Россия на международном рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности мирового рынка труда и международной миграции рабочей силы на современном этапе развития мировой экономики.

Задача автора – как можно более полно разработать предложенный для изучения материал с целью выявления основных закономерностей формирования международного рынка труда, изучения статистических данных, демонстрирующих наглядно миграционные процессы современности, определить основные центры трудовой миграции рабочей силы, вовлеченной в этот процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТРУДА 5

Современное развитие мирового рынка рабочей силы 5
Сложности формирования международного рынка труда 5
Образование международного рынка труда 7
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ 8

2.1. Причины международной миграции

2.2. Виды рабочей миграции 9

2.3. Значение международной миграции 10

2.4. Сегментация рабочей силы 11

2.5. Профессионально-квалификационная структура международного рынка рабочей силы 13

2.6. Современные центры притяжения рабочей силы 15

2.7. Международное регулирование миграции рабочей силы 17

2.8. Основные тенденции Развития международного рынка труда 20

2.9. Значение международной миграции 20

ГЛАВА 3. РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА 23

3.1. Интеграция России в мировой рынок труда 23

3.2. Конкурентоспособность российской рабочей силы 24

3.3. Факторы, осложняющие выход России на международный торговый рынок 24

3.4. Эмиграция граждан РФ 26

3.5. Особенности иммиграции в РФ 30

3.6. Государственное регулирование миграционных процессов 33

ВЫВОДЫ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЭ и ВЭД.docx

— 87.61 Кб (Скачать)

         Другой традиционный центр притяжения рабочей силы – Западная Европа. По оценке Международной организации труда, здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей – не менее 1,3 млн. человек. В 80-х гг. произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лишь в середине 90-х гг. стала проявляться понижательная тенденция. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания.[ . Транзитная миграция и транзитные страны. Теория, практика и политика регулирования под редакцией Молодиковой  И., Дювеля Ф. - М.: Университетская книга, 2009. – C.147]

         Формирование в 60-70-х гг. новых полюсов экономического роста так называемого периферийного капитализма привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы.

         К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока – Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Например, в середине 90-х гг. только в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудовых мигрантов со всего света, занятых в различных сферах производства, экономической и социальной жизни этого богатейшего нефтедобывающего государства мира.[ Метелев С. Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2006.  – C.76]

         Главным экспортером рабочей силы в этом регионе является Египет. Все большее число мигрантов направляются сюда из стран Южной и Юго-Восточной Азии, а также из некоторых арабских стран. Ряд арабских стран (Йемен, Ирак, Ливия) являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы.

         Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.

         Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка. Южно-Африканская Республика еще со второй половины 50-х гг. встала на путь использования «лишней» рабочей силы из других африканских стран. Проникновение международных монополий в Южную Африку и Намибию в 70-х гг. сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последние годы Южная Африка привлекает работников из других частей света.[ Суэтин А. А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика. - М.: КноРус, 2008. – C.97]

         Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские новые индустриальные страны. Так, по данным тайваньской печати, этому островному государству в середине 90-х гг. требовалось 100 тыс. рабочих и 20 тыс. ИТР. 

2.7.Международное регулирование миграции рабочей силы

         Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

         Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж. [ Метелев С. Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2006. – C. 103]

         Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

  • обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
  • гарантии возвращения мигрантов на родину;
  • обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
  • содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
  • ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
  • совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
  • предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год. Ожесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту.

         Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран – членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.[ Цапенко И. Управление миграцией. Опыт развитых стран. - М.: Академия, 2009. – C.208]

         В Хартии записано, что каждый работник в странах Европейских сообществ должен иметь право свободного перемещения по территории стран – членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничениям, обусловленным необходимостью охраны общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья. Свобода перемещения, говорится в Хартии, должна давать право каждому работнику выбрать любой вид занятий или профессию в странах ЕЭС на основе принципов равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты.

         В Хартии определяется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

         По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения в рамках Европейского союза может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низко квалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в рамках ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов. 

2.8.Основные тенденции развития современного международного рынка труда

         К основным тенденциям развития современного международного рынка труда можно отнести следующие процессы:

  • рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и Республик бывшего СССР;
  • повышаются входные барьеры проникновения на международный рынок рабочей силы;
  • усиливается конкуренция между продавцами рабочей силы;
  • продолжает существовать дискриминация мигрантов;
  • активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.
 

2.9.Значение международной миграции.

         Следует иметь в виду, что отнесение тех или иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или негативным не может быть однозначным и окончательным, оно может зависеть от конкретной социально-экономической ситуации в стране (табл.10). Например, переориентация инвестиций из тяжелой индустрии в сферу потребления имеет негативный характер в условиях насыщенного потребительского рынка и значительной величины безработицы в стране, в ситуации же острого дефицита потребительских товаров и благ этот результат вряд ли можно считать отрицательным. К тому же различные последствия явно не равнозначны по своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита платежного баланса в какой-то момент может перевесить все отрицательные последствия рассматриваемого явления.            [ Сухов А. Н., Трыканова С. А. Миграция в Европе и ее последствия. - М.: Флинта, МПСИ, 2008. C.217]

         Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях. 

Выводы  ко второй главе:

         Таким образом, становление и развитие международного рынка рабочей силы - процесс сложный и многообразный. Ему обычно предшествуют, с одной стороны, постепенное образование региональных рынков труда, с другой стороны, - формирование отдельных специализированных сегментов мирового рынка труда, в которых выступают специфические виды рабочей силы - мигранты, высококвалифицированные специалисты информатизированной экономики и т. д. Но, главное, международный рынок формирует и шлифует особый тип универсальной и гибкой рабочей силы, сферой приложения которой становится уже все мировое хозяйство. Эта рабочая сила выступает как бы двойственным образом: в качестве носителя общечеловеческих норм жизни и носителя национальных культур и традиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ТРУДА 

3.1. Интеграция России в мировой рынок

          Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Россия  с запозданием включилась в международные  процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы.

         С принятием Закона "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г.) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.

         По прогнозам, сделанным в начале 90-х гг., число российских эмигрантов к 2000 г. могло достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.  [http://www.gks.ru ]

         Проблема занятости населения страны не может решаться в отрыве от общемировых процессов труда. Вхождение России в мировой рынок может смягчить удары безработицы в России. Кроме того, обмен трудовыми ресурсами России с другими странами мира может стать эффективным способом подъема страны до уровня самых развитых стран мира. Однако, присоединение к мировому рынку труда потребует преодолеть своего рода "барьер вхождения", чтобы сделать российских работников конкурентоспособными на мировом рынке труда. Но для этого придется сформировать полноценный рынок труда в пределах самой России, который обеспечит необходимую мобильность рабочей силы. 

3.2. Конкурентоспособность российской рабочей силы

         На сегодняшний день  процесс воспроизводства трудовых ресурсов в нашей стране нарушен. И выражается это не только в повсеместном падении рождаемости, но в крайне низкой заработной плате, не дающей адекватной отдачи за работу. Быть может, самый тяжелый из всех кризисов, поразивших нашу экономику, - кризис профессиональный. Чтобы вырастить здоровых грамотных работников, нужна вековая традиция. Невозможность нормально питаться, одеваться, отдыхать, развиваться, наряду с технологической отсталостью привела к падению производительности, интенсивности и качества труда. Одним из эффективных путей "прорыва" становится экспорт рабочей силы из РФ в другие страны.[ http://www.marketing.spb.ru]

Информация о работе Россия на международном рынке труда