Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 12:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ роли государства в экономике: его необходимости, пределов, функций. В частности в рамках работы будут рассмотрены такие этапы, как эволюция роли представлений о вмешательстве государства в экономику, функции государства в экономике, методы его воздействия на экономику. Кроме того, будет проанализировано значение государственного регулирования как для экономически развитых стран, так и для стран с развивающейся экономикой. Важным этапом анализа также является рассмотрение границ вмешательства государства в экономику стран, а также последствия влияние мирового финансового кризиса на политику государств в экономической сфере.
Введение………………………………………………………………………….. .3
1. Экономическая роль государства: необходимость, возможность, цели, функции 5
1.2.Эволюция представлений о роли государства в экономике 5
1.2.Функции государства в экономике 9
2. Формы и методы государственного воздействия на экономику 12
2.1Административное воздействие государства на экономику 13
2.1Экономические способы воздействия государства на экономику 15
3 Значение государственного регулирования для экономического развития страны 19
3.1 Границы вмешательства государства в экономические процессы 19
3.2 Особенности государственного регулирования в современной российской экономике в условиях кризиса 22
Заключение ……………………………………………………………………………25
Список литературы:……………………………………………………………….…..
«Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних десятилетий, предшествовал, период, в который было теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы.»
Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в 1936 г. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. Кейнс придерживался мнения, что государство должно оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению, частично путем системы налогов, частично фиксированием нормы процента и другими способами. Кстати, именно налоги он считал инструментов распределения национального дохода и выступал за их повышение в целях изъятия сбережений для увеличения государственных инвестиций.
Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. «В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории - макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит целям этого анализа. За прошедший период в сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующие воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских идей.»
«Его идеи послужили толчком к развитию многих интересных идей. Так, например, американские кейнсианцы предлагали ограничивать государственные расходы в периоды подъёма экономики, а в периоды кризисов - компенсировать сокращение частных расходов увеличением государственных, не останавливаясь перед бюджетным дефицитом. Они назвали госбюджет "встроенным стабилизатором", призванным автоматически реагировать на циклические колебания и смягчать их. К "встроенным стабилизаторам' относятся также подоходный налог, выплаты по социальному страхованию пособия по безработице и др.»
В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний.
Начиная со второй половины 70-х годов активно стало обсуждаться негативное влияние этой политики на производство (предложение). Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновалась идея, заключавшаяся в том, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка.» 2 Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики.
В
настоящее время большинство
экономистов придерживаются мнения
о необходимости
__________________
1 Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц. — М.: Омега-Л. - 2006. — с.473;
2 Экономическая теория: учебник / Сажина М.А., Чибриков Г.Г. – М.: Норма, 2007. – 603-604с.
Разные
экономисты выделяют различные функции,
присущие государству при регулировании
экономических процессов в
-
перераспределение дохода и
-
ограничение действия
Однако существуют и другие классификации. Так, например, Кушлин В.И. выделяет достаточно широкий ряд функций:
-
«правовое обеспечение
-организация
денежного обращения,
-фискальная
политика и регулирование
-перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности и устойчивости). В частности государство обязано позаботиться, чтобы было обеспечено разумное соотношение личных доходов предпринимателей и наемных рабочих. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями лиц в обществе возникают острые социальные противоречия;
-производство
так называемых общественных
товаров и услуг, которые
-
минимизация трансакционных
- антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса;
-
оптимизация влияния
-поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее;
-проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей конкретным интересам страны в целом и населения ее территорий;
-реализация
национальных интересов в
«Конкретизация
функций государства
Интересным является выделение государственных функций в странах с переходной экономикой в отдельную классификацию. Так, например, «Кушлин В.И. предлагает сгруппировать функции государства в таких странах, к которой он кстати причисляет и Россию, в три группы - системоформирующие, утверждающие и системовоспроизводящие.» 5 Другими словами, они решают задачи создания, утверждения и воспроизводства в стране рыночной системы.
Для
полноты объема раскрытия вопроса
функций государства в
Современные
государства имеют
Исходя
из этого, можно говорить о следующих
принципах распределения
Функция распределения, заключающаяся в выделении государственных ресурсов для компенсации провалов рынка - организации производства общественных благ, регулирования внешних эффектов и др., также свойственна различным уровням власти - и центральному, и региональному. Центральные власти должны обеспечивать производство тех благ, которые значимы для общества в целом (например, национальная оборона, единая энергетическая и транспортная система, общенациональный средства массовой информации). На региональном и местном уровне должны производиться локальные блага, относящиеся только к данной территории, с учетом потребностей и предпочтений местного населения.
Определять
наиболее эффективные формы
Наконец,
стабилизационная функция, заключающаяся
в поддержании устойчивости основных
параметров экономики (объема производства,
занятости, инвестиций, денежной массы,
курса национальной валюты и др.) за счет
государственных ресурсов, относится
к полномочиям центральных органов власти.
Регулировать стабильность денежного
обращения можно только на общенациональном
уровне, поскольку денежная система едина
для страны в целом. Рынки товаров, услуг,
факторов производства также выходят
за пределы отдельных регионов. Политика
в сфере национальной безопасности и международных
отношений может проводиться только на
уровне центра. Наконец, важным фактором
устойчивого развития страны является
поддержание нормальных экономических
связей между ее регионами, преодоление
регионального сепаратизма, что также
относится к компетенции центральных
властей.»
__________________
3 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник – М.: Норма, 2007. – 672с.
4 В.И. Кушлина. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общей ред..- М.: РАГС. – 2005. – 53-54с.;
5 Там же с.54
Формы госрегулирования экономики, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики:
«1.
Государственное
2.
Бюджетное регулирование.
Информация о работе Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы