Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их
непоследовательности и противоречивости явились условием становления и
развития малого предпринимательства, которое решает основные функции,
присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт
развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Содержание

Введение
1. Значение и задачи малого предприятия
1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике. Цели создания малых предприятий.
1.2 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности.
1.3 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах.
2. Развитие малого предпринимательства в России
2.1 Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления.
2.2 Малое предпринимательство и банки.
2.3 Предпринимательская деятельность в Красноярске.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

эк.теория.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят

противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само

его существование  под вопросом.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки

малого предпринимательства  Советом Министров – Правительством Российской

Федерации принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О

первоочередных  мерах по развитию малого предпринимательства в Российской

Федерации (от 11 мая 1993г. №446) отмечается, что государственная  поддержка

малого предпринимательства  является одним из важнейших направлений

экономической реформы. Этим постановлением также  определены приоритеты

развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и

переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров

и товаров народного  потребления, включая товары, имеющие  экспорный потенциал,

оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство

объектов жилищного  и производственного назначения.

Предусматриваются поручения ряду министерств и  ведомств по внесению изменений

и разработке соответствующих  положений в области финансирования и

кредитования, научно-технического развития, материально-технического

обеспечения и  сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической

деятельности, а  также установление дополнительных налоговых льгот для

субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден

комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в

Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное

обеспечение, информационно-техническое  обеспечение, внешнеэкономическая

деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

На Министерство экономики Российской Федерации  возложена разработка основ

политики государственной  поддержки малого предпринимательства, а также

координация деятельности центральных органов федеральной  исполнительной

власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее

развитие малого бизнеса в России предусмотрено  Федеральным Законом «О

государственной поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ. 

Многочисленные  публикации последнего времени - влияние  эволюции новой

банковской системы  на развитие в России крупного предпринимательства. При

этом как-то забывается: «в пике» рыночных преобразований именно связка

«коммерческие банки – малое предпринимательство» представлялась наиболее

мобильной силой  системной экономической трансформации. Отправляясь от того

факта, что ежегодный  прирост объема производства малых  предприятий в иные

годы достигал 25%, а объема реализации -37%, многие ученые и специалисты

видели в сближении  сектора малого бизнеса и банковского  сектора ту

магистральную дорогу, которая выведет Россию как  минимум к потребительскому

изобилию.

Трудности, возникающие  на пути развития малого бизнеса, можно  с определенной

долей условности подразделить соответствующие проблемы на четыре основные

категории. Это  проблемы, во-первых, организационные, связанные с юридическим

оформлением и  регистрацией предприятия, открытием  счета в банке, и т.п.. Во-

вторых, - материально-технического обеспечения: нехватка или отсутствие

производственных  помещений и современного оборудования, низкая квалификация

персонала, недостаточная  правовая защищенность деятельности предприятий  и др.

В-третьих, финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации

сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации  капитала для

регистрации предприятия, в формировании на основе собственных  сбережений и

долгосрочных  кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской

сети и установлении связей с поставщиками сырья. В-четвертых, - кредитные,

сопряженные с  получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота

капитала) при  посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию

на совершение расчетных, платежных, ссудных и  депозитных операций (таких,

например, как  общества взаимного кредитования, кредитные  товарищества и т.

п.)

При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные  условия

кредитования, независимый  малый бизнес вынужден обращаться за ссудами под

оборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в

сферу жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального,

профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Не склонные

вступать в  сговор с последним банкиры в  свою очередь отказываются работать с

малым бизнесом, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим»

малым предприятиям предлагаются заведомо неприемлемые условия  предоставления

ссуд. Иными словами, банки выталкивают «сторонних»  платежеспособных заемщиков

«в тень» и  практикуют убыточное кредитование «своих» неплатежеспособных,

подчас вместе с ними разоряясь.

Все перечисленные  выше группы проблем, естественно резко  обостряются: 1) в

период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок; 2) в условиях

макрофинансовых кризисов. Очевидно, что и в том, и в другом случаях малые

предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороны  государства, его

специальных фондов и иных институтов, а также со стороны кредитных

организаций.

По мнению руководителей  малых предприятий, главный камень преткновения для

развития - чрезмерно  высокие налоги. Что касается наиболее желательных

конкретных видов  помощи со стороны региональных администраций  и муниципальных

(городских) властей,  то о них можно судить по  следующим итогам базового

опроса: 29,2 % респондентов отдали приоритет прямой финансовой помощи

(целевому льготному  кредитованию и т. п.); 48,9- налоговому  льготированию;

7,9- предоставлению  гарантий по кредитам коммерческих  банков; 5,9- содействию

в получении  необходимого оборудования по лизингу; 17,1- обеспечению

безопасности  бизнеса в своей личной безопасности; 17,2- привлечению их

бизнеса к выполнению госзаказов; 8,0- облегчению доступа  к неиспользуемым

производственным  помещениям; 4,2- содействию в установлении кооперационных

связей с крупными предприятиями; 9,0- информационной поддержке; 37,7-

упрощению налогообложения; 35,7- общему снижению налоговых ставок; 6,7-

отмене лицензирования; 2,9- бизнес-обучению; 6,9- защите прав собственности,

улучшению работы суда и иным правообеспечивающим аспектам. 

ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ  ИНТЕРЕСОВ МАЛЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ И  КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 

Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса  – одно из

серьезнейших  препятствий на пути роста его  конкурентоспособности, хотя

стимулирование  последней банками, несомненно, является существенным условием

продвижения к  высокоэффективной рыночной экономике. Отсутствие у малых

предприятий необходимых  залоговых возможностей, неразвитость системы гарантий

и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость региональных и даже

столичных кредитных  организаций, спекулятивный и корпоративно-

политизированный  характер их рыночных стратегий, - с  другой, - все это

предопределяет  фактическую отчужденность в  отношениях между сектором малых

предприятий и  банковским сектором.

И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения испытывают

более 70% малых  предприятий, то банковскими кредитами  пользуются лишь 27,9%

из них, в том  числе 14,1% для финансирования капиталовложений и 13,8% для

кредитования оборотных средств. При этом в 1998г. такими кредитами

пользовались 37,1%, в 1996г.- 45,3%, в1995г.- 57,7, а в 1994- 52,5% малых

предприятий.

Печальным следует  также признать обстоятельство высокой  и возрастающей роли

в кредитовании малого бизнеса физических лиц и предприятий-партнеров: в

настоящее время  львиную долю совокупных кредитных  ресурсов малый бизнес

получает именно от первых и от вторых; на долю же кредитных  организаций

приходится лишь чуть больше 23%, тогда как во втором полугодии 1998г.

приходилось не менее 36% общей массы кредитов, запрошенных малыми

предприятиями.

В качестве главных  факторов (причин) отчуждения предпринимателей малого

бизнеса от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных  услуг сами

респонденты отмечают: 1) дороговизну этих услуг - высокий процент по ссудам;

2) длительность  процедуры оформления кредитов; 3) краткосрочность последних;

4) требование  залога; 5) нежелание банков работать  с малыми предприятиями.

Первая из перечисленных  позиций - ключевая, причем уровень  процента по ссудам

банков примерно вдвое превышает его уровень  по ссудам физических лиц (40-60

против 20-30%).

Дополнительные  мотивы, по которым малые предприятия  предпочитают покупать

кредитные услуги у физических лиц, - меньшие затраты  времени на оформление

кредита, более длительные сроки кредитования, отсутствие требования залога,

возможность получения  ссуды наличными, дружеские отношения  с заимодавцами.

Факторами, ограничивающими  возможности получения малыми предприятиями

банковского кредита, являются особо жесткие требования к ним со стороны

банков в отношении  обеспечения ссуд (включая гарантии); дело в том, что у

многих из этой категории заемщиков отсутствует  солидная кредитная история,

для них характерны повышенные производственные риски (из-за недостаточной

мобильности капитала), им присуща неликвидная структура  активов (в ней почти

Информация о работе Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества России