Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран мира и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Малый и средний бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом.

Любой крупный бизнес начинается с малого бизнеса. Любой малый бизнес начинается с предпринимателя, который сначала получает небольшую прибыль или совсем ее не получает. Малый бизнес является основой благополучия развитых стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС 4

1.1.СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 4

1.2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6

1.3.РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 9

2. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 15

2.1.ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 15

2.2.ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 17

2.3. SBA В США 20

3.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РФ 29

3.1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

        Опора на пятый технологический уклад изменяет условия существования, внутреннюю структуру и организацию малых и средних предприятий, их производительность. Это очень важный момент, который часто упускается при оценке возможностей и роли малого и среднего бизнеса. Одно дело малый бизнес, опирающийся на четвертый технологический уклад, и совсем иное значение его в условиях опоры на пятый технологический уклад, когда существует высокоэффективный производственный базис, скрепленный всемирной «паутиной связи». В нашей стране, не учитывая этого, мы пытались через поддержку малого традиционного бизнеса приблизиться к уровню развитых стран, не имея развитого пятого технологического уклада. Таким образом, важнейшая функция новых малых предприятий – обеспечение гибкости производства, реализация достижений высокоразвитого индустриального производства, нацеленного на удовлетворение потребностей в узких сегментах рынков.

        Один из видов новых технологий получил название «калстехнологии». Этот термин – аббревиатура от английского Continues Acquisition and Life Cycle Support – непрерывное совершенствование и поддержка жизненного цикла продукции. Калстехнологии – это комплекс стандартов «электронного описания» продукции, с помощью которых обеспечивается целостная компьютерная организация процессов разработки, производства, совершенствования, послепродажного обслуживания и эксплуатации изделий потребителем на основе безбумажного электронного обмена данными между всеми звеньями создания и потребления продукта. Это технологии с элементами искусственного интеллекта. Они повышают производительность труда в 10-25 раз. Эта технология породила новую организационную форму выполнения крупных проектов – виртуальное предприятие. Такое предприятие объединяет на основе контрактов и общей системы стандартов информационного взаимодействия до нескольких десятков тысяч различных фирм, которые участвуют в процессах поддержки изделия на каждом этапе его жизненного цикла. Каждый участник виртуального предприятия может на основе единых стандартов усовершенствовать продукт в каком-то звене, и это усовершенствование сразу воспроизводится всей системой. Производство продукта становится саморазвивающейся системой, реализующей научные достижения, в которой наука становится непосредственной производительной силой. Процесс совершенствования производственных технологий и отраслей производства интенсифицируется. Виртуальное предприятие – это не только крупная структура, но и масса малых фирм, получивших название «виртуальный офис», «виртуальный центр», «частный виртуальный портал» и т.д., где физический офис заменен электронными офисными услугами. «В настоящее время многие зарубежные компании, особенно те, что заняты поставкой на рынок готовой продукции и услуг, закрывают свои офисы и переходят полностью на виртуальную систему взаимосвязей, экономя при этом значительные суммы средств». «Объединение в электронные сети, – пишет Э. Тоффлер, – сегодня охватило даже самый малый бизнес, который использует 50 млн. персональных компьютеров в США». Такая сетевая структура значительно расширяет возможности кооперации в производстве продукции.

        Сетевая структура организации малого бизнеса существовала и раньше. Например, в странах Юго-Восточной Азии она сложилась до появления современных средств коммуникации как тесное сотрудничество малых семейных фирм. Это обеспечивало им большую устойчивость и эффективность. Появление новых технологий позволило им выйти на новый уровень производительности труда, успешно участвовать в международной конкуренции на внешних рынках. Сетевая структура может быть не только горизонтальной, но и многоуровневой, обеспечивать связь между организациями, населением и государственными структурами. Технологии электронных сетей позволяют малым предприятиям значительно расширять территориальную сферу своей деятельности, находить новых потребителей, поставщиков. Вместе с этим новые средства коммуникаций усиливают конкуренцию, которая благоприятно влияет на качество деятельности малых предприятий.

        Гибкость и эффективность современного производства обеспечивается через такое изменение в организации современного производства, как аутсорсинг. «Аутсорсинг» – передача части работ предприятия (бизнес-функций или элементов производственного процесса) на подряд сторонним организациям. Его функции:

     – сокращение производственных и непроизводственных затрат предприятий – производителей товаров и услуг;

     – снижение экономических рисков их деятельности.

         В США, например, в компании «Ford motors» сначала все элементы автомобиля производили на собственных мощностях, а сейчас две трети комплектующих производят сторонние организации. Даже бухгалтерский учет для всех заводов компании ведет специализированная индийская фирма (по данным журнала «Wired»). В 2001 г. две трети автомобильной отрасли работало на аутсорсинге (по данным «Bear Sterns»). Особенно это распространено у фирм – производителей компьютеров. Мировой рынок производства электроники компаниями-аутсорсерами в 2001 г. оценивался в 178 млрд. дол., что составляет треть производства электроники в целом. Аутсорсинг обеспечивает рост производительности труда, что очень актуально для России. Хотя не всегда партнерами предприятия, передающего свои функции, является мелкое предприятие, тем не менее, в этом движении находятся «ниши» и для них.

        Укреплению позиций среднего и малого бизнеса способствует распространение низкокапиталоемких технологических методов. Системы машин и производственные линии становятся эффективными при меньших масштабах производства. Такие условия сложились в новых, быстрорастущих отраслях, связанных с информационными технологиями, где низкие входные барьеры. Например, в индустрии компьютерных услуг в ФРГ с 1978 по 1985 г. доля программных средств, разработанных внутренними подразделениями крупных компаний, снизилась с 74 до 58%. В сложной совокупности предприятий компьютерных услуг преобладают мелкие и мельчайшие производственные единицы. В США в первой половине 80-х гг. XX в. среднее число наемных работников в информационно-вычислительных службах составляло 30 человек, в фирмах – разработчиках системного программного обеспечения – 20, компаниях, консультирующих по вопросам применения вычислительных машин и компьютеров, – 12. IBM покупает 80% системного программного обеспечения для собственной вычислительной техники, вступая в договорные отношения с сотнями специализированных мелких фирм во всем мире, в том числе и в России.

        Малые и средние предприятия обеспечивают гибкость рыночного хозяйства тем, что им легче без больших потерь уйти с рынка и легче войти в рынок, если не требуется больших капиталов.

        Изменчивость спроса и гибкость производства объясняют стремительный рост малого бизнеса как нового центра занятости, инновационности и динамичности экономики. Формируется новый тип фирм, получивший название сначала «гибкая» (Э. Тоффлер), а затем «креативная» (В. Л. Иноземцев) фирма, в деятельности которых высококвалифицированный творческий, интеллектуальный труд становится определяющим.

        Таким образом, малый и средний бизнес становится неотъемлемой частью самой современной, опирающийся на самые передовые технологии экономики, вовлеченной в мирохозяйственные связи. Поэтому в освоении нововведений существует кооперация малых и крупных фирм, когда крупные фирмы покупают лицензии на производство новой продукции, предоставляют ссуды на разработки, включают малые высокотехнологичные фирмы в число поставщиков и подрядчиков и субподрядчиков при разработке крупных проектов. Достоинства малых фирм привели к тому, что крупные фирмы создают внутри своей структуры внутренние венчурные подразделения с широкой автономией. Это позволяет сочетать гибкость и самостоятельность специалистов в автономных малых подразделениях с поддержкой их мощным потенциалом компании. Крупные компании широко пользуются услугами независимых венчурных компаний. Существование малых фирм, по сути, расширяет спектр направлений научно-технического прогресса, от чего выигрывает все общество и крупные фирмы в том числе. 
 

     2. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ  БИЗНЕС В ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАНАХ 

     2.1. Опыт европейских стран в малом и среднем бизнесе 

        Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере. Сфера малого бизнеса представляет собой уникальный механизм активизации социально-экономической жизни американского общества. В малом бизнесе страны занято более 62 млн. человек (50% всех работающих в частном секторе), которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития стран. Ввиду известных особенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая приспособляемость, ориентированность на местные рынки и мн. др.), потребности малых предприятий постоянно изменяются в зависимости от уровня их развития, вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации. Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики.  
 
 

     2.2. Восточные страны в малом и среднем бизнесе 

     МСП в Китае: 

        Правительство Китая большую роль отводит развитию малого предпринимательства в экономике страны. Именно благодаря малым предприятиям создается большое количество новых рабочих мест. Однако малому предпринимательству в Китае все же необходима дополнительная поддержка государства, привлечение инвестиций и расширение кредитных программ для развития бизнеса. Понимая это, власти Китая стараются различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя, к примеру, законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов малого предпринимательства. 

        На сегодняшний день малое предпринимательство в Китае действует в соответствии с Законом «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства», принятого в 2002 году, предусматривающего одинаковые возможности для малых предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику Китая. 

        В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого и среднего предпринимательства. Их основная направленность заключается в обеспечении гарантийными обязательствами и залоговым обеспечением малые предприятия с целью получения банковских кредитных средств на развитие бизнеса. С этой целью Коммунистическая партия Китая разработала и утвердила положение о создании «Государственного фонда развития малого и среднего предпринимательства», который был финансирован за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов субъектов малого предпринимательства по сравнению с субъектами крупного бизнеса во всех экономических направлениях и обеспечивает для малого предпринимательства определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. 

        Программы развития Китайской экономики предусматривают экономический рост государства и улучшение деятельности народного хозяйства за счет общего развития экономики страны, как со стороны крупного, так и малого и среднего предпринимательства. Правительство утвердило программы, направленные на совершенствование китайской экономики сроком до 2020-2050 годов. Одна из данных программ была принятая в 2003 году и направлена на социально-экономическое развитие Китая до 2020 года, а к 2050 году полное усовершенствование и перестройку всех отраслей экономики страны. 

        Начиная с 2003 года, в Китае произошло стремительное развитие малого предпринимательства, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в основном за счет увеличения числа субъектов малого предпринимательства. 

        По данным Государственного комитета статистики КНР: в 2005 году в Китае функционировало 3 млн. малых предприятий и около 30 млн. предпринимателей. Поэтому малое предпринимательство составляет подавляющее большинство в общем количестве предприятий Китая. Ведь именно на малых предприятиях занято около 60% трудоспособного населения страны. 

        Малое предпринимательство Китая можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений. Большая часть производимой в стране продукции, предоставляемая на экспорт, произведена именно малыми предприятиями. 

        Поддержкой малого предпринимательства в КНР занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса. 

        Еще одним важным органом, содействующим развитию экономики Китая, является государственная информационная служба CSMEO, которая была создана в 2001 году. Эта служба занимается предоставлением услуг по информационному консультированию населения и предпринимателей в вопросах деятельности малого и среднего предпринимательства через свой Интернет-сайт. Сеть CSMEO охватывает все регионы Китая, что дает возможность своевременно информировать население о состоянии рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних достижениях в области науки и технологических изобретениях, о развитии и состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.[10] 
 

     МСП в Японии: 

        Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве. 

Информация о работе Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран мира и РФ