Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:52, курсовая работа
Малый и средний бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом.
Любой крупный бизнес начинается с малого бизнеса. Любой малый бизнес начинается с предпринимателя, который сначала получает небольшую прибыль или совсем ее не получает. Малый бизнес является основой благополучия развитых стран.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС 4
1.1.СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 4
1.2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6
1.3.РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 9
2. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 15
2.1.ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 15
2.2.ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 17
2.3. SBA В США 20
3.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РФ 29
3.1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Опора на пятый технологический уклад изменяет условия существования, внутреннюю структуру и организацию малых и средних предприятий, их производительность. Это очень важный момент, который часто упускается при оценке возможностей и роли малого и среднего бизнеса. Одно дело малый бизнес, опирающийся на четвертый технологический уклад, и совсем иное значение его в условиях опоры на пятый технологический уклад, когда существует высокоэффективный производственный базис, скрепленный всемирной «паутиной связи». В нашей стране, не учитывая этого, мы пытались через поддержку малого традиционного бизнеса приблизиться к уровню развитых стран, не имея развитого пятого технологического уклада. Таким образом, важнейшая функция новых малых предприятий – обеспечение гибкости производства, реализация достижений высокоразвитого индустриального производства, нацеленного на удовлетворение потребностей в узких сегментах рынков.
Один из видов новых технологий получил название «калстехнологии». Этот термин – аббревиатура от английского Continues Acquisition and Life Cycle Support – непрерывное совершенствование и поддержка жизненного цикла продукции. Калстехнологии – это комплекс стандартов «электронного описания» продукции, с помощью которых обеспечивается целостная компьютерная организация процессов разработки, производства, совершенствования, послепродажного обслуживания и эксплуатации изделий потребителем на основе безбумажного электронного обмена данными между всеми звеньями создания и потребления продукта. Это технологии с элементами искусственного интеллекта. Они повышают производительность труда в 10-25 раз. Эта технология породила новую организационную форму выполнения крупных проектов – виртуальное предприятие. Такое предприятие объединяет на основе контрактов и общей системы стандартов информационного взаимодействия до нескольких десятков тысяч различных фирм, которые участвуют в процессах поддержки изделия на каждом этапе его жизненного цикла. Каждый участник виртуального предприятия может на основе единых стандартов усовершенствовать продукт в каком-то звене, и это усовершенствование сразу воспроизводится всей системой. Производство продукта становится саморазвивающейся системой, реализующей научные достижения, в которой наука становится непосредственной производительной силой. Процесс совершенствования производственных технологий и отраслей производства интенсифицируется. Виртуальное предприятие – это не только крупная структура, но и масса малых фирм, получивших название «виртуальный офис», «виртуальный центр», «частный виртуальный портал» и т.д., где физический офис заменен электронными офисными услугами. «В настоящее время многие зарубежные компании, особенно те, что заняты поставкой на рынок готовой продукции и услуг, закрывают свои офисы и переходят полностью на виртуальную систему взаимосвязей, экономя при этом значительные суммы средств». «Объединение в электронные сети, – пишет Э. Тоффлер, – сегодня охватило даже самый малый бизнес, который использует 50 млн. персональных компьютеров в США». Такая сетевая структура значительно расширяет возможности кооперации в производстве продукции.
Сетевая структура организации малого бизнеса существовала и раньше. Например, в странах Юго-Восточной Азии она сложилась до появления современных средств коммуникации как тесное сотрудничество малых семейных фирм. Это обеспечивало им большую устойчивость и эффективность. Появление новых технологий позволило им выйти на новый уровень производительности труда, успешно участвовать в международной конкуренции на внешних рынках. Сетевая структура может быть не только горизонтальной, но и многоуровневой, обеспечивать связь между организациями, населением и государственными структурами. Технологии электронных сетей позволяют малым предприятиям значительно расширять территориальную сферу своей деятельности, находить новых потребителей, поставщиков. Вместе с этим новые средства коммуникаций усиливают конкуренцию, которая благоприятно влияет на качество деятельности малых предприятий.
Гибкость и эффективность современного производства обеспечивается через такое изменение в организации современного производства, как аутсорсинг. «Аутсорсинг» – передача части работ предприятия (бизнес-функций или элементов производственного процесса) на подряд сторонним организациям. Его функции:
– сокращение производственных и непроизводственных затрат предприятий – производителей товаров и услуг;
– снижение экономических рисков их деятельности.
В США, например, в компании «Ford motors» сначала все элементы автомобиля производили на собственных мощностях, а сейчас две трети комплектующих производят сторонние организации. Даже бухгалтерский учет для всех заводов компании ведет специализированная индийская фирма (по данным журнала «Wired»). В 2001 г. две трети автомобильной отрасли работало на аутсорсинге (по данным «Bear Sterns»). Особенно это распространено у фирм – производителей компьютеров. Мировой рынок производства электроники компаниями-аутсорсерами в 2001 г. оценивался в 178 млрд. дол., что составляет треть производства электроники в целом. Аутсорсинг обеспечивает рост производительности труда, что очень актуально для России. Хотя не всегда партнерами предприятия, передающего свои функции, является мелкое предприятие, тем не менее, в этом движении находятся «ниши» и для них.
Укреплению позиций среднего и малого бизнеса способствует распространение низкокапиталоемких технологических методов. Системы машин и производственные линии становятся эффективными при меньших масштабах производства. Такие условия сложились в новых, быстрорастущих отраслях, связанных с информационными технологиями, где низкие входные барьеры. Например, в индустрии компьютерных услуг в ФРГ с 1978 по 1985 г. доля программных средств, разработанных внутренними подразделениями крупных компаний, снизилась с 74 до 58%. В сложной совокупности предприятий компьютерных услуг преобладают мелкие и мельчайшие производственные единицы. В США в первой половине 80-х гг. XX в. среднее число наемных работников в информационно-вычислительных службах составляло 30 человек, в фирмах – разработчиках системного программного обеспечения – 20, компаниях, консультирующих по вопросам применения вычислительных машин и компьютеров, – 12. IBM покупает 80% системного программного обеспечения для собственной вычислительной техники, вступая в договорные отношения с сотнями специализированных мелких фирм во всем мире, в том числе и в России.
Малые и средние предприятия обеспечивают гибкость рыночного хозяйства тем, что им легче без больших потерь уйти с рынка и легче войти в рынок, если не требуется больших капиталов.
Изменчивость спроса и гибкость производства объясняют стремительный рост малого бизнеса как нового центра занятости, инновационности и динамичности экономики. Формируется новый тип фирм, получивший название сначала «гибкая» (Э. Тоффлер), а затем «креативная» (В. Л. Иноземцев) фирма, в деятельности которых высококвалифицированный творческий, интеллектуальный труд становится определяющим.
Таким образом, малый и средний бизнес
становится неотъемлемой частью самой
современной, опирающийся на самые передовые
технологии экономики, вовлеченной в мирохозяйственные
связи. Поэтому в освоении нововведений
существует кооперация малых и крупных
фирм, когда крупные фирмы покупают лицензии
на производство новой продукции, предоставляют
ссуды на разработки, включают малые высокотехнологичные
фирмы в число поставщиков и подрядчиков
и субподрядчиков при разработке крупных
проектов. Достоинства малых фирм привели
к тому, что крупные фирмы создают внутри
своей структуры внутренние венчурные
подразделения с широкой автономией. Это
позволяет сочетать гибкость и самостоятельность
специалистов в автономных малых подразделениях
с поддержкой их мощным потенциалом компании.
Крупные компании широко пользуются услугами
независимых венчурных компаний. Существование
малых фирм, по сути, расширяет спектр
направлений научно-технического прогресса,
от чего выигрывает все общество и крупные
фирмы в том числе.
2.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ
БИЗНЕС В ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ
2.1.
Опыт европейских стран
в малом и среднем бизнесе
Малый бизнес в Европе составляет основу
социально-экономического развития ЕС.
В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов
предприятий малого и среднего бизнеса,
которые дают более половины общего оборота
и добавленной стоимости. Число занятого
населения в малом бизнесе Европы составляет
порядка 70%. Наибольшее количество малых
предприятий создано в торговле, строительстве
и пищевой промышленности. Малый бизнес
в Европе стимулирует развитие конкуренции,
"вынуждает" крупные компании внедрять
новые технологии и улучшать эффективность
производства, эффективность всей экономики
ЕС напрямую зависит от успешной деятельности
малого и среднего бизнеса. Поэтому, в
рамках Евросоюза осуществляется политика
поддержки малого предпринимательства,
главная цель которой - сбалансирование
интересов государства и бизнеса, обеспечение
оптимальных условий для предпринимательской
деятельности, увеличения конкурентоспособности
малого бизнеса. Государственное регулирование
малого бизнеса в Европе осуществляется
путём законодательства, разработки и
реализации целевых программ финансового,
технологического, информационного и
кадрового содействия развитию малого
и среднего предпринимательства. Для стимулирования
развития малого бизнеса были разработаны
новые юридические модели (Европейская
акционерная компания, Европейский пул
экономических интересов), которые позволяют
малым предприятиям из разных стран, вступающим
в деловые отношения, эффективно решать
проблемы разногласий правовых систем
различных государств. Политика поддержки
малого бизнеса в Европе осуществляется
через деятельность государств и через
специальные программы, которые реализуются
под эгидой Евросоюза. Финансирование
мероприятий по поддержке малого бизнеса
осуществляется из Структурных фондов
Евросоюза, таких как Фонд регионального
развития, Социальный фонд. К кризисным
условиям малый бизнес в Европе адаптировался
наиболее эффективно, имея возможность
маневрировать на рынке. Малые предприятия
достаточно оперативно стали занимать
ниши, неинтересные крупным предприятиям,
что в значительной степени помогает европейским
странам преодолевать стагнационные явления
в экономической сфере. Сфера малого бизнеса
представляет собой уникальный механизм
активизации социально-экономической
жизни американского общества. В малом
бизнесе страны занято более 62 млн. человек
(50% всех работающих в частном секторе),
которые создают свыше 50% ВВП страны и
производят более 30% экспортной продукции.
При этом в течение последних 15 лет в секторе
малого бизнеса было создано 64% всех новых
рабочих мест. Приведённые факты подтверждают
высокую значимость малого бизнеса для
обеспечения устойчивого развития стран.
Ввиду известных особенностей малого
бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая
приспособляемость, ориентированность
на местные рынки и мн. др.), потребности
малых предприятий постоянно изменяются
в зависимости от уровня их развития, вида
деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся
экономической ситуации. Для обеспечения
устойчивого и гармоничного развития
малого предпринимательства в условиях
постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры,
государство непрерывно осуществляет
всестороннюю поддержку этого сектора
экономики.
2.2.
Восточные страны в
малом и среднем бизнесе
МСП
в Китае:
Правительство Китая большую роль отводит
развитию малого предпринимательства
в экономике страны. Именно благодаря
малым предприятиям создается большое
количество новых рабочих мест. Однако
малому предпринимательству в Китае все
же необходима дополнительная поддержка
государства, привлечение инвестиций
и расширение кредитных программ для развития
бизнеса. Понимая это, власти Китая стараются
различными способами содействовать экономическому
росту малого предпринимательства, совершенствуя,
к примеру, законодательные акты, направленные
на регулирование экономики и налогообложения
субъектов малого предпринимательства.
На сегодняшний день малое предпринимательство
в Китае действует в соответствии с Законом
«О стимулировании развития малого и среднего
предпринимательства», принятого в 2002
году, предусматривающего одинаковые
возможности для малых предприятий по
поводу кредитования, инвестирования,
совершенствования производства, внедрения
новых наукоемких технологий в экономику
Китая.
В Китае активно функционируют государственные
фонды по поддержке и развитию деятельности
малого и среднего предпринимательства.
Их основная направленность заключается
в обеспечении гарантийными обязательствами
и залоговым обеспечением малые предприятия
с целью получения банковских кредитных
средств на развитие бизнеса. С этой целью
Коммунистическая партия Китая разработала
и утвердила положение о создании «Государственного
фонда развития малого и среднего предпринимательства»,
который был финансирован за счет бюджетных
средств страны. Данный фонд способствует
защите интересов субъектов малого предпринимательства
по сравнению с субъектами крупного бизнеса
во всех экономических направлениях и
обеспечивает для малого предпринимательства
определенные налоговые льготы и дополнительное
финансирование.
Программы развития Китайской экономики
предусматривают экономический рост государства
и улучшение деятельности народного хозяйства
за счет общего развития экономики страны,
как со стороны крупного, так и малого
и среднего предпринимательства. Правительство
утвердило программы, направленные на
совершенствование китайской экономики
сроком до 2020-2050 годов. Одна из данных программ
была принятая в 2003 году и направлена на
социально-экономическое развитие Китая
до 2020 года, а к 2050 году полное усовершенствование
и перестройку всех отраслей экономики
страны.
Начиная с 2003 года, в Китае произошло стремительное
развитие малого предпринимательства,
увеличение рентабельности предприятий,
рост налоговых поступлений в бюджет государства.
Такое развитие было обеспечено в основном
за счет увеличения числа субъектов малого
предпринимательства.
По данным Государственного комитета
статистики КНР: в 2005 году в Китае функционировало
3 млн. малых предприятий и около 30 млн.
предпринимателей. Поэтому малое предпринимательство
составляет подавляющее большинство в
общем количестве предприятий Китая. Ведь
именно на малых предприятиях занято около
60% трудоспособного населения страны.
Малое предпринимательство Китая можно
назвать научным двигателем страны, благодаря
тому, что малые предприятия производят
наибольшее количество инновационной
продукции и технических изобретений.
Большая часть производимой в стране продукции,
предоставляемая на экспорт, произведена
именно малыми предприятиями.
Поддержкой малого предпринимательства
в КНР занимается Китайский центр по координации
и кооперации бизнеса, основная задача
которого заключается в создании специальных
условий для сотрудничества китайских
и зарубежных организаций по поддержке
малого бизнеса.
Еще одним важным органом, содействующим
развитию экономики Китая, является государственная
информационная служба CSMEO, которая была
создана в 2001 году. Эта служба занимается
предоставлением услуг по информационному
консультированию населения и предпринимателей
в вопросах деятельности малого и среднего
предпринимательства через свой Интернет-сайт.
Сеть CSMEO охватывает все регионы Китая,
что дает возможность своевременно информировать
население о состоянии рынка труда, изменениях
действующего законодательства, последних
достижениях в области науки и технологических
изобретениях, о развитии и состоянии
субъектов малого и среднего предпринимательства.[10]
МСП
в Японии:
Благодаря успешному развитию Японии
в послевоенные годы в области технических
достижений и экономического роста, страна
вошла в тройку наиболее развитых стран
мира. Этому способствовала огромная государственная
поддержка малого предпринимательства.
Доля малого предпринимательства в экономике
Японии составляет около 40%, несмотря на
наличие в стране огромного количества
научных компаний и крупных концернов,
занимающихся производством автомобилей,
аудио и видеотехники и другой технической
продукции. Следует заметить, что изготовлением
наукоемкой продукции и разработкой инновационных
технологий в Японии занимаются только
крупные организации, а малое предпринимательство
страны сосредоточено в области строительства,
легкой промышленности и сферы услуг.
Поэтому экономическая политика Японии
направлена на развитие технического
и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.
Информация о работе Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран мира и РФ