Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ роли государства в экономике: его необходимости, пределов, функций. В частности в рамках работы будут рассмотрены такие этапы, как эволюция роли представлений о вмешательстве государства в экономику, функции государства в экономике, методы его воздействия на экономику. Кроме того, будет проанализировано значение государственного регулирования как для экономически развитых стран, так и для стран с развивающейся экономикой. Важным этапом анализа также является рассмотрение границ вмешательства государства в экономику стран, а также последствия влияние мирового финансового кризиса на политику государств в экономической сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. .3

1. Экономическая роль государства: необходимость, возможность, цели, функции 5

1.2.Эволюция представлений о роли государства в экономике 5

1.2.Функции государства в экономике 9

2. Формы и методы государственного воздействия на экономику 12

2.1Административное воздействие государства на экономику 13

2.1Экономические способы воздействия государства на экономику 15

3 Значение государственного регулирования для экономического развития страны 19

3.1 Границы вмешательства государства в экономические процессы 19

3.2 Особенности государственного регулирования в современной российской экономике в условиях кризиса 22

Заключение ……………………………………………………………………………25

Список литературы:……………………………………………………………….…..

Работа содержит 1 файл

Роль гос-ва .doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Кроме того, важнейшей функцией бюджета  является увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг. «Бюджет выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости.

     И наконец, суть кредитно-денежного регулирования  состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, т.к. денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы  посредством кредитной эмиссии.

     Из  увеличения же денежной массы следует, что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования, т.е. процентная ставка снижается. Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно-денежной  политике как о едином целом.

     В этой политике важнейшее значение имеет  процентная ставка. Если она очень  высока, обращаться за кредитом невыгодно. Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки , не подчиняющиеся правительству.

     Тем не менее, у государственных органов  есть возможность воздействовать на данный процесс. Например, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк в состоянии уменьшить или увеличить количество денег, которые банки могут дать взаймы. Так, если в стране экономический спад, Центральный банк может снизить эту норму, тогда частные смогут увеличить выдачу займов. Предложение займов, значит, и цена их, возрастет, т. е. процентная ставка должна будет уменьшиться, что станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики.

     Если  же, напротив, в стране усиливается  инфляция, норма обязательных резервов увеличивается. А чем выше норма обязательных резервов, тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции.

     Есть  и другие способы воздействия  государства на частные банки. Иногда собственных вкладов банку не хватает, чтобы дать взаймы выгодным заемщикам. Тогда банки имеют право взять кредит Центрального банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может понизить или повысить процентную ставку по своим займам частным коммерческим банкам, и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.

     Таким образом, с помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика – кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций, либо дефляционная – кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций.

     В целом же экономические и административные методы взаимосвязаны, не смотря на то, что экономические методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения, а административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные  границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему.

     Тем не менее, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами,  государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

__________________

11 В.И. Кушлина. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник - под общей ред. М.: РАГС. – 2005. – 480 с.;

12 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: учебник   – М.: ИНФРА-М. – 2003. – с.355;

13 там же, с.356;

14 там же, с360;

3.Значение  государственного регулирования  для экономического

    развития  страны

    3.1 Границы  вмешательства государства в экономические процессы

 

    Границы вмешательства государства в  экономику определяются, прежде всего, областями, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

     «Во-первых, это правильная организация денежного обращения. Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования : национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций , охрана общественного порядка , вакцинация и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику. В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

     Полезным  для России может стать опыт государственного регулирования в экономически развитых странах. Все более важной функцией государства в таких странах становится его роль в выработке и реализации национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере.»15 В качестве  стратегических определяются следующие цели – всемерное развитие образования, усиление его влияния на экономический рост и уровень жизни населения, содействие ускоренному развитию НТП и прежде всего фундаментальной науки, обеспечение социальной функции государства через оптимизацию социальных программ в сфере пенсионного и медицинского страхования, выработка сбалансированной промышленной политики с целью достижения устойчивого развития.

     «При этом, принципиальным направлением является  повышение степени приоритетности в социальном бюджете государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. значение ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также здравоохранение. Например, государственное финансирование из фондов федерального правительства, а также штатных и местных властей системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) в США составляет более 80% общих расходов на эти цели.»16

     Развитию  высшего образования уделяется  особое внимание по двум основным причинам. Во-первых, оно все в большей степени способствует экономическому росту и росту производительности труда. Во-вторых, все более заметным становится значение высшего образования для повышения уровня доходов населения и жизненного уровня в целом. Так, у американцев, имеющих высшее образование, уровень доходов в среднем на 60% выше, чем у выпускников средней школы. В США поставлена общенациональная задача: сделать высшее образование таким же доступным, каким в настоящее время является среднее образование.»

     Роль  государства чрезвычайно велика и в других областях социально-экономической жизни – в экологии, внешнеэкономических связях и др.

     «Активное участие государства в организации  и осуществлении внешнеэкономической деятельности - характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии внешнеэкономической деятельности, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и заканчивая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.

     Продуманная государственная политика регулирования  ВЭД стала одним из главных  рычагов превращения внешнеэкономических  связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

     В практике государственного регулирования  ВЭД используется широкий арсенал  взаимно дополняющих методов  – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет  обеспечивать достижение поставленных целей.»17

     Развитию  внешне экономической деятельности способствует, в частности, крупнейшая в мире по своим масштабам, диверсифицированная  система государственного страхования торговли и инвестиций, надежно ограждающая интересы национальных операторов от различного рода рисков. Она включает общее страхование торговли, страхование валютных рисков, экспортных векселей, экспортных облигаций, авансовых платежей за импорт, зарубежных инвестиций, кредитов зарубежным предприятиям.

     Таким образом, макроэкономическое регулирование отнюдь не должно быть однозначно ориентировано на сведение роли государства к минимуму. Все зависит от конкретной ситуации в экономике. В условиях систематического недостатка совокупного спроса основным направлением является стимулирование государственных заказов, субсидирование личных доходов. При превышении национальных сбережений над капитальными инвестициями главными становятся налоговые и кредитные средства стимулирования вложений в основной капитал. При расстройстве банковской системы и рынков капитала акцент делается на создание государственных банков развития и индикативное планирование.

     Для Российских условий развития экономики  является оправданным установление следующих границ вмешательства государства в экономику, без которых эффективное действие самого рыночного механизма было бы поставлено под угрозу. Во-первых, предоставление государству жесткого контроля монопольных  рынков. Во-вторых, регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны и неэффективны, так как если  погублено озеро или лес, то никакие финансовые санкции их не воскресят. Необходимы административные меры: консервация части национальных ресурсов, исключающая их коммерческую эксплуатацию, выделение природоохранных зон, в которых недопустимы определенные виды производственной деятельности, прямое запрещение использования экологически вредных технологий. В-третьих, разработка экологических стандартов, гарантирующих населению экологически безопасную жизнь, национальных стандартов и других, а также контроль за их соблюдением. В-четвертых, определение и поддержание минимально допустимых параметров благосостояния населения – гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и т.п. В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом  капитала.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

____________________

15Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. – 2008.- № 2.- С. 3-14;

16 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник /. - М.: Юрайт_Издат, 2005. — 399 с.;

17 Кушлин В.  Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. – 2007. - №11.-С. 3-12;  

3.2 Особенности государственного регулирования в современной российской экономике в условиях кризиса 

     «Мировой  финансовый кризис 2008 года, продолжающийся до сих пор, проявился в 2008 году в  форме ухудшения основных экономических  показателей в большинстве стран, и последовавшей в конце того же года глобальной рецессии.

     Предшественником  финансового кризиса 2008 года был  ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме  снижения числа продаж домов и  в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.» 18

Информация о работе Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы