Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их
непоследовательности и противоречивости явились условием становления и
развития малого предпринимательства, которое решает основные функции,
присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт
развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Содержание

Введение
1. Значение и задачи малого предприятия
1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике. Цели создания малых предприятий.
1.2 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности.
1.3 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах.
2. Развитие малого предпринимательства в России
2.1 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления.
2.2 Малое предпринимательство и банки.
2.3 Предпринимательская деятельность в Красноярске.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

эк.теория.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

нет недвижимости, которая могла бы служить залогом  для банковского кредита),

и т. п..

Анализ состава  использовавших банковские кредиты  малых предприятий с точки

зрения их рентабельности выявляет устойчивость предрассудка наших

предпринимателей, согласно которому заимствовать средства необходимо лишь,

если дела идут плохо, тогда, как при устойчивости финансового положения

потребность в  привлечении кредитных ресурсов отпадает. В результате

относительно  благополучные предприятия, способные  добиться положительной

рентабельности  задействования банковских кредитов даже при существующих

высоких ставках, весьма вяло пользуются или вообще не пользуются ссудами

банков, ограничивая  тем самым темпы своего роста. Напротив, кризисные

предприятия, стремясь возвратить взятые ранее кредиты, в  большинстве случаев

получают ссуды  на невыгодных для себя условиях, наращивая  в результате

кредиторскую  задолженность и усиливая свою финансовую неустойчивость.

Отношения между  малым бизнесом и банками лишены твердых оснований взаимного

доверия. Надежды  на то, что между становлением коммерческих банков и

развитием малых  предприятий автоматически, под  воздействием долгожданной

свободы предпринимательства, торговли и кредитного дела, возникает

органическая  взаимосвязь, оказались иллюзорными. Однако они способствовали

игнорированию нашими практическими политиками необходимости  специальной

кропотливой и  многоаспектной работы в направлении  гармонизации интересов двух

неотъемлемых  секторов становящейся рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  В г. КРАСНОЯРСКЕ

Малое предпринимательство  – это важные составляющие экономики  г. Красноярска. Эти сектора активно  растут и занимают всё более значимое место в экономике города как по объёму производства и оказанию услуг, так и по обеспечению занятости населения и поступлению налогов в бюджет города.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по Красноярскому краю во 2-м квартале 2007 года в г. Красноярске  зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 11 740 малых предприятий. Наибольшая доля малых предприятий  работает в сфере оптовой и розничной торговли, что является общей тенденцией для Российского малого предпринимательства. Это объясняется относительно низкими барьерами для входа на данный рынок. По результатам общероссийского исследования, проведенного общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», большая часть предпринимателей отметили, что в регионах существуют отрасли, доступ к которым искусственно затруднен, кроме этого, конечно, малому бизнесу пока труднодоступны капиталоемкие отрасли.

Оценивая качество развития малого предпринимательства  в 2006г. по сравнению с 2005г., можно  говорить о его повышении. Повышение  качества развития малого предпринимательства  связано в основном с увеличением  экономической эффективности деятельности малых предприятий (увеличение значения показателя объема оборота в расчете на 1 предприятие), а также с повышением инвестиционной активности. Хотя в 2006г. по сравнению с 2005г. незначительно уменьшилось количество малых предприятий в общей численности предприятий г. Красноярска.

В рамках проекта  программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2017 года в области развития малого предпринимательства определена следующая  цель: создание благоприятных условий, способствующих устойчивому функционированию и развитию малого предпринимательства для повышения эффективности и социальной направленности экономики города. Насколько эффективна поддержка малого предпринимательства, оказываемая за счет бюджетных средств в г. Красноярске?

Наиболее востребованными  формами поддержки, среди малых  предпринимателей являются: возмещение предоставления субсидий на частичное  возмещение расходов по уплате процентов  за кредит, а также предоставление гарантий кредитно-финансовым учреждениям. Данные формы поддержки наиболее популярны, поскольку кредитование является одним из основных источников финансирования деятельности малых предприятий..

Таким образом, существующие организации, оказывающие  поддержку малому бизнесу, не соответствуют  потребностям среднего бизнеса (в значительно большей мере, чем потребностям малого бизнеса). Инновационную деятельность и развитие технологий следует поддерживать именно в среднем бизнесе. Малый бизнес еще «не дорос» до необходимости применения эффективных технологий и осуществления инновационной деятельности (или не имеет возможности ее осуществлять, поэтому не заинтересован в этом), в то время как для среднего бизнеса это является важным фактором развития. Средний бизнес также, в отличие от малого, заинтересован в работе не только на местном рынке, но и в выходе на региональный и зарубежный рынки.

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

                             

Формирование  рынка - процесс многоплановый. Требуется  взаимодействие многих

составляющих, одной из которых является становление и развитие малых

предприятий. Понятие  «малое предприятие» предполагает предпринимательскую

деятельность  небольших предприятий в традиционных областях.

В настоящее  время вопрос развития сети малых  предприятий включен как один из

важнейших в  программу демонополизации народного  хозяйства страны. Малые

предприятия создают  благоприятные условия для оздоровления экономики:

развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами;

создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор;

лучше используются местные сырьевые ресурсы.

Социальная функция  малых предприятий состоит в  их способности в больших

масштабах поглощать  незанятую рабочую силу, снижать  социальную напряженность,

безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к

рынку, закладывающий  глобальные основы ресурсосберегающего  экономического

роста в стране.

Малые предприятия  как неустойчивая предпринимательская  структура, наиболее

зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней государственной

поддержке. В  целях развития малого бизнеса и  обеспечения государственной

поддержки малого предпринимательства принято специальное  постановление

Правительства РФ от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию

малого предпринимательства  является одним из важнейших направлений

экономической реформы. Постановление устанавливает  комплекс первоочередных

мер по развитию малого предпринимательства в России. Дальнейшее развитие

малого бизнеса  в России предусмотрено Федеральным Законом от 12 мая 1995г.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1.     Белоусов М.С., Овчинников И.К.  Экономика предприятия и отрасли

промышленности, 1998.

2.     Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Купряков  Н.И., Курс

предпринимательства, Москва, 1997.

3.     Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Малое  предпринимательство.  Москва:

ИНФРА – М, 1997.

4.     Беседина Т. Н., «Собственный интерес.  Жертва рекламы».

«Новороссийский рабочий»:  Газета, 20 04.2000.

5.     Виленский А., «Финансовая поддержка малых предприятий». Экономист:

Журнал,  №9/1999.

6.     Новиков В.М., Шереги Ф., «Малое  предпринимательство и банки:  пути

расходятся?»  Российский экономический журнал, №3/1999.

7.     Савченко В.Е., «Феномен предпринимательства.  Организационно-

хозяйственный механизм предпринимательства». Российский

экономический журнал, №1/1996.

8.     Шулус А., «Субъекты малого предпринимательства  и система его

государственной поддержки». Российский экономический  журнал,

№5, №6/ 1997. 
 

Информация о работе Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества России