Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ роли государства в экономике: его необходимости, пределов, функций. В частности в рамках работы будут рассмотрены такие этапы, как эволюция роли представлений о вмешательстве государства в экономику, функции государства в экономике, методы его воздействия на экономику. Кроме того, будет проанализировано значение государственного регулирования как для экономически развитых стран, так и для стран с развивающейся экономикой. Важным этапом анализа также является рассмотрение границ вмешательства государства в экономику стран, а также последствия влияние мирового финансового кризиса на политику государств в экономической сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. .3

1. Экономическая роль государства: необходимость, возможность, цели, функции 5

1.2.Эволюция представлений о роли государства в экономике 5

1.2.Функции государства в экономике 9

2. Формы и методы государственного воздействия на экономику 12

2.1Административное воздействие государства на экономику 13

2.1Экономические способы воздействия государства на экономику 15

3 Значение государственного регулирования для экономического развития страны 19

3.1 Границы вмешательства государства в экономические процессы 19

3.2 Особенности государственного регулирования в современной российской экономике в условиях кризиса 22

Заключение ……………………………………………………………………………25

Список литературы:……………………………………………………………….…..

Работа содержит 1 файл

Роль гос-ва .doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     «Возврату интереса к классическим концепциям, характерному для последних десятилетий, предшествовал, период, в который было теоретически осознано и практически подтверждено, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование капиталистической системы.»

      Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в 1936 г. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. Кейнс придерживался мнения, что государство должно оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению, частично путем системы налогов, частично фиксированием нормы процента и другими способами. Кстати, именно налоги он считал инструментов распределения национального дохода и  выступал за их повышение в целях изъятия сбережений для увеличения государственных инвестиций.

     Влияние кейнсианских идей на экономическую  мысль и экономическую практику трудно переоценить. «В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории - макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит целям этого анализа. За прошедший период в сфере макроанализа выдвинуто немало новых теорий, в том числе и критикующие воззрения Кейнса. Немало, впрочем, и тех, которые лежат в русле кейнсианских идей.»

     «Его  идеи послужили толчком к развитию многих интересных идей. Так, например, американские кейнсианцы предлагали ограничивать государственные расходы в периоды подъёма экономики, а в периоды кризисов - компенсировать сокращение частных расходов увеличением государственных, не останавливаясь перед бюджетным дефицитом. Они назвали госбюджет "встроенным стабилизатором", призванным автоматически реагировать на циклические колебания и смягчать их. К "встроенным стабилизаторам' относятся также подоходный налог, выплаты по социальному страхованию пособия по безработице и др.»

     В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Дж. Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний.

     Начиная со второй половины 70-х годов активно  стало обсуждаться негативное влияние этой политики на производство (предложение). Новые практические рекомендации были выдвинуты сторонниками монетаризма и теории предложения. В них обосновалась идея, заключавшаяся в том, что и на макроэкономическом уровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискально-бюджетную политику, сколько его забота о создании финансовых условий для нормального функционирования рынка.» 2    Иначе говоря, предлагались меры косвенного воздействия на основе разумной денежно-кредитной политики.

     В настоящее время большинство  экономистов придерживаются мнения о необходимости государственного вмешательства в экономику. Однако они выступает за косвенный характер государственной политики в этой области, основанной скорее на экономических методах, нежели чем на прямых административных. Но прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно форм осуществления государственного вмешательства в экономику, рассмотрим какие функции при этом осуществляет государство.  
 
 
 

__________________

1 Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц. — М.: Омега-Л. - 2006. — с.473;

2 Экономическая теория: учебник / Сажина М.А., Чибриков Г.Г. – М.: Норма, 2007. – 603-604с.

    Функции государства в экономике

      Разные  экономисты выделяют различные функции, присущие государству при регулировании  экономических процессов в стране. «Среди основополагающих функций государства в экономической сфере можно выделить следующие:- поддержка функционирования рыночной системы обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство;

     - перераспределение дохода и богатства,  корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции;

     - ограничение действия некоторых  элементов рыночного механизма.»3 Ограничения могут применяться в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, национальной обороне, транспортной системе обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжении и т.д. Также ограничения применяются в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и медицинского обслуживания.

     Однако  существуют и другие классификации. Так, например, Кушлин В.И. выделяет достаточно широкий ряд функций:

     - «правовое обеспечение экономической  деятельности. Одна из важных функций государства в этой области - поддержка права собственности;

     -организация  денежного обращения, регулирование  массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений;

     -фискальная  политика и регулирование бюджетного  сектора;

     -перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности и устойчивости). В частности государство обязано позаботиться, чтобы было обеспечено разумное соотношение личных доходов предпринимателей и наемных рабочих. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями лиц в обществе возникают острые социальные противоречия;

     -производство  так называемых общественных  товаров и услуг, которые призваны  удовлетворять коллективные потребности.  Таковой является продукция оборонного  назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу функций можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры;

     - минимизация трансакционных издержек, т.е. издержки эксплуатации экономической системы;

     - антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса;

     - оптимизация влияния экстерналий  - некие внешние эффекты, которые  не выражаются в денежной форме  и рынок на них в целом  не реагирует. Это, например, загрязнение окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государство может активно стимулировать. Это может касаться случае распространения целевых благотворительных программ не только на тех, для кого они непосредственно предназначаются, а на общество в целом;

     -поддержка  оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее;

     -проведение  региональной экономической и  социальной политики, отвечающей конкретным интересам страны в целом и населения ее территорий;

     -реализация  национальных интересов в мировой  экономике. Поддержка конкурентной способности отечественной экономики» 4

     «Конкретизация  функций государства осуществляется каждой страной в зависимости от национальных особенностей, этапа ее развития и в соответствии с выбранной политикой.»

     Интересным  является выделение государственных функций в странах с переходной экономикой в отдельную классификацию. Так, например, «Кушлин В.И. предлагает сгруппировать функции государства в таких странах, к которой он кстати причисляет и Россию, в три группы - системоформирующие,  утверждающие и системовоспроизводящие.» 5  Другими словами, они решают задачи создания, утверждения и воспроизводства в стране рыночной системы.

     Для полноты объема раскрытия вопроса  функций государства в экономике, приведем классификацию распределения данных функций по уровням государственного управления.

     Современные государства имеют многоуровневую структуру. В мировой практике наиболее распространена трехуровневая структура  государственного управления, включающая федеральный, региональный и местный  уровни. Как правило, на всех уровнях формируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти.

     Исходя  из этого, можно говорить о следующих  принципах распределения экономических  функций по уровням государственного управления. «Правовая функция реализуется на всех уровнях, хотя и имеет свою специфику. Законы и другие нормативные акты, принимаемые центральной властью, действуют на всей территории страны и имеют приоритет перед региональными и местными. Региональные и местные органы власти могут принимать свои законы, которые действуют только на соответствующей территории. Нормативные документы нижестоящих уровней власти не должны противоречить общенациональному законодательству, это является важнейшим принципом целостности государства.

     Функция распределения, заключающаяся в  выделении государственных ресурсов для компенсации провалов рынка - организации производства общественных благ, регулирования внешних эффектов и др., также свойственна различным уровням власти - и центральному, и региональному. Центральные власти должны обеспечивать производство тех благ, которые значимы для общества в целом (например, национальная оборона, единая энергетическая и транспортная система, общенациональный средства массовой информации). На региональном и местном уровне должны производиться локальные блага, относящиеся только к данной территории, с учетом потребностей и предпочтений местного населения.

     Определять  наиболее эффективные формы перераспределения  доходов, вести учет получателей трансфертов и оценить возникающие побочные эффекты можно только обладая очень детальной информацией. Поэтому большую часть перераспределительных программ целесообразно осуществлять на местном уровне, где легче наладить контроль за доходами граждан и учет контингента нуждающихся. С другой стороны, эта функция частично реализуется и на общенациональном уровне - например, в форме перераспределения доходов между регионами с использованием системы межбюджетных отношений.

     Наконец, стабилизационная функция, заключающаяся  в поддержании устойчивости основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов, относится к полномочиям центральных органов власти. Регулировать стабильность денежного обращения можно только на общенациональном уровне, поскольку денежная система едина для страны в целом. Рынки товаров, услуг, факторов производства также выходят за пределы отдельных регионов. Политика в сфере национальной безопасности и международных отношений может проводиться только на уровне центра. Наконец, важным фактором устойчивого развития страны является поддержание нормальных экономических связей между ее регионами, преодоление регионального сепаратизма, что также относится к компетенции центральных властей.» 
 
 
 
 
 
 
 

__________________

3 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник – М.: Норма, 2007. – 672с.

4 В.И. Кушлина.  Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общей ред..- М.: РАГС. – 2005. – 53-54с.;

5 Там же с.54

2. Формы  государственного воздействия на  экономику

 

     Формы госрегулирования экономики, различающиеся  по объектам, целям, характеру управленческого  воздействия, используемому инструментарию. Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики:

     «1. Государственное прогнозирование  и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных программ. Их можно классифицировать по: 1) степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства; 2) степени охвата экономики-страны.

     2. Бюджетное регулирование. Посредством  бюджетного и налогового регулирования обеспечивается государственное потребление, селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предпринимательских структур, социальных групп.

Информация о работе Роль государства в экономике: необходимость, функции, пределы