Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их
непоследовательности и противоречивости явились условием становления и
развития малого предпринимательства, которое решает основные функции,
присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт
развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Введение
1. Значение и задачи малого предприятия
1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике. Цели создания малых предприятий.
1.2 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности.
1.3 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах.
2. Развитие малого предпринимательства в России
2.1 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления.
2.2 Малое предпринимательство и банки.
2.3 Предпринимательская деятельность в Красноярске.
Заключение
Список используемой литературы
малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят
противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само
его существование под вопросом.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки
малого предпринимательства
Советом Министров –
Федерации принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О
первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской
Федерации (от 11 мая 1993г. №446) отмечается, что государственная поддержка
малого предпринимательства является одним из важнейших направлений
экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты
развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и
переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров
и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспорный потенциал,
оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство
объектов жилищного
и производственного
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений
и разработке соответствующих
положений в области
кредитования, научно-технического развития, материально-технического
обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической
деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для
субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден
комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в
Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное
обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая
деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ
политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также
координация деятельности
центральных органов
власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее
развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом «О
государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации».
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ.
Многочисленные публикации последнего времени - влияние эволюции новой
банковской системы на развитие в России крупного предпринимательства. При
этом как-то забывается: «в пике» рыночных преобразований именно связка
«коммерческие банки – малое предпринимательство» представлялась наиболее
мобильной силой
системной экономической
факта, что ежегодный прирост объема производства малых предприятий в иные
годы достигал 25%, а объема реализации -37%, многие ученые и специалисты
видели в сближении сектора малого бизнеса и банковского сектора ту
магистральную дорогу, которая выведет Россию как минимум к потребительскому
изобилию.
Трудности, возникающие на пути развития малого бизнеса, можно с определенной
долей условности подразделить соответствующие проблемы на четыре основные
категории. Это проблемы, во-первых, организационные, связанные с юридическим
оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке, и т.п.. Во-
вторых, - материально-технического обеспечения: нехватка или отсутствие
производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация
персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий и др.
В-третьих, финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации
сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для
регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и
долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской
сети и установлении связей с поставщиками сырья. В-четвертых, - кредитные,
сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота
капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию
на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких,
например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т.
п.)
При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условия
кредитования, независимый малый бизнес вынужден обращаться за ссудами под
оборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в
сферу жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального,
профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Не склонные
вступать в сговор с последним банкиры в свою очередь отказываются работать с
малым бизнесом, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим»
малым предприятиям предлагаются заведомо неприемлемые условия предоставления
ссуд. Иными словами, банки выталкивают «сторонних» платежеспособных заемщиков
«в тень» и практикуют убыточное кредитование «своих» неплатежеспособных,
подчас вместе с ними разоряясь.
Все перечисленные выше группы проблем, естественно резко обостряются: 1) в
период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок; 2) в условиях
макрофинансовых кризисов. Очевидно, что и в том, и в другом случаях малые
предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороны государства, его
специальных фондов и иных институтов, а также со стороны кредитных
организаций.
По мнению руководителей малых предприятий, главный камень преткновения для
развития - чрезмерно высокие налоги. Что касается наиболее желательных
конкретных видов помощи со стороны региональных администраций и муниципальных
(городских) властей, то о них можно судить по следующим итогам базового
опроса: 29,2 % респондентов отдали приоритет прямой финансовой помощи
(целевому льготному кредитованию и т. п.); 48,9- налоговому льготированию;
7,9- предоставлению
гарантий по кредитам
в получении необходимого оборудования по лизингу; 17,1- обеспечению
безопасности бизнеса в своей личной безопасности; 17,2- привлечению их
бизнеса к выполнению госзаказов; 8,0- облегчению доступа к неиспользуемым
производственным помещениям; 4,2- содействию в установлении кооперационных
связей с крупными предприятиями; 9,0- информационной поддержке; 37,7-
упрощению налогообложения; 35,7- общему снижению налоговых ставок; 6,7-
отмене лицензирования; 2,9- бизнес-обучению; 6,9- защите прав собственности,
улучшению работы
суда и иным правообеспечивающим аспектам.
ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса – одно из
серьезнейших препятствий на пути роста его конкурентоспособности, хотя
стимулирование последней банками, несомненно, является существенным условием
продвижения к высокоэффективной рыночной экономике. Отсутствие у малых
предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системы гарантий
и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость региональных и даже
столичных кредитных организаций, спекулятивный и корпоративно-
политизированный характер их рыночных стратегий, - с другой, - все это
предопределяет фактическую отчужденность в отношениях между сектором малых
предприятий и банковским сектором.
И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения испытывают
более 70% малых предприятий, то банковскими кредитами пользуются лишь 27,9%
из них, в том числе 14,1% для финансирования капиталовложений и 13,8% для
кредитования оборотных средств. При этом в 1998г. такими кредитами
пользовались 37,1%, в 1996г.- 45,3%, в1995г.- 57,7, а в 1994- 52,5% малых
предприятий.
Печальным следует также признать обстоятельство высокой и возрастающей роли
в кредитовании малого бизнеса физических лиц и предприятий-партнеров: в
настоящее время львиную долю совокупных кредитных ресурсов малый бизнес
получает именно от первых и от вторых; на долю же кредитных организаций
приходится лишь чуть больше 23%, тогда как во втором полугодии 1998г.
приходилось не менее 36% общей массы кредитов, запрошенных малыми
предприятиями.
В качестве главных факторов (причин) отчуждения предпринимателей малого
бизнеса от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных услуг сами
респонденты отмечают: 1) дороговизну этих услуг - высокий процент по ссудам;
2) длительность процедуры оформления кредитов; 3) краткосрочность последних;
4) требование залога; 5) нежелание банков работать с малыми предприятиями.
Первая из перечисленных позиций - ключевая, причем уровень процента по ссудам
банков примерно вдвое превышает его уровень по ссудам физических лиц (40-60
против 20-30%).
Дополнительные мотивы, по которым малые предприятия предпочитают покупать
кредитные услуги у физических лиц, - меньшие затраты времени на оформление
кредита, более длительные сроки кредитования, отсутствие требования залога,
возможность получения ссуды наличными, дружеские отношения с заимодавцами.
Факторами, ограничивающими возможности получения малыми предприятиями
банковского кредита, являются особо жесткие требования к ним со стороны
банков в отношении обеспечения ссуд (включая гарантии); дело в том, что у
многих из этой
категории заемщиков
для них характерны повышенные производственные риски (из-за недостаточной
мобильности капитала), им присуща неликвидная структура активов (в ней почти
Информация о работе Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества России