Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:33, реферат
Работая над рефератом, я поставила перед собой следующие цели:
проанализировать тенденции международного обмена трудом: факторы роста трудовой миграции, ее социально-экономические последствия для стран-экспортеров и импортеров рабочей силы;
дать анализ процессов участия России на мировом рынке труда, участие нашей страны в международной трудовой миграции в роли страны-донора и одновременно страны-реципиента.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
I. Международная трудовая миграция:. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
§1. Виды, формы, причины; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
§2. социально-экономические последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
II. Участие России в международной миграции рабочей силы: . . . . . . .14
§1. особенности; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
§2. влияние международной миграции на социально-экономическое развитие России; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
§3. трудовая миграция в условиях экономического кризиса в России.22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Теперь несколько слов хотелось бы сказать о причинах, порождающих международную миграцию населения.
Общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:
1. различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения;
2. различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;
3. несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
4. состояние национального рынка труда, наличие национальных различий в размерах заработной платы;
5. существование органической безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах);
6. международное движение капитала и функционирование международных корпораций.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Наибольшую долю участников международной трудовой миграции составляют представители рабочих специальностей, но в ней принимают участие и служащие.
Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.
Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых.
Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:
1. из развивающихся стран в развитые;
2. между развитыми странами.
3. между развивающимися странами.
4. из постсоциалистических стран в развитые страны.
5. миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся
§2. социально-экономические последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов
Международная миграция рабочей силы — явление сложное и, по своим последствиям, неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции. Также следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.
Для начала рассмотрим следующий вопрос – какие страны относятся к странам-донорам, а какие – к странам-реципиентам. Для этого обратимся к следующей таблице:
Таблица 2
№ п/п | Страна-импортер рабочей силы | Страна-донор рабочей силы |
1 | Не менее 2% населения страны являются лицами иностранного происхождения, и в стране находятся по крайней мере 200 тыс. человек, имеющих иностранные паспорта | Не менее 2% населения страны находятся за рубежом, и их количество составляет по крайней мере 200 тыс человек
|
2 | Не менее 1% экономически активного населения страны (или 100 тыс человек) являются лицами иностранного происхождения | Не менее 1% экономически активных граждан (или 100 тыс человек) находятся за рубежом
|
3 | Отток денежных переводов ми- | Приток денежных переводов от работающих за рубежом мигрантов превышает 1% ВНП
|
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:
приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;
иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;
иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.
Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:
обостряется ситуация на национальном рынке труда;
вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.
Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:
потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.
И именно об интеллектуальной миграции я хотела бы написать немного подробнее. При оценке этого процесса с нейтральной точки зрения на него, можно отметить что для стран из которых происходит утечка специалистов наносится весьма значительный экономический, культурный и иногда политический ущерб, и напротив страны принимающие и обеспечивающие специалистов - эмигрантов приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал. О положительном влиянии процесса “утечки умов” для стран-реципиентов, например, для экономики США, писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х годах докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах — тоже иммигранты. В середине 90-х годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов; они зарабатывали (по оценкам) 240 млрд. долларов в год, при этом они платили налоги в размере 40 млрд. долларов в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд. долларов. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Я считаю, что правящей верхушке нашей страны следует задуматься над этими фактами – ведь проблема интеллектуальной эмиграции для России стоит весьма остро.
II. Участие России
в международной миграции рабочей силы
§1. Особенности международной миграции в современной России
В развитии международной миграции населения в России страны ближнего и дальнего зарубежья с 1990-х годов играют разную роль. С образованием новых государств на территории бывшего Советского Союза миграционный обмен России с бывшими союзными республиками превратился в международный и стал формироваться под влиянием изменившихся политико-правовых и социально-экономических условий. Теперь иммиграционные потоки в Россию образуются во многом за счет этнических русских, живущих в странах ближнего зарубежья, а также граждан других национальностей в связи с резким ухудшением в этих странах экономической ситуации, возрастанием социально-политической напряженности и обострением конфликтов на национальной основе при проведении на государственном уровне политики этнической нетерпимости и выталкивания из стран лиц некоренной национальности, преимущественно русских.
Формированию иммиграционных потоков в Россию способствовали такие факторы, как «прозрачность» границ со странами ближнего зарубежья, наличие огромного числа связей (родственных, профессиональных, личностных, деловых и т.д.), однако их сдерживает недостаточная правовая регламентация взаимоотношений стран ближнего зарубежья с Россией и изъяны ее миграционной политики.
Значение массовой миграции населения в Россию, которая сложилась в 1990-х годах (в среднем по 1 млн человек ежегодно), невозможно недооценить – она стала существенным фактором политического, экономического и демографического развития страны. Политически важным является превращение России в иммиграционный центр, готовый принять миллионы своих соотечественников, оказавшихся в «вынужденной иммиграции». Экономическая выгода заключается в приобретении дополнительной рабочей силы, преимущественно квалифицированной, зачастую получившей образование и квалификацию в прошлом именно в российских университетах и учебных заведениях, так что хотя бы частично она может компенсировать экономические потери от «утечки российских умов». Если же речь идет не о высококвалифицированных кадрах, иммигранты могут быть эффективно использованы для «людских вливаний» в обезлюдевшие районы Центрального Нечерноземья, северных районов, Сибири. Демографические преимущества массовой иммиграции в Россию из стран ближнего зарубежья наиболее очевидны. В условиях демографического кризиса и высокой естественной убыли населения, которая только за 1992-2002 гг. составила 7,7 млн человек[1], миграционный приток более чем наполовину компенсировал эту убыль и фактически приобрел такую роль в демографическом развитии страны, какую он никогда не имел ранее.
Выявившаяся неэффективность внешней миграционной политики страны в годы реформ обусловлена как объективной общеэкономической основой, порожденной самим ходом реформ, так и просчетами, допущенными в ходе реализации конкретных направлений этой политики. В результате в России сформировался широкомасштабный рынок нелегальной рабочей силы, все больше ориентированный на теневой и криминальный бизнес, приносящий стране крупные финансовые потери, рост преступности и напряженность в межэтнических отношениях. Огромная масса соотечественников по-прежнему остается в постсоветских республиках, зачастую на дискриминационных условиях. Ставший лишним у себя в государстве национальный квалифицированный труд находит себе применение за рубежом, уменьшая потенциал развития отечественных отраслей высоких технологий.
Уровень эмиграции из России с 1990-х гг. существенно возрос по сравнению с советским периодом под влиянием либерализации миграционного процесса, а также в связи с резким ухудшением социально-экономического кризиса, снижением уровня жизни населения и роста безработицы. В данных условиях важным фактором, сдерживающим увеличение эмиграционных потоков, стала проводимая развитыми ограничительная миграционная политика. Однако при этом некоторые государства проводили открытую иммиграционную политику в отношении отдельных этнических групп, что и определило формирование основных эмиграционных потоков из России.
В последние годы эмиграционные потоки из России претерпевают существенные изменения, значительно меняется их этническая структура и географическая направленность. В сферу российской эмиграции все больше вовлекаются другие развитые страны (Австралия, Канада, Финляндия, Италия, Великобритания и т.д.). При этом резко возрастает доля русских эмигрантов и уменьшается среди формирующихся ранее эмигрантов доля немцев и евреев. Так, в середине 1990-х гг. немцы составляли почти половину эмигрантов из России, а евреи — более 1/10, в начале XXI в. доля русских эмигрантов увеличилась в 1,5 раза, а доля немцев и евреев среди эмигрантов уменьшилась соответственно примерно в 1,5 раза. При этом происходило значительное повышение доли русских в эмиграционном потоке из России и в такие страны как Германия, Израиль и США.[2]
Изменения этнической структуры эмиграции и ее географической направленности обусловлены тем, что с одной стороны, исчерпывается ограниченный потенциал эмиграции этнических групп, для которых существует более свободный режим въезда в отдельный страны, а с другой — пройден тот период времени, который позволил высшим слоям общества приобрести существенный капитал. В условиях сохраняющейся в России социально-политической и экономической неопределенности многие их представители стремятся сменить место жительства, приобретая недвижимость и организуя бизнес за границей. Кроме того, временная миграция российских граждан в зарубежные страны часто используется ими для выявления возможностей смены своего места жительства.