Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран мира и РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Малый и средний бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом.

Любой крупный бизнес начинается с малого бизнеса. Любой малый бизнес начинается с предпринимателя, который сначала получает небольшую прибыль или совсем ее не получает. Малый бизнес является основой благополучия развитых стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС 4

1.1.СУЩНОСТЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 4

1.2.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 6

1.3.РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 9

2. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 15

2.1.ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 15

2.2.ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ 17

2.3. SBA В США 20

3.МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РФ 29

3.1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

        Законодательные акты по регулированию предпринимательской деятельности, принимаемые правительством Японии, выделяют статус предприятий малого бизнеса и устанавливают размер льгот для них в соответствии с видом деятельности. Большое количество законодательных актов регулирует антимонопольную деятельность в Японии. 

        Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства лишаются права осуществления своей деятельности. Данные действия распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов позволяют Правительству Японии контролировать неподтвержденный рост цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии существуют хорошие условия для развития малого предпринимательства. 

        Регулированием деятельности малого предпринимательства в Японии занимается Управление малых предприятий, которое подчиняется Министерству внешней торговли и промышленности Японии. Управление малых предприятий занимается контролем выполнения антимонопольного законодательства, обеспечением государственной защиты интересов малого предпринимательства страны, ограничение контроля владельцев бизнеса, определением ответственности заказчиков и исполнителей при заключении между ними договорных соглашений. 

        С целью облегчения процедур получения кредитов субъектами малого предпринимательства и правительством Японии была создана Корпорация страхования малого и среднего предпринимательства и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого предпринимательства Китая, США и других стран.  

        Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них займы и оказывает помощь в получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных гарантий. Вместе с тем при государственной поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных центрах и предоставляется квалифицированное консультирование предпринимателей. 

        К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на специальных льготных условиях и займы относятся:

     усовершенствование  и модернизация производства предприятий  наукоемкой отрасли;

     внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий;

     содействие  развитию легкой и пищевой промышленности;

     разработка  и внедрение новых видов продукции;

     создание  и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем  промышленности.[11] 

     2.3. SBA в США 

        В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.  

        Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.  

        Уже здесь наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д. В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.[12] 

        В США в форме организации ведающей поддержкой малого бизнеса является «Администрация Малого Бизнеса при Президенте США» (Small Business Administration - SBA) созданной в 1953 г. Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и . использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании  и Японии, а так же в других странах.  

        В «Законе о малом бизнесе США» говорится, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, обеспечивающих национальное благосостояние и безопасность страны невозможны без развитого сектора МСП, нуждающегося в постоянной поддержке . В целях обеспечения высокого государственного статуса, SBA было подчинено непосредственно Президенту страны и не могло быть аффилировано ни с одним другим правительственны органом . Руководит деятельностью SBA - Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. SBA имеет 108 представительств во всех регионах и в крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников. Государственная поддержка МСП, осуществляемых либо непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес центрами и т.п.  

        В состав SBA входят 4 департамента, осуществляющих непосредственную оперативную работу по поддержке и развитию МСП, а так же координирующих реализацию долгосрочных программ. Кроме того, имеются два независимых управления (Адвокатура и Генеральная Инспекция), один административный департамент (информационный центр, отдел трудовых ресурсов и плановый отдел) и 9 специализированных отделов и служб. Руководители этих управлений утверждается Сенатом из числа кандидатур, выдвигаемых Президентом США. Эти управления призваны реалистично оценивать и представлять объективную информацию о деятельности SBA в органы Федерального Правительства. Ознакомление с основными функциями SBA может быть полезным для совершенствования отечественной государственной службы поддержки и развития МСП.

     Важнейшими  стратегическими функциями Адвокатуры SBA являются:  

     - Разработка стратегических направлений  государственной политики в отношении  МСП с учётом развития приоритетных  видов деятельности.  

     - Информирование Конгресса о деятельности SBA и о спорных правовых вопросах.  

     Оценка  государственного регулирования на деятельность МСП. Контроль соответствия регулирующих актов SBA нормам федерального законодательства.  

     - Проведение исследований состояния  МСП и оценка его роли в экономике страны. Изучение возможностей финансовых институтов в удовлетворении потребностей МСП, разработка рекомендаций по финансовой поддержке МСП.  

     - Тесное взаимодействие с государственными  органами и с администрациями  штатов, а так же с институтами, исследовательским центрами и общественными организациями.  

     - Выявление препятствий в развитии  МСП, оказание правовой помощи  предпринимателям, публикация официальных  документов, касающихся деятельности  МСП.  

        Важнейшими функциями оперативных подразделений SBA являются:  

     - Реализация государственной политики  по отношению к МСП в конкретных  мероприятиях и долгосрочных  программах поддержки и развития  МСП;  

     - Обеспечение доступа к капиталу, стимулирование инвестиций в  МСП, предоставление гарантий по обеспечению кредитов для МСП;  

     - Обеспечение развития предпринимательской  среды и эффективной работы  инфраструктуры поддержки МСП;  

     - Обеспечение развития предприятий  (размещение госзаказов, трансферт  технологий, поддержка инноваций,  развитие депрессивных районов, поддержка предпринимательства среди ветеранов, национальных меньшинств, женщин и других групп населения);  

     - Обеспечение финансовой помощи  предпринимателям при бедствиях;  

     - Рассмотрение претензий в отношении  неправомерных действий SBA, других государственных или местных органов власти;  

     - Координация оперативной деятельности  региональных, территориальных и  местных отделений SBA, а так  же уполномоченных партнерских  организаций;  

     - Обеспечение открытости деятельности SBA, публикация документов о программах поддержки МСП, информационное обслуживание и общественные связи.  
 
 

        Важнейшим функциями Генеральной Инспекции SBA являются:  

     - Повышение эффективности управления  функциями и программами SBA путём  контроля расходования бюджетных средств, аудиторских проверок и обследований;  

     - Критический обзор существующего  законодательства и регулирующих  актов, экспертиза новых законопроектов  с целью выработки рекомендаций  по их улучшению;  

     - Эффективное сотрудничество с  федеральными, региональными и местными органами управления, с различными неправительственными организациями в целях совершенствования деятельности SBA и реализуемых программ поддержки;  

     - Докладывать о нарушениях законодательства  Генеральному Прокурору. Информировать  Управляющего SBA и Конгресс о серьезных проблемах в секторе МСП и в деятельности SBA. Принимать меры по их устранению с последующей оценкой результатов;  

     - Контролировать работу подразделения  SBA и проверять лояльность сотрудников.  Предотвращать нарушения финансовой дисциплины. Обеспечивать информационную и финансовую безопасность в структурах SBA. Расследовать случаи коррупции, служебных преступлений, мошенничества и злоупотребления в деятельности SBA, её партнёров или клиентов совместно с различными следственными органами. Представлять и защищать интересы SBA в судебных органах.  

        В зависимости от исторического развития различных стран, наблюдаются существенные различия в построении органов государственной власти и степени либерализации в системе управления. Вышеперечисленные функции могут быть распределены между различными государственными структурами и успешно реализовываться в странах, где существуют традиции добросовестного частного предпринимательства и законопослушания граждан. Например, в Великобритании для координации деятельности различных правительственных организаций, в каждом ведомстве назначены ответственные за выполнение и оценку результатов реализации стратегических направлений развития и поддержки МСП, а важнейшие вопросы регулярно рассматриваются Правительством.  

     SBA организовала в США разветвленную  сеть представительств, отделений,  консультационных пунктов, бизнес  центров и уполномоченных компаний  полностью или частично, финансируемых  из средств федерального бюджета.  Кратко остановимся только на некоторых видах поддержки МСП, которые не требуя больших капиталовложений, нашли широкое распространение во многих странах и вполне могут быть применены в нашей стране, в их числе:  

     - «Консультационные бюро руководящих  работников в отставке» (Service Corps of Retired Executives- SCORE), работа которых связана с использованием опыта высококвалифицированных специалистов, ныне вышедших на пенсию, для консультаций и технической помощи МСП. В 389 консультационных пунктах США сотрудничают 11400 пенсионеров, которые ежегодно консультируют свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС (European Senior Service Network-ESSN), оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны СНГ по программе TACIS. В нашей стране этот опыт может быть применён путём создания локальных баз данных о высококвалифицированных пенсионерах, заинтересованных в активном сотрудничестве с местными структурами поддержки МСП.  

Информация о работе Роль малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран мира и РФ