мигрантов с кризисом, сославшись на традиционный отток в новогодние каникулы. Но уже в середине января пресс-служба ФМС сообщила, что ведомство не наблюдает возвращения иностранных рабочих в Россию. В миграционной службе считают, что предстоящей весной из-за кризиса ажиотажного притока сезонных рабочих не будет. [4]
" В 1,8 раза к нам меньше сейчас обращается граждан для получения разрешения на работу, чем в январе прошлого года. С чем это связано? С большим оттоком иностранных граждан – 60% с сектора строительства в прошлом году.117 строительных объектов в Подмосковье было заморожено", - рассказал Анатолий Кузнецов в интервью каналу "Вести". При этом пока непонятно, сколько строек возобновит работу.
По данным замдиректора ФМС, сейчас в России около четырех миллионов мигрантов работают нелегально. При этом в январе 2009 года въезд гастарбайтеров в страну уменьшился на 10 процентов по сравнению с январем прошлого года. В ФМС считают, что это вызвано экономическим кризисом.
Хотелось бы напомнить, что в конце 2008 года премьер-министр Владимир Путин в ходе прямой телефонной линии с населением объявил о целесообразности сокращения на 50 процентов квот для мигрантов в 2009 году. Однако позднее правительство не стало изменять сами квоты, но внесло поправки в правила их расчета, увеличив до 50 процентов резерв изменения квоты.
В 2009 году уже утвержденная квота для гастарбайтеров составит 3,97 миллиона человек. Согласно поправкам правительства, их число может либо сократиться до 2 миллионов человек, либо увеличиться до 6 миллионов.
"Сейчас, когда строительные площадки и другая производственная деятельность оживает, - продолжил замдиректора ФМС, - трудовые мигранты, в которых есть потребность, начинают въезжать в страну. Мы ведем мониторинг на границе и опрашиваем граждан. Данные опроса показывают: практически все граждане Украины и Казахстана и чуть более 80% граждан центральноазиатских государств знают, к какому работодателю едут. Это говорит об оживлении в реальном секторе экономики".