Роль процентной ставки в реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении структуры и функций кредитной политики, и особенностей ее построения в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- исследование сущности процента и процентной ставки, а также кредитной политики государства;
- изучение устройства кредитной политики Республики Беларусь;
- определение направлений совершенствования денежно-кредитной системы страны.

Содержание

Введение .................................................................................................
4
1 Сущность процента и процентной ставки в современной экономике

1.1 Сущность процента и процентной ставки………………………..
5
1.2 Процентная политика ……………………………………………...
8
2 Роль процентной ставки в реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь

2.1 Процентная политика Республики Беларусь……………………..
14
2.2 Основные направления совершенствования денежно-кредитной системы Республики Беларусь………………………………………...
23

Заключение ..............................................................................................

26

Список использованных источников ...................................................

27

Работа содержит 1 файл

Процентная ставка.docx

— 71.63 Кб (Скачать)

К политике процентных ставок разные экономические школы подходят неодинаково. Так, кейнсианцы до начала 70-х гг. XX столетия придавали решающую роль как в обеспечении экономического роста, так и в регулировании  сбережений и инвестиций. В данной ситуации центральный банк ориентируется  на норму процента как наиболее действенный  инструмент, поскольку его можно  относительно легко регулировать и  контролировать путем интервенций  на денежном рынке. Поэтому в течение  продолжительного времени уровень  и норма процентной ставки рассматривались  как основная промежуточная цель денежно-кредитной политики и ее регулирования. Однако с начала 70-х  гг. вследствие возрастания темпов инфляции теорией и практикой  норма процента постепенно отверглась как фундаментальный инструмент денежно-кредитного регулирования. Центральные  и, соответственно, коммерческие банки  вынуждены были устанавливать процент  на уровне, который не стимулирует  экономическую активность субъектов  хозяйствования. Повышение нормы  процента не всегда вызывает быстрое  снижение спроса на кредит и тем  самым продлевает повышение цен.

 

2 Роль процентной  ставки в реализации денежно-кредитной  политики Республики Беларусь

 

2.1 Процентная  политика Республики Беларусь

 

Процентная политика является составляющей частью денежно-кредитной  политики государства. В формировании денежно–кредитной политики Республики Беларусь как суверенного государства можно выделить несколько основных этапов.

Начало первому этапу  было положено принятием Верховным  Советом Республики Беларусь ХII созыва в октябре 1994 го стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты. Национальному банку Республики Беларусь де-юре было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства.

Начало второго этапа  пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной  политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансии.

Начало третьего этапа  приходится на 2001 год, когда в стратегии  и тактики Национального банка  Республики Беларусь произошли некоторые  позитивные изменения.

Начальный этап институциональной трансформации денежно-кредитной системы Республики Беларусь (с начала 1990-х гг. до 1994 г.). Точную дату начала институциональной трансформации ДКС страны определить невозможно. Коммерческие банки начали появляться в республике еще в период СССР (первым стал Минский инновационный банк, созданный в 1988 г.; позже преобразован Приорбанк), а законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банковской деятельности в Республике Беларусь» были приняты в 1990 г. В 1991 г. начался бум образования банков второго уровня. Только в этом году их было учреждено 14, в последующие годы создавалось по 5—10 новых банков (вплоть до 1995 г., когда их число достигло 49). В начале 1992 г. была осуществлена либерализация цен, установлена котировка иностранных валют к бывшему союзному (ставшему российским) рублю, банки стали принимать депозиты в иностранной валюте. В марте 1992 г. в обращение введен белорусский рубль (так называемый «зайчик»). Сначала он выступал в качестве суррогатного российского рубля и обращался параллельно с ним. Цель введения «зайчика» заключалась в недопущении кризиса наличности. Белорусский рубль был жестко зафиксирован к российскому рублю по курсу 1:10, но с августа 1994 г. был признан единственным законным платежным средством в республике. Динамика банковской системы в этот период характеризовалась следующими тенденциями. Несмотря на то, что в нашей стране существовали относительно крупные банки, созданные на основе бывших специализированных государственных (Сбербанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк), их собственный капитал и ресурсная база быстро обесценились. Что касается других банков, большинство из них являлись мелкими, располагая собственным капиталом в размере не более 5—10 млн. долл. США. Многие из этих банков были ориентированы на обслуживание буквально одного или нескольких корпоративных клиентов. Кроме того, что в данный период не существовало нормальных механизмов, обеспечивающих контроль за использованием кредитов, банки действовали в условиях гиперинфляции и резкого сокращения реальной ресурсной базы (таблица 2.1). Два года подряд потребительские цены увеличивались более чем в 20 раз. Коэффициент монетизации, отражающий масштаб ресурсной базы банковской системы, сократился практически на порядок.

 

Таблица 2.1 - Показатели динамики денежно-кредитной системы Республики Беларусь

Годы

Индекс потребительских цен, %

Индекс девальвации, %

Коэф.

монетизации

(по М2)

Коэф.

монетизации

(по М3)

Коэф.

долларизации

Норма процента

номинальная

реальная

1990

-

-

67,9

67,9

0

-

-

1991

247,5

98,8982,08

47,5

47,5

00,1

12,0

-54,7

1992

1659,1

4660,0

30,2

32,7

0,68

24,7

-92,5

1993

2096,5

1516,5

10,5

15,3

1,17

112,6

-89,9

1994

2059,9

108,5

6,4

11,0

0,87

232,4

-83,9

1995

344,0

134,8

8,1

10,4

1,17

187,4

-16,5

1996

139,3

198,3

7,3

11,0

0,87

50.8

8,2

1997

163,1

348,1

7,9

10,6

0,54

39,3

-14,6

1998

281,7

299,1

5,4

10,7

0,69

43,0

-49,3

1999

351,2

368,8

4,7

11,0

0,7

85,9

-47,1

2000

207,5

133,9

4.9

10,8

1,57

106,9

-0,3

2001

146,1

121,5

5,8

11,7

2.06

60,1

9,6

2002

134,8

121,5

6,8

12,4

2,36

51.6

12,5

2003

125,4

112,3

8,2

13,4

1,8

32,9

6,0

2004

144,4

100,6

8,5

14,5

1,42

21,4

6,1

2005

108,0

99,2

9,9

15,7

1,06

13,7

5,3

2006

106,6

99,4

12,9

18,6

0,78

10,7

3,8

2007

112,1

100,5

13,2

19,7

0,39

10,5

-1,4

2008

113,3

123,3

13,7

21,3

0,38

10,3

-2,6

2009

113,5

-

14,6

26,6

0,45

13,5

-1,5


Примечание. Источник: [15, с.28]

 

Для противодействия спаду  экономики осуществлялась кредитная  поддержка отдельные ее отраслей, прежде всего сельского хозяйства  и строительства, приводившая к  эмиссии. Такое проинфляционное  финансирование, с одной стороны, стало фактором того, что в Республике Беларусь удалось сохранить агропромышленный комплекс, а темпы общеэкономического спада были ниже, чем в других странах бывшего СССР, с другой — порождало затяжную гиперинфляцию.

Несмотря на то, что процентные ставки в номинальном выражении  нередко превышали 400 % годовых (в декабре 1994 г. ставка рефинансирования Национального банка была установлена на уровне 480 % годовых), в реальном — они были отрицательными. Это делало практически невозможным долгосрочное рублевое кредитование инвестиционных проектов на рыночных принципах. Банки зарабатывали прибыль на спекулятивных операциях и кредитовании торгово-посреднической деятельности за счет маржи. Что касается заемщиков, то для многих из них «кредит» сам по себе в указанный период был чем-то вроде субсидии, так как при темпах инфляции, составляющих 20-30 % в месяц, сумма задолженности обесценивалась очень быстро (даже включая процентные платежи). Началась долларизация экономики.

 В 1994 г. сумма депозитов  в иностранной валюте превысила  сумму в рублевых (таблица 2.1 — столбец «коэффициент долларизации»). Таким образом, в течение этого этапа ситуация способствовала рентоориентированному поведению, основанному на использовании кредитных ресурсов коммерческих банков, получаемых под отрицательные процентные ставки (минус 90—100% годовых). При этом данные кредитные ресурсы часто выдавались под льготные процентные ставки на значительные сроки [7, с.63].

Выход из гиперинфляции (1995 г.). Период с 1992 г. по 1994 г. является если не рекордным, то почти таковым в том отношении, что гиперинфляция обычно длится не более года. В Республике Беларусь она продолжалась значительно дольше (около 2 лет). В конце 1994 г. Национальный банк установил ставку рефинансирования на уровне 480% годовых, что было сопоставимо с месячным темпом инфляции. Это резко повысило спрос на белорусские рубли со стороны банков, нефинансового сектора и позволило относительно быстро стабилизировать валютный курс. В течение 1995 г. значительно снизился коэффициент долларизации (таблица 2.1), а темпы инфляции сократились с более 20% в месяц до менее 5%. В целом за 1995 г. цены возросли примерно в 3,4 раза, что по сравнению с 1994 г., когда они возросли более чем в 20 раз, было неплохим результатом. Следует отметить, что, несмотря на преобладание позитивных тенденций в денежно кредитной системе, продолжалась накачка экономики рублевой ликвидностью. За 1995 г. агрегаты М1 и М2 увеличились в 3,9 раза. Это обусловило существенное давление на валютный рынок. Официальный валютный курс был зафиксирован на уровне 11,5 тыс. бел. руб. за 1 долл. США и практически не менялся в течение года. Примерно с сентября — октября рыночные котировки начали отрываться от официального курса. К концу года они достигли примерно 13 тыс. бел. руб. по отношению к доллару США. Ситуация множественности валютных курсов, при которой по официальному курсу иностранную валюту могли покупать далеко не все экономические субъекты, означала формирование еще одного источника рентоориентированного поведения.

В макроэкономическом смысле завышенный официальный валютный курс стал инструментом субсидирования критического импорта (к нему были отнесены энергоносители, многие виды продовольствия, медикаментов и др.), для закупки которого по данному курсу выделялась валюта [11, с.30].

Нарастание кризиса неплатежей и обострение других проблем в  условиях сдерживания радикальных  преобразований, отсутствие должной  теоретической концепции предопределили принятие курса на смягчение проводимой денежно-кредитной политики. Некритически были восприняты идеи позитивного значения высокой степени монетизации  ВВП. В соответствии с таким подходом основная причина экономических  проблем усматривалась в якобы  необоснованном сжатии денежной массы  и лишении реального сектора  экономики весомой кредитной  поддержки со стороны банковского  сектора.

Усилия печатного станка привели к тому, что каналы денежного  обращения стали быстро заполняться  новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные  ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство  выдавались под 5% годовых на срок до 40 лет. Денежная масса постоянно  обесценивалась, поэтому неудивительно, что денег в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного  обесценивания денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент  монетизации ВВП даже снизился: с  имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в  год.

В условиях нарастающей кредитной  эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля. Кроме того, стал увеличиваться разрыв (спрэд) между официальными и теневыми (наличными и безналичными) обменными  курсами.

Кризис национального  валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой  валютный рынок, а белорусский рубль  был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять  на территории СНГ функцию резервного средства.

Гипертрофированными темпами  нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение  стало наполняться всевозможными  суррогатами. Резко возросла «долларизация» экономики. Белорусский рубль окончательно утратил функцию сбережений и  накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели  отрицательные значения. Оборотные  средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов.

Таким образом, концепция  «форсирования монетизации ВВП  и канализация кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье, продовольствие), активно внедряемая с 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась  дестабилизацией денежно-кредитной  сферы [12].

Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики заставили  внести некоторые неотложные коррективы в проводимую денежно-кредитную  политику. Такие изменения были приняты  под давлением нарастающих проблем, при участии МФВ и Центрального банка России, с которым в конце 1999 года было подписано соответствующее  соглашение. В первую очередь с  учетом интересов предприятий-экспортеров  и российских партнеров была ликвидирована  множественность валютных курсов и  восстановлена валютная биржа. Сняты  административные ограничения по объему приобретения иностранной валюты физическими  лицами, по максимальному объему сделок купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке для юридических  лиц; обеспечен доступ нерезидентам на валютный рынок республики; отменены ограничения расчетами белорусскими рублями по импорту и обеспечена конвертируемость белорусского рубля  по текущим операциям. Беларусь приняла  на себя обязательство (предусмотренное  статьей VIII Устава МФВ) в последующие пять лет обеспечить либерализацию валютных операций с капиталом и постепенно отказаться от обязательной продажи хозяйствующими субъектами валютной выручки.

Несколько сократились объемы кредитной эмиссии. Национальный банк стал обеспечивать положительный уровень  официальной ставки рефинансирования (т.е. выше уровня инфляции). Процентная политика стала учитывать элементарные требования по недопущению обесценивания  депозитов населения в национальной валюте, а также по обеспечению  более высокой доходности активов  в белорусских рублях над активами в иностранной валюте [15].

Современный этап (начиная  с 2007 г.). До 2006 г. стабилизационная политика, носившая экстенсивный характер, приносила положительные результаты. В 2007 г. положение изменилось. Началось ускорение инфляции, которая достигла своего исторического минимума в 2006 г., а в 2008 г. увеличилась более чем в 2 раза (с 6,6 до 13,3% в год). Ставка рефинансирования Национального банка практически не менялась в номинальном выражении, в реальном (впервые с 1999 г.) — она стала отрицательной. Белорусские банки начали увеличивать ставки по кредитам, что отрицательно сказывалось на состоянии реального сектора экономики. В связи с этим Национальный банк ввел ограничительную маржу на кредитные ставки к уровню ставки рефинансирования (в настоящее время данная мера отменена). Начался медленный процесс обратной долларизации экономики. Соответствующий коэффициент после снижения в течение шести лет начал возрастать. С 1 января 2009 г. Национальный банк осуществил резкую девальвацию белорусского рубля к доллару США (на 20%). Была повышена ставка рефинансирования с 10,25% годовых до 14% годовых. Данные меры предпринимались в связи с кризисом на мировых финансовых рынках. Таковы основные этапы ДКС республики.

Информация о работе Роль процентной ставки в реализации денежно-кредитной политики Республики Беларусь