Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель исследования курсовой состоит в изучении проблем утраты и восстановления потенциала российского государства, в определении ролей, которые играют различные экономические агенты в этих процессах.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
– определить основные теоретические подходы, используемые для анализа роли государства в процессе российских рыночных реформ в экономических исследованиях;
– выделить основные модели поведения государства в процессе строительства рынка;
– изложить историю процесса реформирования в категориях "консолидации государства" и становления его способности к регулированию, определить место государства в экономике России;
– выделить основные способы формирования "способности государства к регулированию", определить экономические функции государства;
– сопоставить основные модели поведения государства при описании рыночных реформ.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Теоретико-методологические аспекты государства в рыночной экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Сущность и основные функции цены в экономике государства . . . . .
1.2 Основные направления ценовой политики организации (предприятия).
1.3 Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Функции государственного регулирования. . . . . . . . . . . . . . . .
2.1 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2003 – 2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Анализ основных макроэкономических показателей России за 2007 – 2009 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Управление инфляцией: текущее состояние и прогноз. . . . . . . . . .
2.4 Государственная поддержка экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Неслучайно неотъемлемым свойством рыночной системы является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах [7].
В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.
В
рыночной экономике основным регулятором
экономических пропорций
1.2 Сущность экономической политики государства
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По
мере развития рыночного хозяйства
возникали и обострялись
Теоретически
понятие государственной
В
современных условиях государственное
регулирование экономики
Таким образом, экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы [8]. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.
Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами.
Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой движения макроэкономических показателей роста, возникновение экономического спада, уменьшение спроса и предложения, угасание предпринимательской активности. Соответственно, следует выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия) [9].
В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностей. Что позволяет наметить линию экономического поведения намного лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.
Экономическая
политика проводится государством посредством
использования находящего в его
распоряжении инструментария совокупности
рычагов воздействия на экономические
процессы и агентов хозяйственной деятельности.
Она реализуется через законы, президентские
указы, правительственные постановления
и другие нормативные акты, текущие оперативные
постановления и решения государственных
органов [10, с.43].
1.3 Цели и функции
Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики [11]:
– экономический цикл;
– секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;
– условия накопления капитала;
– занятость;
– денежное обращение;
– платёжный баланс;
– цены;
– НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
– условия конкуренции;
– социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
– подготовка и переподготовка кадров;
– окружающая среда;
– внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности [12].
Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов [6].
Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметнополитическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
Можно выделить две группы регулирующих функций государства [9]:
а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
б)
Функции перераспределения
Основные регулирующие функции государства состоят в следующем:
– стимулирование сбалансированного экономического роста;
– обеспечение занятости;
– регулирование цен;
– создание правовой основы;
– распределение ресурсов;
– обеспечение социальной защиты;
– регулирование рынка труда;
– сохранение и улучшение окружающей среды;
– региональная политика;
– реализация национальных интересов.
Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.
К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются [3]:
1.
Обеспечение нормальных