Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ роли государства в экономике: его необходимости, пределов, функций. В частности в рамках работы будут рассмотрены такие этапы, как эволюция роли представлений о вмешательстве государства в экономику, функции государства в экономике, методы его воздействия на экономику. Кроме того, будет проанализировано значение государственного регулирования как для экономически развитых стран, так и для стран с развивающейся экономикой. Важным этапом анализа также является рассмотрение границ вмешательства государства в экономику стран, а также последствия влияние мирового финансового кризиса на политику государств в экономической сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. .3

1. Экономическая роль государства: необходимость, возможность, цели, функции 5

1.2.Эволюция представлений о роли государства в экономике 5

1.2.Функции государства в экономике 9

2. Формы и методы государственного воздействия на экономику 12

2.1Административное воздействие государства на экономику 13

2.1Экономические способы воздействия государства на экономику 15

3 Значение государственного регулирования для экономического развития страны 19

3.1 Границы вмешательства государства в экономические процессы 19

3.2 Особенности государственного регулирования в современной российской экономике в условиях кризиса 22

Заключение ……………………………………………………………………………25

Список литературы:……………………………………………………………….…..

Работа содержит 1 файл

Роль гос-ва .doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей экономики 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории

на тему 
 
 

РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ, ФУНКЦИИ, ПРЕДЕЛЫ. 
 
 
 
 

                                                Выполнил:

                    студ. гр. ЭГ-091

      Искандярова Эльвира Ринатовна    Проверил:

      канд. экон. наук, доцент

      Коваленко Л.В.       
 
 

    Кемерово  2010

 
 

Содержание   

Введение………………………………………………………………………….. .3

1. Экономическая роль государства:  необходимость, возможность, цели,  функции 5

1.2.Эволюция представлений о роли государства в экономике 5

1.2.Функции государства в экономике 9

2. Формы и методы государственного воздействия на экономику 12

2.1Административное воздействие государства на экономику 13

2.1Экономические способы воздействия государства на экономику 15

3 Значение государственного регулирования для экономического развития страны 19

3.1 Границы вмешательства государства в экономические процессы 19

3.2 Особенности государственного регулирования в современной российской экономике в условиях кризиса 22

Заключение ……………………………………………………………………………25

Список литературы:……………………………………………………………….…..26 

Введение

     Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Также стоит серьёзная проблема - развитие своего рынка и расширение экономики.

       Однако, изучение экономической  роли государства – неотъемлемая  часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное хозяйство страны может развиваться без вмешательства государства.

       В настоящее время трудно представить  себе общество, где бы государство  ни осуществляло активную бюджетно-налоговую  политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем. Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы.

     Проблема  государственного вмешательства в экономику, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же  распределительная.

       В распределительной экономике  все проще: государство берет  на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. При преобладании административно-командных  методов регулирования  экономики, роль государства очевидна. Однако и в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать процессы, происходящие в экономике. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это имело место при административно-командной системе. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. Широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.

         Государство — это экономический институт, оно, выполняет определенные функции в экономике, выступает и как экономический агент.

     Выступая  как представитель общества в  целом, государство устанавливает  правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. Однако однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно.

   Целью данной курсовой работы является анализ роли государства в экономике: его необходимости, пределов, функций. В частности в рамках работы будут рассмотрены такие этапы, как эволюция роли представлений о вмешательстве государства в экономику, функции государства в экономике, методы его воздействия на экономику. Кроме того, будет проанализировано значение государственного регулирования как для экономически развитых стран, так и для стран с развивающейся экономикой. Важным этапом анализа также является рассмотрение границ вмешательства государства в экономику стран, а также последствия влияние мирового финансового кризиса на политику государств в экономической сфере.

    1.Экономическая роль государства: необходимость, возможности, цели и функции

    Эволюция  представлений о роли государства в экономике

 

   «Идея бесконтрольной экономики, сводящейся к тому, что рынки нужно предоставить самим себе, все больше уступает место теории государственного регулирования рыночной экономики. В последнее время доля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых стран постоянно увеличивается.

В целом, вмешиваясь в экономические процессы, государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов».

     Необходимость данного вмешательства обусловлено  рядом факторов:

«1) слабость (несовершенства) рынка - неспособность  рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом. Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества;

2) монополизация  рынка - ситуация, когда на кого-то  из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка;

3) невозможность  создания общественных благ на коммерческой основе. В ассортименте человеческих нужд есть такие, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, который утверждает: если потребляет один, то другой этого сделать уже не может. Такие блага, доступные одновременно для всех, называются общественными. Самый простой пример такого общественного блага - правовая система общества, т. е. законы и обеспечение их исполнения. Она призвана оберегать от произвола всех граждан страны, гарантировать равное соблюдение их интересов;

4) возникновение внешних эффектов. Внешние (побочные) эффекты - ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или которую можно получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага». 1

     Кроме того, осуществляя вмешательство в экономику, государство преследует собственные цели. «Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи неравнозначны по значению, масштабам воздействия и последствиям. Среди них можно выделить генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования. К объектам регулирования относят отдельные сектора и регионы, где возникают проблемы, не разрешимые по средствам рыночных регуляторов».

     Теперь, когда дана краткая характеристика необходимости вмешательства государства в экономику, перейдем к рассмотрению непосредственно эволюции взглядов экономистов различных школ на данный этап государственной деятельности.

     Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления. В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовала экономическая доктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. Одну из главных черт меркантилизма составляло отождествление богатства с золотом и серебром. Меркантилисты считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами, а одним из основных их источников они полагали внешнюю торговлю. Видя источник национального богатства во внешней торговле и прибыли от отчуждения, меркантилисты заботились об активном внешнеторговом балансе. Его осуществление, как и в целом, накопление денежных богатств, связывалось с активной деятельностью государства, которое системой административных мер и экономической политикой должно было способствовать притоку в страну золота и серебра. Для осуществления этой задачи меркантилисты выдвинули целую систему мероприятий, рекомендовавшихся королевской власти, которая должна была вмешиваться в экономическую жизнь, способствовать активной внешней торговле.

     «Наибольшего  развития меркантилизм достиг в Англии. Раннюю его стадию представлял Уильям Стаффорд. Развивая концепцию монетаризма, Стаффорд высказал тревогу по поводу отлива за границу денег. Задачу накопления денежных богатств он предлагал решать в основном административными мерами, требуя от государства запрещения вывоза монет, ввоза предметов роскоши, ограничения импорта ряда других товаров.»

       С расширением рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху своей деятельности. Поэтому пришедшие в конце    XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, негативно оценивавшего государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число поклонников.

     «Применительно  к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно  обосновал Адам Смит в труде «Исследование  о природе и причинах богатства народов». Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Однако одной из центральных в учении А. Смита стала идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование ее государством. Лучший вариант для государства – придерживаться политики Laisser faire (невмешательство государства). Поскольку главным координатором по А. Смиту, выступает рынок, рынку должна быть предоставлена полная свобода. Смит полагал, что:

- свободная  конкуренция стремиться  приравнивать  цены к издержкам производства, оптимизируя распределение ресурсов внутри этих отраслей;

-свободная  конкуренция на рынках факторов  производства стремится уравнивать  чистые преимущества этих факторов  во всех отраслях и тем самым  устанавливает оптимальное распределение  ресурсов между отраслями.»

     «Последователей А. Смита относят к так называемой классической школе. Они полагали, что, чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, т.е. тем лучше для экономики. Хотя классическая концепция и связана с именами А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Сэя, Д. Милля и других, она вовсе не является достоянием истории. Современные неоклассические концепции (монетаризм, теория рациональных ожиданий) выводятся именно из классических воззрений на рыночную экономику и во многом схожи с ней. Так, например, широкое распространение получил закон Сэя о реализации - закон сбыта. Сэй пришел к выводу, что в условиях рыночной экономики процесс реализации обеспечивается внутренними силами, самой экономической жизнью, соотношением факторов производства. Рыночные силы, по мнению Сэя, исключают возможность общего перепроизводства товаров, экономических кризисов. Это утверждение практически дублирует идеи, представленные Смитом.»

Информация о работе Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы