Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:49, дипломная работа
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.................8
1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………….…..….19
2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………....30
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению………………………………………………….…37
3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)……………………………….49
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности…………………………………………………….49
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованных источников……………………………….………..79
Приложения
Оценка сил, влияющих на конкуренцию в отрасли, позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия. Далее может быть составлен план действий по укреплению существующих или завоеванию новых конкурентных позиций на рынке, который в общем виде будет включать в себя позиционирование предприятия таким образом, чтобы его возможности обеспечивали надежную защиту против сил конкуренции и/или влияние на расстановку сил посредством стратегических маневров, способных улучшать позиционирование предприятия, а также прогноз изменения факторов конкурентной борьбы и меры реагирования на эти изменения с целью извлечь преимущество за счет выбора стратегии, наиболее соответствующей новому конкурентному балансу.
Таким образом, основной вывод,
который можно сделать в целях
нашего исследования, резюмируя теоретические
изыскания классиков в области
конкуренции, состоит в том, что
рыночная конкуренция есть динамичное,
комплексное и весьма сложное
явление. В условиях конкуренции
на предприятие оказывают
1.2 Содержание и структура
механизма реализации
Содержание механизма регулирования конкуренции – это совокупность экономических, правовых, социальных методов и инструментов, характерных для рыночного, производственного и государственного механизмов регулирования конкуренции применительно ко всем звеньям конкуренции как системы, в основе которых лежат рыночные принципы и условия, используемые субъектами конкурентных отношений для конкурентных взаимодействий. Элементами данного механизма являются рынок (продуктовый, отраслевой), фирма, совокупность фирм (если существует тайное или явное соглашение между ними), государство, мировое хозяйство. Каждый из них характеризуется особенностями целей, функций, выполняемых в рамках общего механизма, что определяет место каждого элемента в механизме регулирования конкуренции в целом.
Процесс регулирования предполагает
использование определенного
Механизм регулирования конкуренции представляет собой регулятор функционирующей системы конкуренции. С его помощью осуществляется как саморегулирование конкурентного процесса, так и сознательное воздействие субъектов рынка на конкурентные отношения.
Механизм регулирования конкуренции включает в себя рыночный, производственный и государственный механизмы регулирования конкуренции.
Существование производственного и рыночного механизмов регулирования конкуренции в основе своей имеет производственные конкурентные и рыночные конкурентные отношения, поскольку каждый из этих видов конкурентных отношений характеризуется своими особыми методами и инструментами регулирования конкуренции, исходящими из различий самих производственных конкурентных (по поводу поиска и реализации конкурентных преимуществ и лучших условий хозяйственной деятельность) и рыночных конкурентных (возникают при осуществлении обмена и связаны с действием ценового механизма) отношений. В свою очередь, существование механизма государственного регулирования конкуренции неизбежно вытекает из взаимодействия рыночных конкурентных и производственных конкурентных отношений, которые определяются отношениями частной собственности (первые – непосредственно, вторые – опосредованно), что порождает интерес рыночных субъектов к поиску лучших по сравнению с другими возможностей, конкурентных преимуществ. Это стремление является основой существования на рынке не только конкуренции, но и монополии. Последняя по большей части может регулироваться рыночным и производственным механизмами регулирования конкуренции – через появление новых видов деятельности, вовлечение новых ресурсов эта ситуация может иметь конкурентное разрешение. Однако могут возникнуть и «провалы рынка», явления, не имеющие конкурентного разрешения, что приводит к появлению барьеров входа на рынок. В этом случае появляется необходимость государственного регулирования конкуренции, которая реализуется через появления соответствующего механизма.
Направленность
Основой механизма регулирования
конкуренции является рыночное саморегулирование.
К элементам рыночного
Содержание государственного
механизма регулирования
Специфика современного государственного
механизма регулирования
Рис.2. Механизм регулирования конкуренции15
Результат действия механизма
регулирования конкуренции
Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а также основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны.
Конкурентная политика представляет
собой комплекс последовательных мер,
осуществляемых государством в целях
обеспечения условий для
Меры государственной конкурентной политики можно классифицировать следующим образом: стимулирующие меры (меры по созданию и развитию конкуренции), ограничительные меры, а также меры по защите конкуренции.
К мерам, стимулирующим создание и развитие конкуренции, можно отнести различные налоговые преференции и льготы, предоставление кредитов и льготные условия кредитования, устранение административных барьеров, разукрупнение предприятий с целью создания конкурирующих структур, а также ряд других мер.
Ограничительные меры, которые должны носить дополнительный характер по отношению к развитию конкуренции, — это, в частности, действия антимонопольного органа, осуществляемые с целью контроля за экономической концентрацией. Меры по защите конкуренции состоят в пресечении действий, нарушающих нормы законодательства о конкуренции, они предусматривают ответственность за данные нарушения.
Следует подчеркнуть, что
такое понимание конкурентной политики
подразумевает неприемлемость принципа
невмешательства государства в
экономику, а также лозунга «laissez-
Основными направлениями государственной конкурентной политики являются:
1) стимулирование конкуренции;
2) обеспечение свободы
предпринимательской
3) предупреждение и пресечение
монополистической
4) государственное регулирование
деятельности субъектов
− ценовое регулирование;
− специальные обременения субъектов естественных монополий в интересах малого и среднего бизнеса;
− согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
− контроль и надзор за субъектами естественных монополий;
− особенности государственного регулирования естественных монополий на локальном (региональном) уровне;
5) государственный контроль экономической концентрации на товарных и финансовых рынках;
6) конкурсное распределение дефицитных ресурсов. Государственная и муниципальная помощь;
7) охрана интеллектуальной собственности.
Необходимости создания и стимулирования развития конкуренции должного внимания не уделяется. В связи с этим приоритетным направлением государственной конкурентной политики должна быть не только защита конкуренции, но и ее стимулирование (развитие).
Основными целями государственной политики в области стимулирования конкуренции в Российской Федерации являются:
1) содействие созданию
условий, необходимых для
2) содействие созданию
условий хозяйствования, обеспечивающих
экономическую эффективность
3) содействие созданию
условий, стимулирующих
4) содействие увеличению
количества хозяйствующих
5) стимулирование производства
инновационных товаров,
6) принудительное разделение,
выделение хозяйствующих
К основным направлениям стимулирования конкуренции относятся:
1) содействие созданию
и развитию хозяйствующих
2) развитие малого и среднего предпринимательства;
3) установление особенностей процедур контроля (надзора);
4) создание зон особого регулирования.
Формы стимулирования конкуренции включают в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку хозяйствующих субъектов; поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников хозяйствующих субъектов; поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Требует четкого и однозначного решения вопрос о соотношении функций антимонопольного контроля (т. е. контроля соблюдения норм антимонопольного законодательства) и государственного регулирования (в первую очередь — тарифного регулирования) деятельности субъектов естественных монополий.
Адекватное ценовое