Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:52, курсовая работа
Малый и средний бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом.
Любой крупный бизнес начинается с малого бизнеса. Любой малый бизнес начинается с предпринимателя, который сначала получает небольшую прибыль или совсем ее не получает. Малый бизнес является основой благополучия развитых стран.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС 4
1.1.СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 4
1.2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6
1.3.РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 9
2. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 15
2.1.ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 15
2.2.ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 17
2.3. SBA В США 20
3.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РФ 29
3.1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
В отличие от общества с ограниченной
ответственностью участники общества
с дополнительной ответственностью солидарно
отвечают по его обязательствам своим
имуществом в одинаковом для всех кратном
размере к стоимости их вкладов, определяемых
учредительными документами общества.
При банкротстве одного из участников
его ответственность по обязательствам
общества распределяется между остальными
участниками пропорционально их вкладам.
Широко распространена такая форма малого
бизнеса, как акционерные общества (АО).
Большинство из них создано путем приватизации
государственных и муниципальных предприятий.
Уставный капитал АО разделен на определенное
число акций. Его участники (акционеры)
не отвечают по обязательствам общества
и несут риск убытков, связанных с его
деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих
им акций.
Акционерные общества могут быть открытыми
и закрытыми. Максим Колпаков - личный
адвокат. Участники открытого акционерного
общества могут отчуждать принадлежащие
им акции без согласия других акционеров.
Такое акционерное общество может проводить
открытую подписку на выпускаемые им акции
и их свободную продажу. При этом оно обязано
ежегодно публиковать для всеобщего сведения
годовой отчет, бухгалтерский баланс,
счет прибылей и убытков.
В закрытом акционерном обществе акции
распределяются только среди его учредителей
или иного заранее определенного круга
лиц. Такое общество не вправе проводить
открытую подписку на выпускаемые им акции.
Акционеры закрытого акционерного общества
имеют преимущественное право приобретения
акций, продаваемых другими его акционерами.
Учредительным документом как открытого,
так и закрытого акционерного общества
служит устав, утвержденный учредителями.
В нем помимо общих сведений должны содержаться
условия о категориях выпускаемых обществом
акций, об их номинальной стоимости и количестве,
о размере уставного капитала общества,
о правах акционеров, о составе и компетенции
органов управления обществом и порядке
принятия ими решений и др.
Гражданским кодексом РФ впервые определены
дочерние и зависимые общества. Дочерним
признается хозяйственное общество, если
другое (основное) хозяйственное общество
или товарищество в силу преобладающего
участия в его уставном капитале либо
иным образом имеет возможность определять
решения, принимаемые таким обществом.
Дочернее общество не отвечает по долгам
основного общества (товарищества). В то
же время основное общество (товарищество)
отвечает солидарно с дочерним обществом
по сделкам, заключенным последним во
исполнение его указаний.
Несколько иной экономический статус
имеет зависимое хозяйственное общество.
Зависимым признается хозяйственное общество
в случае, если другое, преобладающее или
участвующее общество имеет более 20% голосующих
акций акционерного общества, или 20% уставного
капитала общества с ограниченной ответственностью.
Своеобразной организационно-правовой
формой предприятий малого бизнеса являются
производственные кооперативы. виды интернет
рекламы, телефон на сайте. Производственным
кооперативом, или артелью, признается
добровольное объединение граждан для
совместной производственной или иной
хозяйственной деятельности, основанной
на их личном трудовом или ином участии.
В производственном кооперативе объединяются
имущественные паевые взносы его членов.
Сферой деятельности такого кооператива
помимо производства могут быть переработка,
сбыт промышленной, сельскохозяйственной
и иной продукции, выполнение работ, торговля,
бытовое обслуживание, оказание других
услуг.
Учредительным документом производственного
кооператива является устав, утверждаемый
общим собранием его членов. Важная особенность
производственного кооператива состоит
в том, что он не вправе выпускать акции,
а также в том, что каждый его член имеет
один голос при принятии решений общим
собранием.
В особом ряду среди организационно-правовых
форм предприятий малого бизнеса стоят
государственные и муниципальные унитарные
предприятия. Под унитарным предприятием
понимается коммерческая организация,
не наделенная правом собственности на
имущество, закрепленное за ней собственником.
Имущество унитарного предприятия неделимо
и не может быть распределено по долям
между работниками предприятия или другими
лицами.
В форме унитарных могут быть созданы
только государственные и муниципальные
предприятия. Их имущество находится соответственно
в государственной или муниципальной
собственности и принадлежит им на праве
хозяйственного ведения или оперативного
управления. Унитарное предприятие, основанное
на праве оперативного управления, называется
федеральным казенным предприятием.[14]
Современная экономика, как известно, состоит из предприятий и фирм различного размера. Хотя большую часть промышленной продукции создают крупные предприятия, малые и средние предприятия обеспечивают сегодня 45% общего объема промышленного производства США, в Англии – около трети, в Японии – примерно половину. При этом доля малых предприятий в экспорте этих стран составила соответственно в США 20%, в Англии – 17%, в Японии – 35%. В Венгрии, одной из развитых стран бывшего социалистического лагеря, малые и средние предприятия составляют 99% общего числа предприятий страны. Они создают 50% ВВП и обеспечивают 20% экспорта страны, две трети численности занятых в экономике приходится на эту категорию предприятий. На 1 тыс. человек здесь 80 малых предприятий, а в России – 30-35 с учетом предпринимателей без образования юридического лица, которых 5,5 млн. субъектов малого бизнеса.
Подчеркивая ведущие позиции крупных фирм в мировой экономике, все же представляется важным исследовать роль малых форм бизнеса в интеграционных процессах, в повышении эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, реальном росте уровня жизни населения. Малые предприятия и фирмы, объединяемые понятием «малый бизнес», – это самая распространенная форма организации предпринимательской деятельности, неотъемлемый элемент современной рыночной экономики.
Само название данной категории хозяйствующих субъектов говорит о том, что важнейшим критерием его определения является количественная характеристика предприятия, его размер. С этой позиции однозначного толкования малого предприятия также нет сегодня в литературе и законодательстве разных стран. Критерии отнесения к такому виду предприятий различаются как по странам, так и с течением времени в отдельной стране. Так, в Великобритании к малым предприятиям относятся фирмы, управляемые одним или несколькими собственниками и не имеющие доступа к рынку капитала, т.е. они не имеют права на выпуск и размещение ценных бумаг. Единоличность владения и управления – это один из самых определяющих и распространенных признаков малого бизнеса. Больше половины всех фирм, как в развитых, так и в развивающихся странах, – это мелкие единоличные владения. Вместе с этим распространенной формой малого бизнеса являются партнерства. Они расширяют узкие рамки индивидуального частного капитала, но сохраняют высокие стимулы к активной, ответственной деятельности на рынке. В нашей стране малое предприятие может принимать по законодательству форму акционерного общества, хотя практически это почти не встречается в связи с неразвитостью многих элементов современной рыночной системы в России, в том числе рынка ценных бумаг.
Вторым критерием выделения малого предприятия, фирмы является численность занятых в них работников. Малое и крупное – понятия относительные, хотя часто их определяют по абсолютному значению. В Великобритании количество занятых на малых фирмах не должно превышать 200 человек, во Франции – до 50 человек, в США – до 500 человек, в Японии – до 100 человек. В Индонезии в соответствии с официальной статистикой по данным промышленной переписи 1973-1974 гг. к крупным промышленным предприятиям относили предприятия, использующие труд не менее 20 работников, мелкое производство – с числом работников от 5 до 20 человек, мельчайшее домашнее – не более 5 человек. В Венгрии выделяют микропредприятия, к которым относят предприятия с численностью до 10 человек, малые предприятия – от 10 до 50 человек, средние предприятия – от 50 до 250 человек. Таким образом, критерий численности занятых на малых предприятиях колеблется в разных странах от 5 до 500 человек. Тем не менее, достоинство этого признака состоит в том, что он прекрасно фиксируется статистически. Однако имеется и недостаток: как известно, по мере механизации, автоматизации, компьютеризации производства и управления происходит замещение труда капиталом и малое по численности занятых предприятие может быть весьма крупным по объему производства. Так в Японии действует завод-автомат по производству многоцелевых токарных станков с числовым программным управлением фирмы «Mazak» в г. Огути, где в 1998 г. работало всего 35 человек, однако выпуск продукции составлял 300 станков в месяц.
Поэтому вполне правомерно размер предприятия определять по признаку объема производства. Однако предприятие может выпускать несколько видов продукции, поэтому используется чаще показатель «объем продаж». Для малого предприятия он может свидетельствовать о двух моментах: незначительной величине рыночного спроса, удовлетворяемой одним предприятием или малой доле отраслевого производства, обеспечиваемого одним предприятием. В некоторых странах Европы критерием отнесения к малым предприятиям, является величина годового оборота капитала: в Бельгии это не более 15 млн. евро, в Италии – до 3 млн. евро, в Голландии – до 7,5 млн. евро. Этот признак малого предприятия свидетельствует об ограниченности ресурсов предприятия и его уязвимости, неустойчивости. Однако им трудно воспользоваться в условиях высокой инфляции.
Технический уровень малых предприятий также не является надежным критерием отнесения к малому бизнесу, так как он может значительно отличаться: от кустарных и ремесленных, преобладавших на ранних стадиях формирования рыночной экономики, но сохраняющихся и сегодня, до суперсовременных, наукоемких. Эти признаки дополняются еще таким, как локальный район действия предприятия. Малые предприятия действительно чаще всего работают на известный, близкий рынок, где устанавливаются тесные связи с потребителями продукции, т.е. без посредников. Однако, как уже отмечалось, они выходят и на внешние рынки. Подчеркивая также важность независимого управления и собственного капитала, Дж. Стонер и Е. Долан, известные американские специалисты по микроэкономике, отмечают, что наличия хотя бы двух из четырех последних признаков (т.е. локальный район действия, небольшой размер по сравнению с отраслью в целом, собственный капитал и независимое управление) достаточно для отнесения предприятия к малому бизнесу. Таким образом, главными критериями выделения малых предприятий выступают ограниченная численность занятых, предельная величина годового оборота или продаж, малая доля отраслевого производства, немногочисленность владельцев капитала, что обеспечивает независимость владения и управления, т.е. самостоятельность и оперативность действий на рынке и во внутренней организации предприятия.
Существующие сегодня на рынке изменчивость спроса и разнообразие товаров придают конкуренции чрезвычайную подвижность, к которой может приспособиться только гибкая фирма. Требование гибкости и адаптивности фирм к быстро меняющимся потребностям, а также преимущества в этом направлении малых фирм привели к тому, что в 1980-х гг. крупные компании стали дробиться на большое количество единиц, каждой из которых велели действовать, как будто она является независимым малым бизнесом.
Усиление позиций малого и среднего бизнеса связано с изменениями, происшедшими в развитых странах в последней трети XX в. на базе высокого развития индустриальной системы, становления нового, постиндустриального общества. Д. Белл так определяет черты этого периода в развитии общества: «в экономике имеет место сдвиг от обрабатывающих отраслей к сфере услуг; в технологии утверждается ведущая роль основанных на науке отраслей промышленности», наблюдается «переход от товаропроизводящего общества к информационному обществу или обществу знаний», «от эмпиризма или метода «проб и ошибок», к теории и кодификации теоретического знания ради управления потоком нововведений и формулирования политики».
Вопреки прогнозу роста безработицы в 1970-х гг. в США с 1965 по 1985г. было создано 40 млн. рабочих мест на малых и средних предприятиях преимущественно за пределами промышленности. Они стали играть ведущую роль в экономике, придав ей характер «предпринимательской». Если в 1900 г. 63% американцев было занято производством материальных благ, а 37% – в сфере услуг, то в 2000 г. в сфере материального производства осталось только 22%, а 78% населения работало в сфере услуг. Меньше всего вклад крупных фирм в выручку, капитал, чистый доход в таких секторах американской экономики, как строительство, агропромышленный комплекс, включая лесное хозяйство и рыболовство, в оптовой и розничной торговле, в секторе услуг, тогда как наиболее высок он на транспорте и в социальной инфраструктуре, финансовом секторе, обрабатывающей и добывающей промышленности.
Становление постиндустриального общества в Западной Европе началось позднее, но здесь наблюдались те же закономерности. Мелкие и мельчайшие предприятия давали работу в 1980-х гг. 40% бельгийцев и англичан, более 50% австрийцев, французов, более 70% итальянцев и японцев. А если учесть еще занятых на средних предприятиях, то более трех четвертей населения развитых стран занято было на таких предприятиях. Таким образом, важнейшая функция малых и средних предприятий в конце XX в., как и в начале индустриальной эпохи, – обеспечивать занятость населения.
Более выпукло новое место малого бизнеса в экономике, а также специфику его внутренней организации помогает раскрыть теория технологических укладов.
«Технологический уклад» характеризует часть производственного комплекса, отличающуюся определенным способом соединения человека и техники, последовательностью воздействия на предмет внешними силами или орудиями для получения желаемого результата. В ведущих промышленно развитых странах в последней трети XX в. происходило освоение пятого технологического уклада. Отличительные черты этого уклада – широкое использование электронной, компьютерной техники для обработки информации и регулирования в реальном времени физических, химических, биологических особенностей в технологических процессах производства необходимых продуктов.
Информация о работе Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран мира и РФ