Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:49, дипломная работа
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.................8
1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………….…..….19
2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………....30
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению………………………………………………….…37
3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)……………………………….49
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности…………………………………………………….49
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованных источников……………………………….………..79
Приложения
По данным Росстата, ежегодно
темпы роста грузооборота автомобильного
транспорта значительно превышают
темпы роста объемов перевозок
железнодорожным транспортом. Обостряется
конкуренция на рынке контейнерных
отправок, транспортировки
Рассмотрим данные по пассажирообороту железнодорожного транспорта в 2001 – 2010 гг. (рис.10).
Как видно из рис. 8, пассажирооборот в 2010 г. снизился на 19,4 млрд. пасс.-км или на 29,6 % по сравнению с 2001 г., при этом перевезено пассажиров в 2010 г. по сравнению с 2001 г. на 373,1 млн. чел. или на 12,3 % меньше. Начиная с 2006 г., в динамике пассажирооборота и перевозок пассажиров наметилась тенденция спада, причем скорость снижения пассажирооборота и перевозок пассажирок резко увеличилась с 2008 г. Причинами этого резкого спада стали мировой финансовый кризис 2008 г. и снижение конкурентности железнодорожного транспорта в сегменте пассажирских перевозок.
Рассчитаем рентабельность продаж ОАО «РЖД».
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки.
Таблица 657
Рентабельность продаж, %
2001 |
2006 |
2010 | |
Выручка, млрд. руб. |
350,832 |
877,888 |
1154,460 |
Валовая прибыль, млрд. руб. |
50,023 |
193,144 |
154,672 |
Рп , % |
0,14 |
0,22 |
0,13 |
Как видно из расчетов, рентабельность продаж в 2001г. значительно уменьшилась относительно 2006года и увеличилась на 0,1 % в 2010 г. (причина низкой рентабельности 2010 г. - мировой финансовый кризис 2008 года).
Финансовое состояние железнодорожного транспорта в 2001-2010 гг. иллюстрирует Таблица 7 и Таблица 8.
Объём доходов за 2010 год по всем видам деятельности составил 1195,1 млрд. руб. с увеличением по сравнению с 2009 годом на 13,8 %.
В структуре доходов наибольшую долю занимают грузовые перевозки. По итогам 2010 г. доходы от грузовых перевозок получены в сумме 936,2 млрд. руб. с ростом к 2009 г. на 153,2 млрд. руб. или на 19,6%. При этом наибольшими темпами возросли объёмы и доходы от перевозок во внутригосударственном сообщении. Доходы от пассажирских перевозок по итогам 2010 г. составили 42,9 млрд. руб.
Таблица 758
Данные о доходах и расходах по грузовым и пассажирским перевозкам
в 2001 г.,2008 г., 2010г., млрд. руб.
2001 г. |
2008 г. |
2010 г. | |
Доходы от перевозок, млрд. руб. |
320,870 |
1014,5 |
979,1 |
в т. ч. |
|||
от грузовых |
285,041 |
847 |
936,2 |
от пассажирских |
35,829 |
150,4 |
42,9 |
Расходы по перевозкам, млрд. руб. |
273,974 |
952,1 |
888,3 |
в т. ч |
|||
по грузовым |
203,433 |
722,7 |
793,4 |
по пассажирским |
70,540 |
216,9 |
94,9 |
Прибыль от перевозок, млрд. руб. |
46,896 |
58,5 |
90,8 |
в т. ч. |
|||
от грузовых |
81,608 |
125 |
142,8 |
от пассажирских |
-34,712 |
-66,5 |
-52,0 |
Отношение доходов к расходам, % |
117,12% |
106,6% |
110,2% |
в т. ч. |
|||
от грузовых |
140,12% |
117,2% |
118,0 |
от пассажирских |
50,8% |
69,3% |
45,2% |
Индекс роста железнодорожного тарифа (108%) был ниже индекса роста цен (113,9 %). Тарифная политика железных дорог при росте цен на грузы способствовала снижению уровня транспортной составляющей по основным видам перевозимых грузов.
Чистая прибыль по итогам деятельности Компании в 2010 году составила 114,6 млрд. руб., что на 64,3 млрд. руб. больше показателя 2009 года.
Таблица 859
Отчет о прибылях и убытках МПС и ОАО «РЖД» по международным стандартам бухгалтерского учета в 2001 г., 2006 г., 2010г., млрд. руб.
Статья |
2001 г. |
2006 г. |
2010 г. |
Выручка |
350,832 |
877,888 |
1154,460 |
Себестоимость |
300,809 |
684,744 |
999,788 |
Проценты к уплате |
1,600 |
6,933 |
23,000 |
Начислено амортизации |
83,012 |
62,833 |
95,471 |
EBITDA (доход до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и отчислений на износ и амортизацию) |
112,790 |
209,064 |
270,678 |
Прибыль до налогообложения |
28,177 |
203,238 |
204,424 |
Прибыль после налогообложения |
9,582 |
139,806 |
152,207 |
По содержанию данной главы
можно сделать следующие
1. Государство может воздействовать на цены в отраслях естественных монополий двумя способами: во-первых, за счёт регулирования цен и тарифов, во-вторых, путём внедрения и развития элементов конкуренции.
2. Усиление конкуренции в сфере железнодорожных перевозок возможно как на пути усиления внутриотраслевой конкуренции (так называемая политика «либерализации доступа к рельсам»), так и на пути усиления конкуренции между различными видами транспорта на рынке транспортных услуг.
Заключение
Итак, подводя итоги, можно сказать, что конкурентная политика развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём, антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики.
В процессе данной работы мне удалось определить то, что:
а) Главной целью всякой конкурентной политики является пресечение монополистических злоупотреблений и развитии конкуренции;
б) Основной путь борьбы с
негативными сторонами
в) В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
г) Основанием для приведения в действие конкурентной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
д) Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
е) Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба.
ж) Основными законами, регулирующими
монополии, являются закон «О конкуренции
и ограничении
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь экономике совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь населения, в общем, непременно будет становиться лучше.
К направлениям государственной конкурентной политики следует отнести: первое - развитие и поддержка конкуренции на товарных и финансовых рынках; второе направление - пресечение монополистических действий, недобросовестной конкуренции и защита конкуренции. До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере. Поэтому в современных условиях необходимо больше уделять внимание инструментам, направленным на развитие и поддержку конкуренции.
ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.
Уровень железнодорожных
тарифов и качество
Специфика железнодорожного
транспорта России заключается в
том, что при относительно высоких
технико-экономических
Один из способов создания конкурентной среды на транспортном рынке — «межотраслевая демонополизация» — состоит в поощрении конкуренции между различными видами транспорта, в т.ч. за счёт либерализации тарифной политики.
Второй способ создания конкурентной
среды – «внутриотраслевая
Демонополизация железнодорожной отрасли даже будучи ещё не законченной, уже принесла некоторые плоды.
Благодаря созданию системы операторских компаний экономика страны получила:
- увеличение инвестиций в подвижной состав, что привело к бурному росту в вагоностроительной отрасли;
- повышение качества транспортного обслуживания грузоотправителей;
- развитие конкуренции, которое привело к снижению тарифов на многих сегментах рынка на 7-10 % ниже уровня, предлагаемого ОАО «РЖД».
Список использованных источников