Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 12:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ роли государства в экономике: его необходимости, пределов, функций. В частности в рамках работы будут рассмотрены такие этапы, как эволюция роли представлений о вмешательстве государства в экономику, функции государства в экономике, методы его воздействия на экономику. Кроме того, будет проанализировано значение государственного регулирования как для экономически развитых стран, так и для стран с развивающейся экономикой. Важным этапом анализа также является рассмотрение границ вмешательства государства в экономику стран, а также последствия влияние мирового финансового кризиса на политику государств в экономической сфере.
Введение………………………………………………………………………….. .3
1. Экономическая роль государства: необходимость, возможность, цели, функции 5
1.2.Эволюция представлений о роли государства в экономике 5
1.2.Функции государства в экономике 9
2. Формы и методы государственного воздействия на экономику 12
2.1Административное воздействие государства на экономику 13
2.1Экономические способы воздействия государства на экономику 15
3 Значение государственного регулирования для экономического развития страны 19
3.1 Границы вмешательства государства в экономические процессы 19
3.2 Особенности государственного регулирования в современной российской экономике в условиях кризиса 22
Заключение ……………………………………………………………………………25
Список литературы:……………………………………………………………….…..
3. Государственное потребление - правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление. В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20-30% всех покупок.
4.
Государственный заказ
5.
Селективная финансовая
6.
Денежно-кредитное
7. Приватизация и национализация собственности - формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; обеспечить "демократизацию" собственности (посредством распределения части акций предприятий между их работниками); повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата.»6
Те
или иные формы государственного
регулирования осуществляются с
использованием различных методов, которые
обычно принято делить на административные
и экономические.
__________________
6Заставенко,
Райзберг "Государственные программы
и ры-
нок", Экономист, N 3, 1999 с 4-8.
«К административным методам государственного регулирования относятся методы разрешения, запрета и принуждения.»8
С
помощью разрешительных административных
методов государство
«Запретительные способы наиболее распространены в деле охраны окружающей среды и в использовании не воспроизводимых ресурсов. Например. государство вправе запретить производство тех продуктов, которые либо сами, либо их изготовление и продажа наносят вред обществу.»9 Оно также вправе запретить виды деятельности, которые нецелесообразны для общества.
«Административные методы принуждения особенно эффективны для регулирования деятельности монополий. Так, государство заставляет монополии ограничивать масштабы своего развития лишь до определенных пределов, принуждает всех предпринимателей исполнять нормы государственных правовых актов - трудовой и административный кодексы, законы о минимальной оплате труда, о продолжительности рабочей недели и т.д.»
В целом административные методы предусматривают: законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.).
Кроме того, административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.»10
«Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенции, субсидий.
Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия .
Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается.
Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования.
В
последнее время дотации
Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.
Субсидия - особая форма связи, финансовой и экономической, между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличие от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.»
Пожалуй,
одним из важнейших моментов в
области административного
«Антитрестовская политика представляет собой защиту и усиление конкуренции путём создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
- обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
-
определения структуры тарифов
на основе принципов
- стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
-
создания условий для развития
конкуренции, например, обеспечения
открытого равного доступа конкурентов
к информационным сетям.»
__________________
8 Николаева И.П. Экономическая теория: учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 420с.;
9 Там же. С. 421;
10Там же. С. 421
К
экономическим методам
Современные налоговые механизмы крайне разнообразны и регулируются специальными законами. Они позволяют перераспределять национальный доход наиболее эффективным образом.
Инструментарий налоговой политики включает: налоговые ставки, скидки на инвестиции («инвестиционный налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы и т.д.
Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную и политику автоматических стабилизаторов.
Дискреционная политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны.» 12 При этом государство учитывает такие факторы как зависимость между ростом государственных расходов и увеличением совокупного спроса, и увеличением суммы налогов при уменьшении личного располагаемого дохода домашних хозяйств.
«Второй вид фискальной политики - политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла.»13 Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.
В
фазе кризиса налоговые поступления
автоматически уменьшаются, и тем
самым сокращается сумма
Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной, или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволяет множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т.е. правительство закупает значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.»
Еще
одним направлением бюджетной политики
может быть увеличение или сокращение
государственных доходов
«Путем изменения уровня расходов и налогообложения правительство может регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не сопровождается уменьшением объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь если рестриктивная политика сочетается с жесткими ограничениями объема денежных средств, то это может вызвать экономический кризис.»14
Информация о работе Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы