России / повторная работа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:49, дипломная работа

Описание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.................8
1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………….…..….19
2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………....30
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению………………………………………………….…37
3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)……………………………….49
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности…………………………………………………….49
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованных источников……………………………….………..79
Приложения

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 464.76 Кб (Скачать)

В сфере регулирования  деятельности субъектов естественных монополий политика регулирующих органов приоритетно направлена на эффективное ценовое регулирование, ликвидацию перекрестного субсидирования, устранение дискриминационных условий договоров с потребителями, развитие состязательности в получении исключительных прав на предоставление услуг в условиях естественной монополии. Государственная политика в области защиты конкуренции направлена на недопущение злоупотребления рыночной властью и искажение информации о реальных издержках и прибыли со стороны крупных вертикально интегрированных компаний с естественно-монопольным компонентом.

В настоящее время нет единого государственного органа, который был бы ответствен за осуществление мер, направленных не только на защиту, но и на создание и развитие конкуренции. Согласно Положению о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации16, непосредственно функции по развитию конкуренции, созданию конкурентной среды на министерство не возложены, оно обязано осуществлять лишь функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности (в том числе среднего и малого бизнеса) и иные. Анализ деятельности Минэкономразвития России подтверждает, что функции по формированию единой последовательной конкурентной политики оно не выполняет, а затрагивает лишь некоторые аспекты. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба России (во многом преемник МАПа) является органом, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением антимонопольного законодательства17. Формирование и осуществление конкурентной политики — в части создания и развития конкуренции — в функции ФАС России не входят. Таким образом, представляется необходимым четко закрепить за Минэкономразвития России и за федеральным антимонопольным органом функции по формированию и осуществлению государственной конкурентной политики, которая должна включать в себя целый комплекс мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту добросовестной и равной конкуренции на российских рынках.

В области проведения государственной  политики развития конкуренции функции  и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности18.

По содержанию данной главы  можно сделать следующие выводы:

1. Конкуренция – это  соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели.

2. Механизмы реализации конкурентной политики – это совокупность экономических, правовых и социальных методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на внутреннюю (например, регламентация затрат на рекламу, поглощений и слияний фирм) и внешнюю (например контроль за ценообразованием, стимулирование дополнительного спроса, контроль за конкуренцией со стороны иностранных фирм) области конкурентного процесса.

3. Конкурентная политика  – это комплекс последовательных  мер, осуществляемых государством  в целях обеспечения условий  для состязательности хозяйствующих  субъектов, повышения эффективности  и конкурентоспособности российской  экономики, модернизации предприятий  и создания условий для обеспечения  экономически эффективным способом  потребностей граждан в товарах  и услугах.

 

2. Развитие  конкуренции и конкурентной политики  в современных российских условиях

 

2.1 Мировой опыт проведения  государственной конкурентной политики  и возможности его адаптации  в условиях РФ

 

Проводимые в последние  десятилетия в Российской Федерации  экономические реформы привели  к необходимости формирования государственной  конкурентной политики, повышения ее эффективности. В настоящее время применяемые меры для борьбы с ограничением конкуренции в большей части ориентированны на зарубежный опыт, который не всегда может быть применим к российским условиям.

Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа противоправности всех монополий  с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине.

Впервые антимонопольные  законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.

Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской  политики в экономической жизни  США. Согласно ему вне закона объявляется  "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности. .." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

Таблица 119.

Основные  антимонопольные законы США

Название и дата принятия.

Основное  содержание и направленность.

Институты и методы практической реализации.

Акт Шермана (1890)

Запрещение  любых контрактов, сделок и форм межфирменного сотрудничества, в  том числе и скрытых, ограничивающих возможность реализации своей продукции  на данном рынке другими хозяйственными субъектами; постановка вне закона монополизации, попытки монополизации  или скрытой формы монополизации  коммерческой деятельности.

Министерство  юстиции:   выдвижение гражданских    и уголовных исков.

ФТК:    отсутствие полномочий.

Частные истцы:    выдвижение  гражданских

исков о возмещении ущерба.

Генеральные прокуроры штатов:     выдвижение гражданских      исков о возмещении ущерба

Акт Клейтона (1914)

Установление  различного уровня цен разным покупателям  ставится вне закона, если оно направлено на монополизацию или снижение конкуренции;  запрещение включать в контракт условия, требующие с другой стороны  бойкотировать  продукцию конкурентов в случае, если это ведет к установлению монополии или снижению конкуренции; запрет слияний или покупки активов  в случае, если это ведет  к  значительному снижению конкуренции, запрет перекрестных директоратов.

Министерство  юстиции:   выдвижение гражданских    исков.

ФТК:   выдвижение гражданских    исков.

Частные истцы:  выдвижение гражданских  исков о возмещении ущерба.

Акт о Федеральной Торговой Комиссии(ФТК) (1914)

Учреждает ФТК; наделяет ФТК полномочиями по защите Акта  о ФТК и Акта  Клейтона;

запрещает несправедливые методы конкуренции  и обманные методы торговли.

Министерство  юстиции: отсутствие полномочий.

ФТК:   выдвижение гражданских    исков.

Частные истцы:   отсутствие полномочий.


 

Поправка Селлера—Кефовера (1950 г.) вносит уточнение в седьмой параграф закона Клейтона, в соответствии с которой запретительная практика распространяется на приобретение вещественных элементов активов конкурирующих компаний.

С точки зрения американского  законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении  ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка и имеются факты, свидетельствующие об использовании нечестных методов конкурентной борьбы.

Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния  — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.

Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.

Вертикальные слияния  — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное законодательство по существу разрешает конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. Например, телефонной и страховой компаний, так как монополизация рынка одного из товаров в данном случае не происходит.

В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязано возместить причиненные убытки в трехкратном размере.

Однако в действительности случаи ужесточения по отношению  к компаниям-монополистам применяются  не так часто. К примеру, за всю  историю американского антимонопольного законодательства расформировано было около 30 компаний. Наиболее громкими делами было расформирование в 1911 г. нефтеперерабатывающего и табачного трестов и разделение в 1982 г. компании АТТ. Судебные дела в отношении компаний-монополистов длятся годами, так как такие процессы — дело сложное, требуют огромных затрат и привлечение массы средств. Так, дело Юнайтед стейтс машинери корпорейшен продолжалось 7 лет, а ИБМ — 13 лет.

В ряде случаев при наличии дополнительных обстоятельств делаются отступления от общих правил. Так, далеко не всякий сговор о совместном регулировании цен признается незаконным. Если в отрасли имеет место спад производства, то практика совместного регулирования цен признается допустимой. Этот принцип был применен в 1933 г., когда объединение угольных компаний "Аппалачиан коул" сделало попытку совместного регулирования цен. В 1972 г. было признано законным соглашение ассоциации мелких и средних торговцев о разделе рынка. По мнению Федеральной торговой комиссии, в данном случае сохранялись возможности для конкуренции с более крупными торговыми компаниями. С 1984 г. под действие антимонопольного законодательства практически не подпадают венчурные научно-исследовательские проекты.

В европейских странах  антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны.

В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.

Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.

В вопросе контроля процессов  слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.

Принятие окончательных  решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд.

Регулирование монополистической  деятельности административным путем характерно также для Германии и Бельгии.

Активная антимонопольная политика, проводимая правительством Германии, показывает, что интересы государства стоят выше интересов отдельных монополистов и стоящих за ними влиятельных политических сил. Меры запрещения и ограничения монополистической деятельности, которые принимаются антимонопольными органами, не вправе отменять даже президент страны.

Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.

В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

Достаточно либеральным  считается антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75 %. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР.

Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.

В целом, как показывает мировой  опыт содержание конкурентной политики должны составлять два основополагающих направления: стимулирование развития конкуренции и антимонопольное регулирование.

При этом приходится констатировать тот факт, что в последние десятилетия  российская конкурентная политика отождествляется  с антимонопольной, «в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей»20. Однако регулирующие функции антимонопольной политики государства не должны исчерпываться правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.

Информация о работе России / повторная работа