Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:49, дипломная работа
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.................8
1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………….…..….19
2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………....30
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению………………………………………………….…37
3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)……………………………….49
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности…………………………………………………….49
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованных источников……………………………….………..79
Приложения
Антимонопольная политика государства направлена прежде всего на пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, на обеспечение стабильной и эффективной работы предприятий, создание нормальных условий функционирования рынков21. Антимонопольное законодательство, на котором зиждется и соответствующая государственная политика, по своей сути сформировалось впервые как антитрестовское законодательство и было связано с существовавшими в те времена условиями рынка. Антитрестовское законодательство было направлено, главным образом, на борьбу с незаконной монополизацией уже существующих конкурентных рынков. То есть фактически существовали некие конкурентные рынки, однако те или иные рыночные обстоятельства заставляли или побуждали экономических субъектов применять такие методы конкурентной борьбы, которые были недопустимы с точки зрения общеэкономической или общественной полезности. В связи с этим, в целях пресечения таких действий, а также препятствования концентрации и кооперации субъектов конкуренции впервые принималось рассматриваемое в данной работе законодательство.
В России, в отличие от большинства зарубежных стран, принятие антимонопольного законодательства было осуществлено не эволюционным, а искусственным путем. Фактически российское «законодательство о защите конкуренции» впервые принималось в условиях практически полного отсутствия конкурентных рынков и отношений. Основной целью его принятия на тот момент была борьба с существовавшей тотальной монополизированностью отраслей. В переходных условиях произошел поворот от развития конкурентной среды на борьбу с монополизмом. Даже лексический анализ термина «антимонопольная политика» показывает его негативный оттенок. К сожалению, в юриспруденции редко используются приемы политической психологии, где четко представлена разница между «борьбой против…» и «борьбой за…». В последнем случае теоретически потенциал созидания и прогресса существенно выше. И если в начале 1990-х гг. проведение антимонопольной политики как «политики борьбы с монополиями» было оправдано в силу перехода от плановой к рыночной экономике, то эффективность такого подхода в настоящее время вызывает большие сомнения.
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по ее улучшению
Современное состояние реальной
конкурентной политики показывает явный
дефицит государственных
Текущее состояние государственной конкурентной политики РФ.
1. Конкурентная политика сводится в основном только к антимонопольной политике. Превентивным мерам, необходимости создания и стимулирования развития конкуренции должного внимания не уделяется.
Современное состояние реальной
конкурентной политики показывает явный
дефицит государственных
Государственная конкурентная
политика реализуется также и
через осуществление
2. Нерезультативность и
малоэффективность методов
Показатели текущего состояния конкурентной среды:
- низкая степень предпринимательской свободы (свобода открытия/закрытия бизнеса и свобода получения различных лицензий и разрешений) и свободы от коррупции, которые тесно связаны с уровнем входных барьеров на рынке;
- возросшая гипертрофия северных территорий с экстремальными условиями проживания населения и ведения хозяйственной деятельности;
- конкуренция регионов за финансовую поддержку из федерального бюджета, за привлечение инвестиций, за продвижение на рынок продукции «собственных» предприятий и т. д.;
- существенные региональные диспропорции в территориальной структуре хозяйства с доминированием Центрального экономического района (из 13 таких районов страны на Центральный район приходится пятая часть населения, численности занятых, стоимости основных производственных фондов, четверть промышленного производства и розничного товарооборота, более 2/3 объема финансовых потоков), что обуславливает неравные условия конкуренции между регионами страны;
- доминирование производства продукции с малой добавленной стоимостью, приводящее к проигрышу в конкуренции цен с экономиками, в которых доминирует производство товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью - прежде всего, нематериальных активов (знаний, информации);
- доля малого и среднего бизнеса России в ВВП немного больше 13%;
- малый бизнес кредитуется не более чем на 12–15% от потребности;
- вытеснение государственными органами с рынка частных компаний, работающих в портах Российской Федерации, и монополизация рынков подведомственными государственными предприятиями;
− устойчивая тенденция к
монополизации рынка
- незаметны результаты демонополизации рынка услуг международной и междугородней связи;
- высокая степень монополизации энергетического рынка и транспортного машиностроения;
- монополизирован розничный рынок нефтепродуктов;
По данным международной организации Heritage Fоundation, Россия в мировом рейтинге экономической свободы в 2010 г. занимает 143-е место (Таблица 2) из 179 позиций (российская экономика свободна лишь на 50,5%), отставая по этому показателю от таких стран, как Лаос, Сирия, Вьетнам. В 2009 г. место России в рейтинге было 146-м (50,8 %) из 178 позиций, а в 2008 г. — 136-м из 157 позиций. Таким образом, Российская Федерация в 2010 г. относится к группе стран с преимущественно несвободной экономикой. По уровню благоприятности среды для ведения бизнеса (отчет DoingBusiness 2011 Мирового банка и International Finance Corporation) Россия занимает 123-е23 место, что на семь позиций хуже в сравнении с 2010 г. (из 175 стран).
Таблица 224
Мировой рейтинг экономической свободы 2010 г.
Место |
Страна |
Индекс экономической свободы (%) |
1 |
Гонконг |
89,7 |
…….. |
…………………………………. |
………………………. |
139 |
Вьетнам |
51,6 |
140 |
Сирия |
51,3 |
141 |
Лаос |
51,3 |
142 |
Сейшельские острова |
51,2 |
143 |
Российская Федерация |
50,5 |
144 |
Эфиопия |
50,5 |
……… |
……………………………………. |
………………………. |
179 |
Северная Корея |
1,0 |
Основными проблемами с которыми сталкиваются российские предприниматели при ведении бизнеса в Российской Федерации отражены в отчете The World Economic Forum’s Centre for Global Competitiveness (Рисунок 2).Из списка 15 факторов, респонденты выбрали 5 самых проблематичных для ведения бизнеса в Российской Федерации. Бары на рисунки отражают ответы в соответствии с их рейтингом. Как видно из рисунка 3, самым проблемным фактором, при ведении бизнеса в РФ, является «коррупция»: в 2011 г. 21,2 % опрошенных респондентов распределили свои голоса именно за нее, в 2010 г. – 19,9 %. На втором месте «доступ к финансированию» 2011 г. – 15,5% ( 2010 г. – 16,9 %), на третьем месте «налоговая система» 2011 г. – 11,4 % (2010 г. – 11,6 %).
Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства. Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение и цветная металлургия, отдельные отрасли пищевой промышленности. Данные о степени концентрации представлены в таблице 3.
Таблица 326
Концентрация производства по видам экономической деятельности, %
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающие производства |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | |
Удельный вес объема отгруженных
товаров собственного производства,
выполненных работ, услуг собственными
силами крупнейших организаций, в общем
объеме отгруженных товаров |
|||
3 организациями |
|||
2009 |
21,5 |
12,4 |
10,7 |
2010 |
21,9 |
15,2 |
17,4 |
4 организациями |
|||
2009 |
24,5 |
14,1 |
13,6 |
2010 |
25,1 |
17,4 |
20,2 |
6 организациями |
|||
2009 |
30,1 |
17,4 |
18,0 |
2010 |
31,2 |
20,4 |
24,8 |
8 организациями |
|||
2009 |
34,6 |
19,9 |
21,6 |
2010 |
36,3 |
23,0 |
28,4 |
В то же время исследования,
проведенные Государственным
3. Неустойчивый характер взаимодействия государства с потенциальными партнерами по реализации государственной конкурентной политики:
3.1) отсутствие концепции действий по развитию партнерства государства и граждан, негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций в отношении реализации государственной конкурентной политики;
3.2) закрытость государственных учреждений и бюрократизация управления;
3.3) крупные некоммерческие объединения бизнеса, такие как ТПП РФ или РСПП, так же, как и организации, объединяющие хозяйствующих субъектов отрасли, недостаточно используют свои возможности для уравновешивания участников рынка. Потенциал профессиональных некоммерческих организаций хозяйствующих субъектов, особенно в рамках секторов и отраслей экономики, в обеспечении добросовестных конкурентных отношений, организации коллективного воздействия хозяйствующих субъектов на нарушителей здоровых конкурентных отношений остается нераскрытым;
3.4) отсутствие стимулов для некоммерческих организаций граждан, которые могли бы взять на себя полномочия по информированию компетентных органов о нарушениях в сфере конкурентного законодательства, особенно в случаях ущемления прав потребителей.
4. Наличие административных барьеров, приводящих к экономическим потерям потребителей, связанным с завышением розничных цен хозяйствующими субъектами вследствие включения в них непроизводственных издержек, сопряженных с преодолением административных барьеров.
Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции и возникновения так называемого «административного ресурса».
В процессе проведения административной
реформы снято либо снижено значительное
количество административных барьеров,
в том числе существенно