Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран мира и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Малый и средний бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом.

Любой крупный бизнес начинается с малого бизнеса. Любой малый бизнес начинается с предпринимателя, который сначала получает небольшую прибыль или совсем ее не получает. Малый бизнес является основой благополучия развитых стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС 4

1.1.СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 4

1.2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6

1.3.РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 9

2. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 15

2.1.ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 15

2.2.ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 17

2.3. SBA В США 20

3.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РФ 29

3.1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     - Во многих странах (Германия, США,  Япония и др.) для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи, предприятие должно представить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия.  

     - Мощным рычагом косвенной финансовой  поддержки МСП, является предоставление  государственных гарантий по  обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах.  

     - Интересен опыт инвестиционного  кредитования МСП, широко распространённый в США, Японии и Англии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies – SBIC), которые используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МСП. Эти компании предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Побудительным стимулом для их деятельности является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.  

     - В мировой практике есть примеры  объединения финансовых ресурсов  различных ведомств в целях  выполнение НИОКР по государственной  тематике. Примером поддержки инновационной  деятельности США, являются программы «Инновационные исследования в МСП» (Small Business Innovation Research –SBIR ) и «Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer – STTR) . Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.).  

     - Очень серьёзной проблемой инновационных  предприятий сектора МСП, является  защита прав интеллектуальной собственности. В этой связи Японское правительство, по примеру США, предприняло ряд организационных и законодательных мер, обеспечивающих совершенствование национальной системы регистрации прав интеллектуальной собственности, её защиты и распространения.  

     - Исходя из ограниченности финансовых  и материальных ресурсов, которые  можно направить на дальнейшее  развитие МСП, целесообразно обратиться  к опыту Великобритании и Японии  в части подходов в формировании  приоритетных направлений развития  МСП. Например, в Великобритании в целях оптимизации использования финансовых ресурсов с 2000 г. принята 2-х уровневая система приоритетов поддержки МСП. Первый уровень приоритетности должен соответствовать масштабам общегосударственного применения и способствовать ускоренному накоплению ресурсов необходимых для экономических и социальных преобразований, обеспечивая высокую результативность поддержки и развития конкретных групп предприятий, обладающих стратегической важностью для социально–экономического развития страны. Второй уровень приоритетности должен соответствовать региональным и местным целям социально-экономического развития и накапливать для их достижения достаточные ресурсы путём поддержки наиболее эффективных и быстро развивающихся предприятий, а так же предприятий высокой социальной значимости. В случае если предприятие отвечает нескольким целевым приоритетам, то оно может рассчитывать на предоставление финансовой поддержки из нескольких источников и/или получить дополнительные льготы.  

        Опыт многих стран, свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МСП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. В этих странах имеются четкие правовые механизмы и соответствующие подразделения при государственных органах поддержки МСП, которые заняты размещением госзаказов в секторе МСП на конкурсной основе. Кроме того, существует система субконтрактации, которая предусматривает для крупных предприятий возможность размещения определённой части заказов в МСП. С целью обеспечения гарантий качественного и своевременного исполнения госзаказов, проводится официальная сертификация предприятий способных выполнять госзаказы и составляются реестры таких предприятий. Распределению госзаказов производится на конкурсной основе. В США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов. Это позволяет создавать конкурентную среду в сфере исполнения госзаказов, дает возможность дополнительного финансирования МСП. 
 
 

     3.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РФ 

     3.1. Основные тенденции,  проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России. 

        В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства. 

        Между тем к 2008 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест.  

        В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России, доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в России - пока не превышает 17%. 

        Особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.  

        В целом в российских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идет достаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть - перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть - перестала вообще функционировать.  

        Между тем переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики. 

        Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне. 

        В нашей стране малые предприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.  

        Как известно экономика России совсем недавно испытывала влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что он оказывал существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано. 

        Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой. Мировой финансовый кризис серьёзно осложнил экономическую обстановку в стране. По последний данным Экономика России в январе 2009 года сократилась на 8,8 процента по сравнению с первым месяцем в 2008 году.  

        Причиной замедления темпов роста экономики России стало влияние на нее глобального финансового кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства. Согласно оценке Центробанка России, промышленное производство в России в декабре 2008 года сократилось на 10,3 процента в годовом исчислении. По данным, снижение показателя в январе 2009 года составило 3,5 процента. 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

        В процессе исследования мы определили, что малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью и влияет на все сферы нашей жизни: экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Обеспечивает стабильность рыночных отношений, втягивает большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. 

        Сущность малых предприятий характеризуется следующим: они хорошо адаптируются к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и он является надежным источником бюджетных поступлений. Отсюда следует, что развитие малого бизнеса необходимо для государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список используемой литературы и интернет ресурсов: 

     1. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М.:МАЭП: ИИК «Калита», 2004. С. 95. 

     2. Власов В., Кредитование малого и среднего бизнеса, (№3), БГУЭП, ч.з 2-202 

     3. Зубченко Л. А., Бизнес и банки., март(№ 11) , БГУЭП, ч.з 2-202 

     4. Наука и высокие технологии  России на рубеже третьего  тысячелетия: (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. кол. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2004. С. 490. 

     5. Соломенникова Е.А. Малая экономика в историческом диапазоне. // ЭКО. 2006. №7. С. 149-160. 

     6. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на  пороге XXI века. С. 267. 

     7. http://www.business-magazine.ru/oldpub/pub230247 

     8. http://www.cabinet-office.gov.uk/regulation 

     9. http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/2.html 

     10. http://www.kreditbusiness.ru/china.html 

     11.http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness/69-razvitie-malogo-predprinimatelstva-v-japonii.html 

     12. http://www.kreditbusiness.ru/usa.html 

     13. http://www.sba.gov/sbir/indexsbir-sttr.html 

     14. http://smallbusinesses.ru/content/5/ 

     15. http://izhevsky.ru/2005/02/23/sushhnost-i-osobennosti-malogo-biznesa.html 

     16. http://ru.wikipedia.org/wiki/Малый_бизнес 

Информация о работе Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран мира и РФ