Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их
непоследовательности и противоречивости явились условием становления и
развития малого предпринимательства, которое решает основные функции,
присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт
развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Введение
1. Значение и задачи малого предприятия
1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике. Цели создания малых предприятий.
1.2 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности.
1.3 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах.
2. Развитие малого предпринимательства в России
2.1 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления.
2.2 Малое предпринимательство и банки.
2.3 Предпринимательская деятельность в Красноярске.
Заключение
Список используемой литературы
Роль и место малого бизнеса российской экономике трудно переоценить.
Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных
средств экономики РФ, произвело в 1998г. Около 12% ВВП (внутреннего валового
продукта) России. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть
всей прибыли, полученной экономикой страны.
Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то
время как в целом по экономике – 0,73 рубля.
Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о
сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В
1998г. Подлежало лицензированию 70 отдельных видов деятельности вместо 141.
Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными
товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в
производстве
отдельных видов
Гражданском кодексе
РФ предусмотрена возможность
предприятий.
Конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно
жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в
подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели
переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги.
Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм
всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг,
начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство,
и могут стать средними, а при благоприятных условиях – и крупными.
Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая
конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут
действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый
бизнес – это небольшие предприятия по численности работающих, по объему
производства, величине имущества,
вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности
они неизбежно сталкиваются с рядом организационно –технических и коммерческих
трудностей. Например,
с дефицитом материально-
процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка,
рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия - это
повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия
могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск
продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную
хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные
формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных
отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со
стороны государства как особый хозяйственный субъект.
Большим толчком к созданию и развитию малых предприятий послужил Закон РСФСР
«О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990
г и постановление Совмина РСФСР № 406 «О мерах по поддержке и развитию
малых предприятий в РСФСР». Этот закон и постановление правительства
открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской
деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы
и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм
собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер
деятельности.
Предпринимательство
и предпринимательская
самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на
получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и
под свою имущественную ответственность в определенных пределах.
Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности,
если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые
гарантии и поддержку.
Начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда
неблагоприятных факторов.
Во-первых, экономическое положение в стране, и, прежде всего дефицит
госбюджета, не позволяют государству широко финансировать программу развития
предприятий малого бизнеса.
Во- вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую
технику не позволяют
малому предприятию вести
высоком технологическом уровне.
В- третьих, в стране отсутствует инфраструктура рынка, и, прежде всего
система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для
предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного характера их
деятельности.
В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов,
обладающих опытом
предпринимательской
отношений.
В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого
бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне
определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий
незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что
начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров
развития малого предпринимательства с привлечением зарубежных партнеров,
используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами
, c целью привлечения
иностранного капитала и
малых предприятий в условиях рынка.
Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь
качества, которые
отличают предпринимателей-
хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе
голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца,
наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное
достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за двоих.
В июле 1998 г. Правительством РФ утверждена Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации
на 1998-1999 гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем
направлениям.
Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых
актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок
регистрации, лицензирования
предпринимательской
налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных
производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность
функционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки
предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого
спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации,
консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей
предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о
законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление
включает создание действенных финансово-
инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств
государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного
капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для
самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование,
предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций,
взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах
сети специализированных
финансово-кредитных и
поддержки малого предпринимательства.
Источники финансирования программы определены. Это федеральный бюджет, в
котором на нужды
малых предприятий
рублей в год; 60 млн. рублей выделяет Государственный фонд занятости; 30 млн.
рублей – Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Реализация целей
Федеральной программы в
регионального и отраслевого уровня повысит значение малого бизнеса в народном
хозяйстве, приведет к существенным качественным изменениям в структуре
экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и
услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения,
повышению доли
производимой им продукции.
ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегию поведения
выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие
виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.
КОММУНАНТЫ. Малые предприятия этой группы, как правило,
специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда
осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно
взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей,
систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство
освобождается
от невыгодного ему
производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости
от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
Информация о работе Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества России