Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их
непоследовательности и противоречивости явились условием становления и
развития малого предпринимательства, которое решает основные функции,
присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт
развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Содержание

Введение
1. Значение и задачи малого предприятия
1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике. Цели создания малых предприятий.
1.2 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности.
1.3 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах.
2. Развитие малого предпринимательства в России
2.1 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления.
2.2 Малое предпринимательство и банки.
2.3 Предпринимательская деятельность в Красноярске.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

эк.теория.doc

— 231.00 Кб (Скачать)
 

Законодательство  о малом предпринимательстве  должно регулировать общие

вопросы деятельности малых предприятий независимо  от их организационно-

правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы

государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения  и некоторые другие.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,

занимающиеся  предпринимательской деятельностью без образования юридического

лица.

Содержание учредительных  документов малых предприятий  выявило  ряд их

особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия,

основанного на частной или смешанной (частной  или государственной) форме

собственности.

В начале 1990 г. Малые  предприятия образовывались чаще отделением от

государственных предприятий-учредителей. В 1991г. Малые  предприятия

создавались, как  правило, в форме товариществ  с ограниченной

ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы

реорганизовались  в малые предприятия, основанные на частной долевой

собственности.

Реже встречаются  малые предприятия семейного  типа. Во многом это можно

объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий

(иногда совместно  с другими предприятиями). Их вклад  как учредителей состоит,

как правило, в  предоставлении нежилых помещений  на условиях аренды.

В наше время  вопрос развития сети малых предприятий  включен как один из

важнейших в  программу демонополизации народного  хозяйства страны. Здесь

предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение

монопольных производств:

·        выделение самостоятельных производственно-хозяйственных  блоков;

·        выделение малых и средних  коллективов из состава крупных  предприятий;

·        создание небольших дочерних предприятий  по инициативе крупных

предприятий.

Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением

структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств,

других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в

современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры

является оптимальным.

Малые  предприятия  могут учреждаться  совместно с государственными,

общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также

организациями других форм собственности.

Развитие любой  формы предпринимательства зависит  в основном от двух условий:

внутренней экономической  обстановки в  стране в целом и ее регионах и

способности конкретного  предпринимателя использовать данные ему права для

реализации своих  хозяйственных целей. В большей  степени эти факторы

воздействуют  на развитие малой экономики, которая  наиболее чувствительна к

конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и  для которой личные черты

конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный

результат экономических  решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

   ПРОБЛЕМЫ  МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И  ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.            

 

Малые предприятия  в России в своей деятельности сталкиваются с большими

трудностями.

Основная проблема малых предприятий – недостаточная  ресурсная база, как

материально-техническая, так и финансовая. Практически  речь идет о создании

широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение

десятилетий такой  сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени

отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных

предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки»,

не могло образоваться резерва средств, требующегося для  того, чтобы начать

собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно

напряженный государственный  бюджет их источником стать не может. Остается

надеяться на кредитные  ресурсы. Но и они не значительны  и к тому же крайне

трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся  инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не

перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного

малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для  этого материально-

технических и  финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет

оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти  ресурсы наверняка

можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в

жизнь система  селекции, позволяющая предоставлять  ощутимые приоритеты тем,

кто более полезен  обществу. В целом на сегодня это  означает предпочтение

сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого

производства, причем не застывшей раз и навсегда, а  весьма динамичной, на

основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек

и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы

льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая

и связанные  с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы

обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при  создании условий для

последовательного развертывания предпринимательства.

                    Следующая проблема – это та  законодательная база, на

которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко

говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще

отсутствует. Можно  назвать немало правовых документов, так или иначе

регулирующих  малое предпринимательство (Гражданский  Кодекс РФ, Законы

Российской Федерации  «О собственности в РСФСР», «О приватизации

государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и

ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», ряд  указов

Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной

единой законодательной  основы сегодняшней деятельности российских малых

предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения,

установления  претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой

основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена

тогда, когда  удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак

не исключает  необходимости специальных законодательных  мер регулирования

малого бизнеса.

В настоящее  время малое предпринимательство  находится в условиях, которые

весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.

Напротив, ощущается  тенденция к тому, чтобы все  больше  «задвигать» его в

старые рамки  планово-административной системы  с ее едва ли не всеохватным

планированием и жесткой регламентацией с помощью  лимитов, фондов и т. п. Так,

с 1993г. введено  планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель

обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала

обнаружится, что  ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение

данного срока  получить выгодный заказ, на который  не рассчитывали),

предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительную сумму налога, но

еще и банковский процент с нее.

Отсутствует система  проведения глубокого анализа деятельности малых

предприятий. Нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически

отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым

предприятиям  воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое  обеспечение малых предприятий  осуществляется в

недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы,

предназначенные для малых предприятий и учитывающие  их специфику,

отсутствуют. Ограничен  доступ малых предприятий к высоким  технологиям, так

как их покупка  требует значительных одноразовых  финансовых затрат.

        Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что

предпринимателем  надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не

считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше,

чем реально  нужно обществу, во-вторых, что и  им требуется приобрести

определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов,

ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к  предпринимателям нужно

подходить с  иной меркой. Между тем с обучением  кадров для бизнеса  дело

обстоит далеко не лучшим образом.

        Круг не простых проблем связан и с социальной защитой

предпринимательской деятельности. Известно, что ранее  существовавшая на

основе распределения  общественных фондов система социальных гарантий и

социального обеспечения  в условиях переходного периода  оказалась практически

подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко

всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою –

тем более.

Общеизвестно, что  снижение доходов населения привело  к значительному

ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на

приобретение  товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и

оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого

предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то

после первого  этапа реформы было вынуждено  работать в подавляющей мере на

потребление. Производить  продукцию с длительным производственным циклом,

включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что  неэффективно, а

просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в

Информация о работе Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества России