Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель исследования курсовой состоит в изучении проблем утраты и восстановления потенциала российского государства, в определении ролей, которые играют различные экономические агенты в этих процессах.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
– определить основные теоретические подходы, используемые для анализа роли государства в процессе российских рыночных реформ в экономических исследованиях;
– выделить основные модели поведения государства в процессе строительства рынка;
– изложить историю процесса реформирования в категориях "консолидации государства" и становления его способности к регулированию, определить место государства в экономике России;
– выделить основные способы формирования "способности государства к регулированию", определить экономические функции государства;
– сопоставить основные модели поведения государства при описании рыночных реформ.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Теоретико-методологические аспекты государства в рыночной экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Сущность и основные функции цены в экономике государства . . . . .
1.2 Основные направления ценовой политики организации (предприятия).
1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Функции государственного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2003 – 2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2007 – 2009 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Управление инфляцией: текущее состояние и прогноз. . . . . . . . . .
2.4 Государственная поддержка экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.
Выполнение функций,
3.
Разработка, принятие и организация
выполнения хозяйственного
2 Роль государства в рыночной экономике
2.1 Анализ основных
макроэкономических
2006
год не отмечен яркими
Макроэкономические показатели подтверждают это наблюдение (табл. 2.1). Экономика росла устойчивым, хотя и не слишком высоким темпом – более высоким, чем среднемировой или западноевропейский, но никак не обеспечивающим решение столь популярной еще недавно задачи «удвоения ВВП». Да и сама эта задача как-то незаметно ушла на задний план. Практически ни один значимый показатель не демонстрировал существенного изменения – ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Таблица 2.1 – Индексы основных макроэкономических показателей в 2003–2006 гг., в % к предыдущему году [13].
Показатель | 2003 год | 2004год | 2005год | 2006год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем ВВП в % к предыдущему году | 107,3 | 107,2 | 106,4 | 106,7 |
Фактическое конечное потребление | 107,6 | 112,1 | 112,7 | 110,7 |
Инвестиции в основной капитал | 112,5 | 111,7 | 110,7 | 113,5 |
Объем промышленной продукции | 108,9 | 108,3 | 104,0 | 103,9 |
Продукция сельского хозяйства | 101,3 | 103, | 102,4 | 102,8 |
Объемы услуг связи | 108,0 | 106,5 | 102,7 | 102,2 |
Оборот розничной торговли | 127,5 | 129,0 | 115,7 | 123,7 |
Платные услуги населению | 106,6 | 108,4 | 107,5 | 108,1 |
Внешнеторговый оборот | 126,0 | 132,4 | 131,5 | 127,0 |
Реальные располагаемые денежные доходы | 115,0 | 110,4 | 111,1 | 110,0 |
Реальная заработная плата | 110,9 | 110,6 | 112,6 | 113,5 |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Реальный размер начисленных пенсий | 104,5 | 105,5 | 109,6 | 105,1 |
Среднегодовая
численность занятых в |
100,6 | 100,6 | 100,6 | 100,4 |
Численность официально зарегистрированных безработных | 94,9 | 102,8 | 90,6 | 95,6 |
Экономический
рост России продолжал существенно
опережать наиболее развитые страны
мира, однако несколько отставал от
большинства стран
Позитивную динамику демонстрируют инвестиции, особенно иностранные. Причем происходит это в ситуации, когда государство явно активизирует свою роль в экономической жизни, наращивая активы государственных предприятий, работающих в наиболее привлекательных при нынешней конъюнктуре секторах (отрасли топливно-энергетического комплекса).
Правительство продолжало проводить осторожную финансовую политику. Росли средства Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы. Хотя бюджетная политика ослабла (расходы федерального бюджета в номинальном выражении увеличились более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом) и, следовательно, зависимость государственного сектора от внешнеэкономической конъюнктуры возросла, пока нет оснований говорить об отказе от консервативной бюджетной политики и о начале раскрутки бюджетного популизма. Как теперь понятно, недопущение популизма в условиях обилия денежных средств – задача не из простых, и на протяжении минувшего года финансовые власти продолжали поиск аргументов и решений, которые блокировали бы мощный поток популистских требований и призывов. Это было особенно важно для политики предвыборного года.
Вопросы
экономического роста оставались в
числе ведущих в экономико-
Наблюдается деполитизация дискуссии: ввиду того что ни одна из принципиальных (альтернативных) моделей экономического роста не была выбрана высшими должностными лицами в качестве общегосударственной, принятие решений о конкретных мерах в рамках этих моделей и обсуждение их обоснованности переместилось в отдельные заинтересованные ведомства и их подразделения. При этом тематика «удвоения ВВП» уходит на периферию дискуссии и, хотя официально и не отменена, явно перестает интересовать политическую элиту страны.
Завершился первый год реализации национальных проектов. Сформулированные В. Путиным осенью 2005 г., они стали стержнем социальной и бюджетной политики страны, в значительной мере аккумулируя бюджетные расходы и придавая экономической политике правительства социальный акцент. Теперь к четырем изначально предложенным проектам (здравоохранение, образование, сельское хозяйство и жилье) добавились проблемы преодоления демографического кризиса.
Нацпроекты стали отражением общей тенденции перехода к средне и долгосрочной политике. За последнее время отчетливо проявился спрос на программы развития всей страны, а также отдельных ее регионов и секторов экономики. Началась разработка десятилетней социально-экономической стратегии страны. Был подготовлен Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности, содержащий трехлетние ориентиры деятельности правительства; соответствующие доклады подготовлены министерствами и ведомствами. Впервые осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию, что является беспрецедентным в отечественной экономической истории: даже в условиях советской плановой экономики не удавалось вывести бюджетные проектировки за рамки одного года. Субъекты Федерации приступили к разработке долгосрочных (на 10–15 лет) стратегий и среднесрочных (на 3–5 лет) программ своего социально-экономического развития. Правительство периодически рассматривает стратегии развития отдельных производственных и инфраструктурных секторов.
На протяжении 2006 г. правительство продолжало активно работать над разработкой и практической реализацией «институтов развития». Особые экономические зоны, концессионные соглашения и Инвестиционный фонд стали фактом экономической жизни. Параллельно шла интенсивная работа над созданием правовых и организационных основ Государственной корпорации развития (или Банка развития), которая стала бы источником инвестиций для крупных проектов, поддерживаемых государством. По видимому, в 2007 г. эта работа будет завершена, и в России появится целостная система так называемых «институтов развития».
Отличительной особенностью 2006 г. явилось ускорение темпов экономического роста при позитивном воздействии факторов внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней социально политической стабильности. Повышение деловой активности опиралось на опережающий рост инвестиций относительно динамики конечного потребления и оказало наиболее существенное влияние на характер структурных сдвигов произведенного и использованного ВВП. При увеличении ВВП в 2006 г. на 6,7% фактическое конечное потребление домашних хозяйств выросло на 10,7% и инвестиций в основной капитал – на 13,5%
Фактором
устойчивого экономического развития
в последние годы являлось одновременное
расширение и внешнего, и внутреннего
рынка. Если динамика внешнего спроса
формировалась под влиянием благоприятной
ситуации на мировых рынках топливных
и сырьевых ресурсов, то расширение внутреннего
рынка определялось кумулятивным воздействием
факторов повышения деловой активности
отечественного бизнеса и систематического
роста платежеспособного спроса населения.
Рисунок 2.1 – Темпы прироста внутреннего и внешнего спроса за 2001–2006 гг., в % к соответствующему кварталу предыдущего года [14].
Соотношение внешнего и внутреннего спроса на протяжении 2001– 2006 гг. довольно существенно изменялось (рис. 2.1). В 2003–2006 гг. фиксировалось постепенное улучшение условий торговли России с зарубежными странами за счет как опережающего роста цен на вывозимые из страны товары, так и расширения спроса на основные российские товарные экспортные позиции. Однако при исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре с IV квартала 2003 г. наблюдалось замедление темпов роста экспорта по физическому объему, и именно с этого периода фиксировалось постепенное усиление влияния внутреннего спроса на динамику экономического развития. В 2005–2006 гг. замедление темпов роста внешнего спроса протекало в более острой форме и провоцировалось вялой динамикой физических объемов экспорта нефти и нефтепродуктов. Прирост внешнего спроса в 2005–2006 гг. в среднем составлял 6,7% против 12,1% 2003–2004 гг.
Совокупное влияние внутренних факторов, регулирующих уровень деловой активности, оказалось вполне достаточным, чтобы компенсировать ослабление воздействия внешнего спроса на темпы экономического роста. В 2006 г. прирост внутреннего спроса достиг 10,0% против 9,1% в 2005 г. и 7,7% в 2003 г. Вклад внутреннего спроса в прирост ВВП в 2006 г., по оценке, составил почти 78% и существенно превысил показатель наиболее благополучного 2000 г. Положительная динамика внутреннего спроса определялась как ростом объемов внутреннего производства, так и расширением масштабов импорта.
Поддержание
уровня потребления населения
С ускорением темпов отечественного производства в 2005–2006 гг. фиксируется изменение структуры источников формирования ресурсов внутреннего спроса. В совокупных ресурсах внутреннего рынка усилилась дифференциация товарных рынков по доле спроса на импорт.
Доминирующее
влияние на структуру импорта 2006
г. оказывали интенсивный рост физических
объемов ввоза инвестиционных товаров
и сдержанные темпы импорта товаров
промежуточного спроса. Доля импорта машин
и оборудования в общем объеме импорта
в 2006 г. повысилась до 48,1% против 44,0% в 2005
г. и 41,2% в 2004 г. В структуре оборота розничной
торговли доля импорта потребительских
товаров повысилась с 40% в 2000 г. до 45% в среднем
за 2005–2006 гг. При тенденции к замедлению
темпов роста отраслей потребительского
комплекса, инициированного перманентным
кризисом текстильного, швейного, обувного
производств, доля отечественных товаров
в ресурсах розничной торговли непродовольственного
рынка в 2006 г. снизилась до 44,3% против 45,7%
в 2005 г. и 51,6% в 2000 г. Динамика продовольственного
импорта сдерживалась достаточно сильными
конкурентными позициями российских производителей,
и доля импорта в объеме товарных ресурсов
продовольственных товаров в период 2002–2006
гг. стабилизировалась на уровне 34%.
Рисунок 2.2 – Изменение темпов роста импорта и отечественного производства товаров в 2001–2006 гг., в % к соответствующему кварталу предыдущего года [14].
Сравнительный анализ динамики ВВП по факторам показал, что наиболее остро на изменение объемов и динамики доходов от экспорта реагировала инвестиционная сфера. В 2003–2006 гг. растущие доходы экономики от внешнеэкономической деятельности, безусловно, стимулировали деловую активность. Темпы прироста ВВП в 2006 г. составили 6,7%, инвестиций в основной капитал – 13,5% против аналогичных показателей в среднем для 2001–2005 гг. соответственно на уровне 6,3 и 9,0%. Благоприятное сочетание факторов деловой активности отечественного бизнеса и конъюнктуры цен мирового рынка сырьевых ресурсов обусловило интенсивное наращивание масштабов валового сбережения.