Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении структуры и функций кредитной политики, и особенностей ее построения в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- исследование сущности процента и процентной ставки, а также кредитной политики государства;
- изучение устройства кредитной политики Республики Беларусь;
- определение направлений совершенствования денежно-кредитной системы страны.
Введение .................................................................................................
4
1 Сущность процента и процентной ставки в современной экономике
1.1 Сущность процента и процентной ставки………………………..
5
1.2 Процентная политика ……………………………………………...
8
2 Роль процентной ставки в реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь
2.1 Процентная политика Республики Беларусь……………………..
14
2.2 Основные направления совершенствования денежно-кредитной системы Республики Беларусь………………………………………...
23
Заключение ..............................................................................................
26
Список использованных источников ...................................................
27
Что касается непосредственно кредитной политики страны, то ее современное состояние характеризуется следующими показателями.
Динамика процентных ставок по операциям Национального банка определялась ставкой рефинансирования, которая во втором полугодии 2010г. не изменялась и оставалась равной 10,5 процентам годовых, что на 3,5 процентного пункта ниже, чем за аналогичный период 2009 года. Национальный банк активно использует процентную ставку для регулирования денежно-кредитной политики (рис. 2.1.):
Рисунок 2.1 – Динамика размера базовой ставки рефинансирования 2000-2010 гг., % годовых.
Примечание. Источник: []
Как видно из рисунка 2.1. самая большая ставка рефинансирования в размере 107,5 % приходится на 2000 год. Однако после этого года наблюдается устойчивое снижение процентной ставки, что свидетельствует о стабилизации состояния денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
В последние годы курсовая политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей в равных долях доллар США, евро и российский рубль.
С 2 января по 1 ноября 2009 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных значениях. За указанный период стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 5,4 процента (с 960 до 1012 рублей). С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют официальный обменный курс белорусского рубля с 2 января по 1 ноября 2009 г. снизился к доллару США на 3,5 процента (с 2650 до 2743 рублей за 1 доллар США), к евро – на 9,2 процента (с 3703 до 4044 рублей за 1 евро), к российскому рублю – на 3,7 процента (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль).
Для своевременной реакции курсовой политики на дополнительные неблагоприятные внешние факторы с 22 июня 2009 г. границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют были расширены с плюс/минус 5 до плюс/минус 10 процентов. Индекс реального эффективного курса белорусского рубля за январь – октябрь 2009 г. к соответствующему периоду 2008 года укрепился на 2,3 процента, что обусловлено резким снижением в январе – феврале 2009 г. курса российского рубля, занимающего значительную долю в расчете указанного индекса, по отношению к мировым валютам. Снижение индекса реального эффективного курса белорусского рубля в октябре 2009 г. по отношению к октябрю 2008 г. составило 13,2 процента, а с декабря 2008 г. по октябрь 2009 г. снижение указанного индекса составило 17,9 процента, в том числе к российскому рублю – 15,7 процента. На конец 2009 года стоимость корзины иностранных валют не превысит 1056 белорусских рублей (или 10 процентов к началу 2009 года).
В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых).
При прогнозируемом годовом приросте инфляции на 11 процентов, сбалансированности денежного и валютного рынков ставка рефинансирования к концу 2009 года составила 13,5 процента годовых. Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта (по кредиту «овернайт» и сделкам СВОП «овернайт» – до 22 процентов годовых, по депозитам – до 10 процентов годовых). В апреле 2009 г. в связи со снижением темпов инфляции указанные ставки понижены на 2 процентных пункта.
В 2009 г. увеличился спрос населения на иностранную валюту и ухудшилась ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц. В связи с этим для предотвращения дальнейшего развития негативных тенденций на денежных рынках с 17 июня 2009 г. процентные ставки по названным инструментам были увеличены на 2 процентных пункта.
Аукционными операциями на открытом рынке Национальный банк удерживал процентную ставку на однодневном рублевом межбанковском рынке на уровне, близком к верхней границе, задаваемой постоянно доступными операциями. В результате в октябре 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составила 21,2 процента годовых.
Для обеспечения непрерывности платежного процесса Национальный банк оказывал значительную ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банков в январе – 2009 г. составил 2,73 трлн. рублей.
Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков – 21,4 процента годовых.
Наличие позитивных тенденций в экономике и финансовой сфере в январе — июне 2010 г. позволило ориентировать процентную политику прежде всего на снижение общего уровня процентных ставок в целях увеличения доступности кредитных ресурсов. При этом обеспечивалась привлекательность банковских депозитов в национальной валюте для юридических и физических лиц.
Ставка рефинансирования за отчетный период снижалась трижды. Если на начало 2010 г. ее уровень составлял 13,5 % годовых, то к концу полугодия ставка рефинансирования достигла 10,5 % годовых. Это соответствует верхней границе прогноза, установленного Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год.
Аналогично были снижены процентные ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь. Уровень ставок по постоянно доступным инструментам предоставления ликвидности снизился с 21,5 до 17,5%. Уменьшена минимальная процентная ставка по рублевым депозитам овернайт в Национальном банке с 9,5% на начало года до 7% годовых. При этом Национальный банк осуществлял также плавное снижение процентных ставок по аукционным операциям поддержания ликвидности. Это повлекло за собой снижение процентных ставок на рублевом рынке МБК. Средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту в белорусских рублях сложилась в сентябре 2010 г. на уровне 10,1% годовых, уменьшившись по сравнению с январским значением на 8,1 процентного пункта.
Меры процентной политики обусловили соответствующее изменение ставок на кредитном и депозитном рынках. В сентябре 2010 г. ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 11,9% годовых, уменьшившись по сравнению с январем 2010 г. на 5,8 процентного пункта. При этом ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в июне 2010 г. составила 18,1% годовых против 21,2% годовых в январе 2010 г. Ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц снизилась с 16,4% годовых в январе 2010 г. до 10,2% годовых в сентябре 2010 г.
Средняя объявленная процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях в сентябре 2010 г. сложилась на уровне 15,9% годовых, снизившись по сравнению с январем 2010 г. на 4,6 процентного пункта. В том числе ставка по кредитам для юридических лиц составила 15,6%, снизившись по сравнению с январем 2010 г. на 5 процентных пунктов, для физических лиц — 18,1%, снизившись на 1,7 процентного пункта.
В 2011 году процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8-10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинсовому сектору – 11 -13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9-13 процентов годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее совершенствование
системы регулирования
2.2 Основные направления
совершенствования денежно-
Денежная система и
экономика Республики Беларусь находятся
в неравновесном состоянии. Это
проявляется в том, что экономика
республики демонетизирована. Проведенный
анализ показал, что коэффициент
монетизации в 1990 году находился
на отметке 67,9% и затем снизился до
10-11%. Начиная с 2002 года он начал расти
и в 2009 году составил 21,3%. С данным
показателем тесно связана
Уровень финансового потенциала банковской системы не соответствует потребностям в финансировании со стороны промышленности и других отраслей, конкурентоспособность которых низка, особую тревогу вызывает высокая степень долларизации экономики.
В связи с этим, в
условиях экономики Беларуси
цели и задачи денежно-
- обеспечение благоприятных
условий для развития
- введение ипотеки, которая
значительно повысит
- укрепление курса национальной валюты относительно паритета покупательной способности;
- проведение взвешенной
структурной политики
Реализация первого
Особенно важной проблемой
денежно-кредитной системы и
Реализация следующих направлений предполагает развитие рынка долговых обязательств в республике, более широкое введение в оборот новых активов и финансовых инструментов, таких, как недвижимость, земля, ценные бумаги для населения, повышение доверия граждан к банковской системе с целью максимизации привлекаемых ресурсов.
Важным инструментом, который
повысит монетизацию экономики
является ипотека. Эксперты МВФ оценивают
ВВП Республики Беларусь в 97 млрд. долл.
США, а наши статисты в 29 млрд. долл.
США. Разница вытекает из-за невведенного
в хозяйственный борот и
Для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Национальный банк рекомендует банкам: