Роль государства в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой состоит в изучении проблем утраты и восстановления потенциала российского государства, в определении ролей, которые играют различные экономические агенты в этих процессах.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
– определить основные теоретические подходы, используемые для анализа роли государства в процессе российских рыночных реформ в экономических исследованиях;
– выделить основные модели поведения государства в процессе строительства рынка;
– изложить историю процесса реформирования в категориях "консолидации государства" и становления его способности к регулированию, определить место государства в экономике России;
– выделить основные способы формирования "способности государства к регулированию", определить экономические функции государства;
– сопоставить основные модели поведения государства при описании рыночных реформ.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Теоретико-методологические аспекты государства в рыночной экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Сущность и основные функции цены в экономике государства . . . . .
1.2 Основные направления ценовой политики организации (предприятия).
1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Функции государственного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2003 – 2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2007 – 2009 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Управление инфляцией: текущее состояние и прогноз. . . . . . . . . .
2.4 Государственная поддержка экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Роль гос-ва в экономике (переделанная) - 1.doc

— 825.50 Кб (Скачать)

     Доля  валового сбережения в последние 7 лет  находилась в интервале 31,1– 38,7% ВВП  против 24,0% в предкризисном 1997 г. В 2006 г. под влиянием, с одной стороны, растущих доходов экономики от экспорта, а с другой – снижения расходов домашних хозяйств валовое национальное сбережение составило 33,4%, что соответствует среднему показателю за 2001–2005 гг. С ростом доходов от экспорта и повышением кредитно инвестиционной привлекательности увеличивались стратегические финансовые резервы государства. С 1 января 2004 г. в целях снижения рисков, связанных с возникновением ситуации неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также как инструмент стерилизации излишней денежной массы за счет поступления дополнительных доходов бюджета от высоких цен на нефть начал формироваться Стабилизационный фонд.

     Совокупный  объем средств Стабилизационного  фонда на 01.01.2007 г. составил 2346,9 млрд. руб. против 1237 млрд. руб. на соответствующую дату 2006 г. и 522,3 млрд. руб. – 2005 г. В 2005 г. из средств Стабилизационного фонда 677,8 млрд. руб. было направлено на следующие цели:

     – на погашение долга перед Международным  валютным фондом – 93,5 млрд. руб.;

     – на погашение долга перед странами – членами Парижского клуба кредиторов – 430,1 млрд. руб.;

     – на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Минфину  России в 1998–1999 гг. для погашения  и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации, – 123,8 млрд. руб.;

     – на покрытие дефицита Пенсионного фонда  Российской Федерации – 30 млрд. руб. [15].

     Формирование  Стабилизационного фонда на фоне устойчивого экономического роста  явилось одним из факторов присвоения международного инвестиционного рейтинга России, а также принятия решений о возможности частичного использования накопленных доходов от экспорта на инвестиционные цели.

     В 2006 г. для досрочного погашения долга  перед Парижским клубом использованы средства Стабилизационного фонда  в размере около 600 млрд. руб. Общая экономия от долгосрочного погашения долга составит 7,7 млрд. долл., в том числе в 2007 г. – 1,2 млрд. долл. Эти средства переведены из раздела «процентные расходы в инвестиции», и, таким образом, объем Инвестиционного фонда увеличился до 110 млрд. руб. против 69,7 млрд. руб., выделенных в бюджете 2006 г.

     Однако, несмотря на растущий объем валового национального сбережения, анализ счетов операций с капиталом иллюстрирует сохранение асимметрии валового сбережения, ресурсов валового накопления и инвестиций в основной капитал на фоне постепенного ослабления нагрузки на экономику операций по капитальным трансфертам с «остальным миром».

     Доля  инвестиций в основной капитал в  ВВП 2006 г. составила 16,8% при среднем  уровне 16,5% в 2001–2005 гг. 

     2.2 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2007 – 2009 гг. 

     В условиях мирового кризиса, когда происходит падение стоимости нефти, экспортные доходы России существенно снижаются, что, в свою очередь, меняет ситуацию с бюджетом и динамикой изменения ВВП.

     Стоимость нефти уже в конце 2008 года начала активно снижаться, в декабре она упала ниже 40 дол. за баррель. Предпосылки для продолжения кризиса видны уже сейчас. Падение промышленного производства в ноябре 2008 года по сравнению с ноябрем 2007 года составило 8,7%. В результате сокращения объемов строительных работ выпуск строительных материалов снизился в октябре на 4,1%, а в ноябре на 14,9%. По итогам года ожидается стагнация.

     Основное снижение отмечается в экспортоориентированных сырьевых отраслях: химическом комплексе (74,2% - ноябрь 2008 года к ноябрю 2007 года), металлургическом (86,7%), обработке древесины и производстве изделий из дерева (81,4%), целлюлозно-бумажном производстве (85%). Более наглядно это можно увидеть в таблице 2.2 [15]. 

      Таблица 2.2 – Основные снижения в экспортоориентированных сырьевых отраслях.

Показатели 2007 2008
  январь-ноябрь IV квартал год январь-ноябрь IV квартал (прогноз) год (прогноз)
1 2 3 4 5 6 7
ВВП 107,9% 109,5% 108,1% 106,5% 102,5% 106,0%
Индекс потребительских цен, за период 110,6% 104,0% 111,9% 112,5% 102,6% 113,5%
Индекс промышленного производства 106,4% 106,4% 106,3% 103,7% 91,8% 102,0%
Обрабатывающие производства 109,7% 107,8% 109,5% 105,4% 87,3% 102,6%
Индекс производства продукции сельского хозяйства 103,3% 103,1% 103,3% 109,2% 114,5% 108,5109,0%
Розничная торговля 115,9% 116,7% 116,1% 114,1% 109,9% 113,6%
Инвестиции в основной капитал 120,4% 120,6% 121,1% 111,3% 102,2% 109,2%
Объем работ по виду деятельности "строительство" 117,0% 118,5% 118,2% 114,5% 104,4% 112,9%
Ввод в действие жилык домов 129,2% 109,9% 120,6% 104,6% 104,7% 104,0%
Реальные располагаемые денежные доходы населения 111,9% 113,0% 112,1% 105,0% 97,5% 104,0%
Реальная заработная плата 116,1% 116,1% 117,2% 111,8% 108,6% 111,6%
 

Продолжение таблицы 2.2

1 2 3 4 5 6 7
Экспорт товаров, млрд. долл. 315,8 109,5 354,4 442,7 94,6 469,1
Импорт товаров, млрд. долл. 198,7 69,6 223,5 268,4 73,3 292,5
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 67,9 85,9 69,3 99,4 54,8 94,6
 

     В декабре 2008 года ВВП снизился по сравнению с декабрем 2007 года на 0,7%. Главными причинами сокращения ВВП эксперты называют падение доходов населения и инвестиций в экономику страны. При этом экономисты отмечают, что затормозить падение ВВП в декабре 2008 года удалось только за счет роста бюджетных расходов.

     В декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года инвестиции в основной капитал сократились на 2,3%, тогда как еще в ноябре наблюдался их рост на 3,9%. Основная причина сокращения инвестиций — недоступность банковского финансирования на фоне роста процентных ставок и дефицита ликвидности, во многом спровоцированного пошаговой девальвацией рубля4. Вслед за падением инвестиций реальные располагаемые доходы населения в декабре 2008 года сократились на 11,6% (в ноябре 2008 года сокращение составило 6,2%, а в 2008 году — рост на 2,7% после роста на 12,1% в 2007 году). Впрочем, как утверждает Дмитрий Белоусов из «Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования», сокращение реальных расходов оценить сложно. Росстат считает доходы от расходов. То есть расходы минус сбережения плюс прирост наличных денег и валюты. Прирост наличной валюты оценивается Росстатом очень плохо, поэтому лучше отталкиваться от динамики реальных зарплат. Реальная зарплата же в декабре 2008 сократилась на 2%, тогда как еще ноябре 2008 года наблюдался ее рост на 3,9%. В 2008 году реальная зарплата выросла на 9,9% против роста на 17,2% в 2007 году5.

     По мнению большинства аналитиков, 2009 год станет наиболее тяжелым для мировой экономики. Спад в ведущих странах мира приведет к падению спроса на энергоносители, который не компенсируется планируемым сокращением предложения.

     В Госдуме уже принят бюджет 2009-2011, полное исполнение которого требует следующих показателей: темпы роста ВВП в 2009 году должны быть на уровне 7,5%, в 2010-м и 2011 годах — на уровне 8,0%, цена на нефть марки Urals в 2009 году - 95 дол. за баррель, в 2010 году — 90 дол. за баррель, в 2011 году — 88 дол. за баррель, курс рубля к доллару в 2009 году - 24,7 рубля, в 2010 году - 26,0 рубля и в 2011 году - 27,3 рубля. Уже сейчас очевидно, что данные показатели недостижимы [30]. В конце года премьер-министр Владимир Путин потребовал от экономических ведомств пересчета основных показателей бюджета, исходя из изменившихся экономический условий. Так, в новый бюджет будет заложена более низкая цена на нефть - 41 доллар за баррель. Основные статьи расходов в бюджете останутся неизменными, а это значит, что его ждет дефицит. По словам министра финансов Алексея Кудрина «в 2009 году не только появится дефицит бюджета, но его величина будет существенна с учетом необходимости проведения антикризисных мер. В 2010 году дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 году - 3% ВВП». По предварительным расчетам Минфина, доходы бюджета 2009 составят 6,5 трлн. руб. Представлены два сценария: расходы - 9,6 трлн. руб. (дефицит - 7,6% ВВП) и 9,4 трлн. руб. (7% ВВП). По оценке Министерства финансов, дефицит российского бюджета в 2009 году может составить до 4 трлн. рублей, если стоимость нефти снизится до 32 долларов за баррель [15].

     По оценкам большинства экспертов, основанных на анализе текущей ситуации в российской и мировой экономике, пик кризиса в России придется на первую половину 2009 года, ожидается спад производства, уменьшение инвестиций, потребления. В 2010 году экономика начнет восстанавливаться, при этом подъем начнется в четвертом квартале 2009 года. Во время периода восстановления темпы роста экономик ведущих стран мира будут ниже докризисных.

     Для того, чтобы проанализировать поведение российской экономики в 2009-2010 годах, необходимо спрогнозировать изменение цен на энергоносители, в частности, нефть. Многие эксперты называют различные оценки. Если еще в ноябре появлялись оптимистические прогнозы, некоторые участники нефтяной отрасли надеялись на то, что средняя стоимость на нефть за 2009 год составит свыше 70 долларов. Но с ходом торгов на мировом рынке нефти, ухудшением положения в американской и мировой экономике, наблюдатели не рассчитывают на цену выше 50 долларов, при этом наиболее оптимальной оценкой видят 30-40 долларов. Так, ранее министр финансов Алексей Кудрин, прогнозировал среднюю цену на нефть в 2009 на уровне 50 дол. за баррель, но уже в январе правительство рассматривало цену в 41 доллар, как основную для пересчета параметров бюджета, при этом власти также рассматривают возможность, что цена опустится до уровня 30 долларов.

     Оценки экономистов относительно будущей динамики ВВП также менялись от оптимистичных к пессимистичным по мере развития кризиса. Еще в октябре-ноябре оценки независимых экспертов и официальных лиц варьировались в пределах 3-6%, в декабре все больше наблюдателей ожидают падение темпов прироста валового продукта. Есть и радикальные оценки, так, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин обещает 15% падение ВВП в 2009 году по пессимистическому сценарию развития.

      Таблица 2.3 Динамика темпов прироста ВВП, инфляции, реальных располагаемых доходов и потребительского спроса, %, 2003-2010 [15].

Основные макроэкономические показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Темп прироста ВЕЛ % 7,3°% 7,2% 6,4% 7,4% 8,1% 6,0% -0,1% 2,4% 3,2%
 

Продолжение таблицы 2.3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Инфляция, % 120% 11,7 10,9 9,0% 11,9 13,3 15,9% 13,4 11,2%
    % %   % %   %  
Темп прироста реальных располагаемых доходов населения, % 15,0% 10,4% 12,4% 13,5% 10,7% 4,0% -2,7% 3,5% 4,6%

Информация о работе Роль государства в экономике