Роль государства в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой состоит в изучении проблем утраты и восстановления потенциала российского государства, в определении ролей, которые играют различные экономические агенты в этих процессах.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
– определить основные теоретические подходы, используемые для анализа роли государства в процессе российских рыночных реформ в экономических исследованиях;
– выделить основные модели поведения государства в процессе строительства рынка;
– изложить историю процесса реформирования в категориях "консолидации государства" и становления его способности к регулированию, определить место государства в экономике России;
– выделить основные способы формирования "способности государства к регулированию", определить экономические функции государства;
– сопоставить основные модели поведения государства при описании рыночных реформ.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Теоретико-методологические аспекты государства в рыночной экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Сущность и основные функции цены в экономике государства . . . . .
1.2 Основные направления ценовой политики организации (предприятия).
1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Функции государственного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2003 – 2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2007 – 2009 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Управление инфляцией: текущее состояние и прогноз. . . . . . . . . .
2.4 Государственная поддержка экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Роль гос-ва в экономике (переделанная) - 1.doc

— 825.50 Кб (Скачать)
 

      Более всего в структуре будущего ВВП пострадает от кризиса промышленность. Все эксперты прогнозируют отрицательные темпы роста объем выпуска продукции промышленного назначения. В базовом прогнозе Минэкономразвития, выпущенном в конце декабря 2008 года было, заложено падение промышленности на 3,2%, однако уже в январе правительством было заявлено, что в 2009 году производство упадет на 5,7% [13].

      В последние годы обозначилась тенденция активного развития торговой деятельности. Во время кризиса торговая отрасль, в отличие от промышленной, продолжит расти. На фоне падения ВВП в декабре 2008-го торговля выросла по сравнению с декабрем 2007 года на 4,4%. В 2009 году темп прироста торговли должен составить около 4% [14]. 
 
 
 
 

     2.3 Управление инфляцией: текущее состояние и прогноз

     В течение последних лет инфляция постепенно увеличивалась (рис. 2.1), несмотря на противоинфляционные действия властей. Среди причин можно назвать созданные факторами спроса и факторами предложения. 

      

      Рисунок 2.1 – Уровень инфляции в России в 2003 – 2009 гг. [15]. 

     Факторы спроса — большие доходы от экспорта энергоресурсов, поступавшие в российскую экономику, чрезмерно увеличивали денежную массу. Помимо этого, росту цен способствовал потребительский бум, обусловленный высокими темпами роста реальных располагаемых доходов населения.

     Факторы предложения — растущие цены на нефть провоцировали рост цен на бензин, а, значит, и рост издержек российских производителей. Сюда же относится и высокая динамика роста цен на сырье на внутреннем рынке, наблюдавшаяся в последние годы.

     В 2007 году инфляция составила 11,9%, при этом уже в октябре 2008 года она достигла отметки 11,6%. По итогам года инфляция достигла отметки 13,3% [14].

     В 2009 году инфляция может замедлиться в результате снижения цен на бензин, падения потребительского спроса и действий, предпринимаемых государством. На это и ориентировалось российское Правительство, давая 11% в качестве прогноза на 2009 год. Но при этом правительство делало расчет на то, что девальвация рубля остановится в районе 30,0-31,0 рубля за доллар [13]. 

     2.4 Государственная  поддержка экономики

     По мнению большинства экспертов, в ближайшие годы российской экономике не грозит коллапс, значительные доходы от продажи энергосырья за рубеж позволили государству несколько лет подряд копить значительные денежные резервы, которые во время кризиса будут действовать как «подушка безопасности» для экономики. Как уже отмечалось выше, доходы бюджета 2009-2011 скорее всего будут меньше запланированных, что может привести к дефициту бюджета, однако Минфин планирует максимально возможно выполнить бюджетные обязательства, потратив при этом накопленные ранее резервы.

     В середине октября 2008 г. Госдума приняла пакет законопроектов, направленных на поддержание экономики страны. Общая стоимость мер по поддержке финансовой системы может достигнуть 4,7 трлн. руб., или более 10% ВВП. Помощь будет оказана по следующим бизнес фронтам [13]:

 – Банковской системе в целом пакет предлагает субординированные долгосрочные кредиты ЦБ через ВЭБ на сумму до 225 млрд. руб. ВЭБ может выдавать без обеспечения под 8% годовых на срок до 31 декабря 2019 года.

     Крупным банкам (Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку) государство предлагает большие суммы по тому же механизму. Это субординированные кредиты по вышеописанному механизму ЦБ Сбербанку (500 млрд. руб.), ЦБ через ВЭБ банку ВТБ (200 млрд. руб.) и Россельхозбанку (25 млрд. руб.) [14].

     В середине ноября 2008 года стало известно о следующих льготах, которые правительство готово предоставить бизнесу:

  Будет снижен налог на прибыль с 24% до 20%, при этом региональные власти смогут понизить налог еще на 4 п.п.

  Будет сокращен налог с прибыли по упрощенной схеме (для представителей малого бизнеса) до 5% с нынешних 15%.

  Амортизационная премия будет увеличена до 30% (сегодня она составляет 10%)

     По состоянию на 7 ноября 2008 года международные резервы России составляли 475 млрд. дол. Эти средства будут распределены следующим образом24:

 – 90 млрд. дол. пойдет на выкуп российских корпоративных долгов в 2008-2009 гг.

 – 200 млрд. дол. - на покрытие дефицита платежного баланса федерального бюджета в 2009-2010 гг.

 – 120 млрд. дол. - на поддержку курса рубля в 2009-2010 гг. [15].

     По состоянию на декабрь 2008 года на поддержку экономики в условиях кризиса государство потратило 3,7 трлн. рублей. В дальнейшем правительство планирует предпринять следующие меры:

 – Тарифные решения - снижение темпов роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и компаний инфраструктурных секторов, что ограничит рост цен на коммунальные услуги для населения и повышение издержек энергоемких (газоемких) производств.

     Предусматривается более плавное, чем планировалось ранее, повышение тарифов на газ в 2009 г.: 5% с 1 января, 7% с 1 апреля, 7% с 1 июля, 6,2% с 1 октября [15]. 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы

     Вопросы, рассмотренные в курсовой работе, посвящены проблемам государственного регулирования экономики, роли государства в рыночных отношениях.

     Активное  вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Сегодня очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.

     И государство, и рынок - две параллельно  развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики.

     Таким образом, любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

     Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

     Объекты государственного регулирования экономики  – это сферы, отрасли, регионы, а  также ситуации, явления и условия  социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы.

     Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага  человека, его нравственного и  физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

     В заключение рассмотрим, как указанные  в исследовании показатели по мнению экспертов будут «вести» себя в 2010 году.

     Росстат 27-го декабря 2009 года опубликовал предварительные  макроэкономические показатели за 2009 год. Главный негативный момент заключается в том, что объем инвестиций в России неожиданно упал на 17%, а главный позитивный связан с тем, что несмотря на это уровень реального располагаемого дохода продемонстрировал рост на 1.9% по сравнению с 2008 годом.

     Слишком сильное падение инвестиций на 17% – это единственный неприятный сюрприз, который принесла статистика за 2009 год. Вместе с тем, эта цифра предварительная, и ожидается ее пересмотр в  сторону улучшения. Кроме того, чем  сильнее было падение в прошлом году, тем быстрее будет восстановление в этом. Если официальный прогноз инвестиций на 2010 год предполагает рост на 2.9% год-к-году, мы ожидаем, что фактический показатель окажется намного выше благодаря эффекту низкой базы.

     Тренды, связанные с розничными продажами за 2009 год. представляются, в целом, позитивными. Реальный располагаемый доход вырос на 1.9%, аналогично динамике 2008 года, и это указывает на то, что расходы в государственном секторе позволили успешно стабилизировать уровень благосостояния населения. Вместе с тем очевидно сохранение социального давления: в декабре 2009 год уровень безработицы составил 8.2%, в то время как годом ранее этот показатель был равен 7.7%.

     Росстат считает, что тренды 2010 года будут  определяться преимущественно эффектом базы: не исключается возможность неожиданно сильного роста инвестиций, и вместе с тем менее оптимистичны относительно розничных продаж. Настороженность экспертов связана с тем, что в 2009 году потребление искусственно поддерживалось за счет опасений инфляции, вызванной ростом импорта на фоне девальвации рубля в начале 2009 года. Кроме того, уровень безработицы по-прежнему высок и не подает признаков снижения, несмотря на стабилизацию экономической ситуации во 2П09. Таким образом, предполагается, что в 2010 году рост потребления, скорее всего, будет весьма скромным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Ослунд, А. Парадокс евразийского роста // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. № 6. – 4 с.
  2. Национальный продукт и проблемы его измерения: Учебно – метод. пособие / Рощенко, А.В. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 42 с.
  3. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 28) – М.: ИЭПП, 2006. С. 751
  4. Станковская, И.К., Стрелец, И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. М.: ЭКСМО, 2007. 448с.
  5. Надель, С.Ю. Социальные факторы экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №5. С.26 – 33.
  6. Осадчая, И. Превратности развития российского капитализма // Наука и жизнь. 2009 №8, с.36 – 44.
  7. Аганбегян, А.Г. Социально-экономическое развитие России // ЭКО. 2006. №1. С.2 – 19.
  8. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27) – М.: ИЭПП, 2006. С. 646
  9. Российская экономика в 2004 г.: Тенденции и перспективы. Вып. 24. М.: ИЭПП, 2007. С. 18–20.
  10. Вестник Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества независимых государств. СПб., 2009. № 3. С. 45–63.
  11. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики: 2-е изд., С – Пб.: Питер, 2007. – 576 с.
  12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год: Варианты развития экономики страны // Финансовый бизнес. – 2009. - №11. – С.2-13.
 
 

     Электронные ресурсы

  1. Министерство экономического развития и торговли http://www.economy.gov.ru/wps/portal
  2. Удвоение ВВП // http://www.2vvp.ru/
  3. Федеральная служба государственной статистики. // http://www.gks.ru

Информация о работе Роль государства в экономике