Россия на международном рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности мирового рынка труда и международной миграции рабочей силы на современном этапе развития мировой экономики.

Задача автора – как можно более полно разработать предложенный для изучения материал с целью выявления основных закономерностей формирования международного рынка труда, изучения статистических данных, демонстрирующих наглядно миграционные процессы современности, определить основные центры трудовой миграции рабочей силы, вовлеченной в этот процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТРУДА 5

Современное развитие мирового рынка рабочей силы 5
Сложности формирования международного рынка труда 5
Образование международного рынка труда 7
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ 8

2.1. Причины международной миграции

2.2. Виды рабочей миграции 9

2.3. Значение международной миграции 10

2.4. Сегментация рабочей силы 11

2.5. Профессионально-квалификационная структура международного рынка рабочей силы 13

2.6. Современные центры притяжения рабочей силы 15

2.7. Международное регулирование миграции рабочей силы 17

2.8. Основные тенденции Развития международного рынка труда 20

2.9. Значение международной миграции 20

ГЛАВА 3. РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА 23

3.1. Интеграция России в мировой рынок труда 23

3.2. Конкурентоспособность российской рабочей силы 24

3.3. Факторы, осложняющие выход России на международный торговый рынок 24

3.4. Эмиграция граждан РФ 26

3.5. Особенности иммиграции в РФ 30

3.6. Государственное регулирование миграционных процессов 33

ВЫВОДЫ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЭ и ВЭД.docx

— 87.61 Кб (Скачать)

         Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины.

         В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются "невидимыми" из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). [http://www.gks.ru]

         Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

         В течение последних нескольких лет произошли и другие существенные сдвиги в характеристиках потоков трудовой миграции в Россию.

         Появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России.

         Воздействие иммиграции на условия труда и занятости местного населения уже многие десятилетия находится под пристальным вниманием в развитых обществах, и суждения о нем сложились весьма противоречивые. Широко распространено мнение о его негативном характере, что нередко используется в качестве одного из главных аргументов иммиграционной политики.

         Однако многочисленные западные исследования свидетельствуют, что влияние иммиграции в целом на рынок труда статистически не значимо, а нередко и позитивно. [Цапенко И. Управление миграцией. Опыт развитых стран. - М.: Академия, 2009. – C.208]

         Такой характер эффекта иммиграции связан с тем, что в одних случаях экономические мигранты, в силу своей профессии и квалификации, непосредственно конкурируют с местным населением, а в других - заполняют ниши в производственном процессе.

         Установлено, что прямая, равно как и обратная, связь между иммиграцией, с одной стороны, и экономическим циклом и безработицей, с другой, сейчас отсутствует.

          

3.6. Государственное регулирование миграционных процессов

        Российские власти используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

        Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек. [ Хабриева Т. Я. Миграционное право России. Теория и практика. - М.: Контракт, 2008. – C.163]

         Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан Правительство РФ предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств – участников СНГ.

Практически все  соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян. [14. http://www.migracio.ru/index.html ]

         Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

         Разработана федеральная миграционная  программа. Правительство РФ наметило  меры по выполнению задач в  области миграционной политики  страны, первоочередными из которых  являются: регулирование миграционных  потоков; преодоление негативных  последствий стихийно развивающихся  процессов в этой области; создание  условий для беспрепятственной  реализации прав мигрантов [Федеральный  закон Российской Федерации «О  порядке выезда из Российской  Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская  газета», 16 августа 1996 г.].

         Законодательство РФ в отношении вопросов миграции населения, а также проблем гражданства, изменения правового статуса, пересечения государственной границы иностранными гражданами регулируется целым рядом законов и подзаконных актов. Далее приведены основные из них, имеющие статус федерального закона и обязательные для исполнения на всей территории РФ:

  • Федеральный закон от 31.05.2002г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 3 января 2006 г. N 5-Ф3 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации""
  • Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 10.01.2003г. №7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию""
  • Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 24.05.1999г. №99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"

         В рамках СНГ действует "КОНВЕНЦИЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ПРАВАХ И ОСНОВНЫХ СВОБОДАХ ЧЕЛОВЕКА", документ регулирует основные права человека в том числе при перемещении внутри границ СНГ.

         Касательно российского иммиграционного законодательства бытуют различные мнения, порой самые полярные. В этом случае имеет смысл положиться на официальную статистику. [ Хабриева Т. Я. Миграционное право России. Теория и практика. - М.: Контракт, 2008. - C. 135]

         Так, по данным опроса ВЦИОМ 40% россиян считают, что иммиграционное законодательство РФ слишком мягкое по отношению к въезжающим, однако при этом 14% опрошенных выступают за упрощение процедуры регистрации приезжих. [http://www.gks.ru]

         Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.[ Хабриева Т. Я. Миграционное право России. Теория и практика. - М.: Контракт, 2008. – C. 125]

         Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.[ Хабриева Т. Я. Миграционное право России. Теория и практика. - М.: Контракт, 2008. – C. 193-201]

         Наиболее важные аспекты российской миграционной политики:

  • реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
  • гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
  • обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.
 

Выводы к третьей главе:

         Процесс трудовой эмиграции из России будет очевидно развиваться по нарастающей линии, и важно, чтобы это развитие происходило на основе международных норм права и межгосударственных соглашений.

         Экспорт рабочей силы в России еще не приобрел характер хорошо продуманной государственной политики, что связано с решением целого комплекса сложных вопросов, а именно: необходимостью изучения конъюнктуры мирового рынка труда, изучения мирового опыта в области экспорта рабочей силы, налаживания отношений со странами-импортерами рабочей силы и т. д. Необходимо использование методологии маркетинга в управлении процессами трудовой миграции.

         На территорию России мигранты прибывают чаще всего из стран бывших республик СССР. При этом нелегальная миграция в разы более многочисленная нежели миграция на законных основаниях.  
 
 

ВЫВОДЫ 

         Формирования мирового рынка труда – это комплексный процесс, обусловленный движением рабочей силы и политикой мировой интеграции.

На сегодняшний  день, современный рынок труда  развивается крайне динамично, миграция носит практически повсеместный характер.

Сложность при организации международного процесса взаимодействия по вопросам миграции носит чаще всего социальный характер. Различия законодательств  не дают возможность установить единую систему регулирования движения миграционных потоков и соблюсти законодательный порядок.

На сегодняшний  день международный рынок труда  обуславливается высокой сегментацией. В качестве рабочей силы уже задействованы не низкоквалифицированные работники низшего звена, а высокообразованные специалисты, имеющие опыт работы и знание языков.

В мире образовалось несколько центров  притяжения мигрантов, которые, находясь в тесном взаимодействии, обуславливают  полноценное международное экономическое  взаимодействие.

       Развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро может приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти.

Волна миграции захватила и Россию. За ее пределы с целью заработка выезжают в большинстве своем высококвалифицированные специалисты. Принимает же страна рабочих, занимающихся на территории РФ  низкоквалифицированным трудом. Лишь малая часть мигрантов, работающих на территории РФ, заняты интеллектуальным трудом.

Права мигрантов как во всем мире, так  и в России регулируются международными и локальными нормами права. Однако различия в законодательствах разных стран усложняют процесс урегулирования некоторых законодательных актов.

Информация о работе Россия на международном рынке труда