Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 06:39, курсовая работа
Цели работы:
- определить понятия «риск» и «неопределенность»;
- показать отношение потребителя к риску;
- выяснить, как оно влияет на поведение потребителя.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..3
Глава 1. Неопределенность и риск в рыночной экономике…..…….……..4
1.1 Понятие неопределенности……………………………………….……..4
1.2 Сущность и классификация риска……………………………….….…..8
1.3 Отношение к риску……………………………………………….….…..11
Глава 2. Влияние факторов на выбор потребителей….……….………......14
2.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение……..14
2.2 Роль информации в потребительском выборе………………….……...18
Глава 3. Поведение в условиях риска и неопределенности………….…..21
3.1 Методы управления риском…………………………………………….21
3.2 Принятие решений в условиях риска и неопределенности…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Неопределенность и риск в рыночной экономике…..…….……..4
1.1 Понятие неопределенности……………………………………
1.2 Сущность и классификация риска……………………………….….…..8
1.3 Отношение к риску……………………………………………….….…..
Глава 2. Влияние факторов на выбор потребителей….……….………......14
2.1 Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение……..14
2.2 Роль информации в потребительском выборе………………….……...18
Глава 3. Поведение в условиях риска и неопределенности………….…..21
3.1 Методы управления риском…………………………………………….21
3.2 Принятие решений в условиях риска и неопределенности…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В повседневной жизни людям приходится принимать множество решений, ориентируясь на наилучшее соотношение затрат и результатов. При этом достаточно часто возникают ситуации, когда предстоящие затраты или же результаты не могут быть спрогнозированы абсолютно точно, т. е. приходится действовать в условиях неопределенности, рисковать.
В данной курсовой работе анализируются проблемы, с которыми сталкивается потребитель, выбирая тот или иной товар. Перед каждым потребителей стоит три главных вопроса: 1. Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег для осуществления покупки?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи, чтобы ответить на второй – исследовать цену, чтобы решить третий – определить доход потребителя.
Актуальность изучения данной темы объясняется тем, что экономика нашей страны находится в кризисном состоянии и совершая практически любое действие, потребитель подвергает себя риску.
Впервые проблема неопределенности была систематически исследована Френком Найтом в 20-е годы XX века в монографии «Риск, неопределенность и прибыль», где он разграничил понятия неопределенность и риск.
1. Неопределенность и риск в рыночной экономике
1.1 Понятие неопределенности
Вся история человечества – это борьба с «неопределенностью»: неполнотой и неточностью информации об условиях реализации принимаемых решений. Чрезвычайно мала вероятность точно определить реальные затраты при любой покупке.
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о предпосылках, условиях или последствиях реализации проекта, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность может проявляться различным образом. Так, неопределенность, связанная с возможностью возникновения неблагоприятных последствий, характеризуется понятием риска. В некотором смысле можно рассматривать в качестве неопределенности частного вида и такой фактор, как многовариантность и многокритериальность в принятии решений.
Причины возникновения неопределенности можно объединить в несколько основных групп:[1]
- недетерминированность процессов, проходящих в обществе в целом, и в экономической жизни, в частности. При этом недетерминированность является следствием отсутствия возможности полного их предсказания и прогнозирования;
- отсутствие полной информации при планировании поведения рыночного субъекта либо её субъективный анализ;
- влияние субъективных факторов на результаты проводимых анализов (уровень квалификации работников, проходящих анализ;
- величина временного пространства анализируемого периода и т.п.).
В условиях неопределенности субъект может приступить к действию, отсрочить действие, либо вообще отказаться от его реализации.
Вместе с тем неопределенность, конечно, не исключает наличие факторов, которые могут быть особым, целевым образом классифицированы.
В зависимости от сферы проявления, например, классификация по видам неопределенности может выглядеть следующим образом.
Техническая (технологическая) неопределенность связана с надежностью оборудования, предсказуемостью производственных процессов и технологий, уровнем автоматизации, объемом производства и т. д.
Социальная неопределенность. Отражает социальную напряженность в обществе и обусловлена: стремлением людей создавать социальные связи, оказывать друг другу взаимопомощь; ролью, которую они играют в обществе; существующими и возможными конфликтами, традициями и т.д. Предельным случаем социальной неопределенности является личностная неопределенность, которая связана с лицом, принимающим решение (ЛПР) и обусловлена так называемым человеческим фактором.
Политическая неопределенность вызывается факторами, оказывающими влияние на политическую ситуацию в государстве, регионе, муниципалитете, такими как: выборы различных уровней, изменения в политической ситуации, политическое давление и т.д.
Экологическую неопределенность составляют такие факторы, как загрязненность окружающей среды; радиационная обстановка; техногенные факторы; международные экологические программы; движение «зеленых».
Общеэкономическая неопределенность подразделяется на внешне- и внутриэкономические факторы и связана с их изменениями в государстве, регионе, муниципалитете, состоянием жизненно важных сфер экономики. Сюда входят: государственная, бюджетная, экономическая, финансовая, инвестиционная политика; цикличность развития рыночной экономики и фазы экономических циклов; государственное регулирование экономики и т.д.
Законодательно-правовая неопределенность связана с изменением действующего законодательства, противоречивостью, неполнотой, незавершенностью, неадекватностью в отношении стоящих перед страной проблем законодательно-правовой базы; зависимостью судопроизводства и арбитража и т.д.
Природно-климатическая неопределенность обусловлена природно-климатическими факторами, оказывающими влияние на реализацию проекта и на деятельность фирмы в целом на уровне государства, региона, муниципалитета.
Криминальная неопределенность диктуется криминогенной ситуацией в государстве, регионе, районе, муниципалитете.
В зависимости от частоты и условий проявления различают:
- «спекулятивную» (многократную) неопределенность. Она подразумевает в количественном отношении возможность только негативного отклонения конечного результата от ожидаемого значения как в меньшую, так и в большую сторону. Может проявляться неоднократно в течение деятельности субъекта;
- «чистую» (однократную) неопределенность. Она подразумевает в количественном отношении возможность только негативного отклонения конечного результата от ожидаемого значения. Проявляется однократно, и её проявление в случае выбора неправильного альтернативного управленческого решения означает прекращение деятельности субъекта;
- условная неопределенность. Её проявление обусловлено каким-либо событием;
- перманентная (постоянная) неопределенность;
- ограниченная по времени неопределенность.
В зависимости от источников возникновения и степени управляемости выделяют:
- внешнюю неопределенность, которая относится к неуправляемым факторам. Связана с изменениями в законодательстве; налогообложением, реакцией рынка на выпускаемые продукты и услуги. Обусловлена сменой стадий экономического цикла развития рыночной экономики государства;
- внутреннюю неопределенность, которая относится к управляемым факторам. Связана с компетенцией и квалификацией персонала фирмы; усилением конкуренции в отдельном сегменте рынка, потенциала фирмы в целом и др.
В зависимости от причин возникновения неопределенности выделяют три основных группы факторов.
Первая группа – незнание или неполное знание информации, сведений об окружающем нововведении внешней экономической среды, связанных с её нестабильностью и, как следствие, о будущем событии или ожидаемом результате предполагаемых или предпринимаемых действий, необходимых для принятия решений.
Вторая группа – случайность, т.е. будущее событие, которое в сходных условиях происходит неодинаково.
Третья группа – противодействие. Факторы, обусловленные действиями конкурентов.
1.2 Сущность и классификация риска
В настоящее время существует множество определений категории риск, раскрывающих её сущность с позиции различных наук. По-разному трактуется риск и в экономических науках, например, в экономической теории риск принято рассматривать как отрицательный фактор, который может быть объектом свободной купли-продажи.
Деятельность субъектов хозяйства на самых различных её этапах и в самых различных сферах всегда сопряжена с неопределенностью. Наличие неопределенности в деятельности хозяйствующих субъектов, или, другими словами, вероятностного характера в прохождении событий, связанных с функционированием всех элементов рынка обусловливает возникновение рисков, без учета которых невозможно эффективное развитие фирмы.
Риск – это всепроникающий феномен, то, что присуще всем рыночным субъектам. Его основные характеристики сводятся к тому, что:
- риск присутствует всегда на всех этапах деятельности хозяйственных субъектов вне зависимости от сферы их функционирования, при этом отличие может состоять только лишь в его степени;
- полное устранение риска невозможно в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера (например, отсутствие полной информации, постоянное развитие как непосредственно конкретного рынка, так и экономики страны в целом и т.п.).[2]
Риск – это возможная опасность. В экономической теории под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери рыночным субъектом части доходов в результате осуществления определенной производственной или финансовой деятельности. Такое понимание сущности риска, не является достаточно полным и должно быть дополнено тем, что риск представляет характеристику деятельности любого рыночного субъекта, что является следствием неопределенности в его внутренней и внешней среде, и при его реализации для данного субъекта наступают неблагоприятные последствия. Такое понимание сущности риска является пониманием в широком смысле слова, т.е. любой рыночный субъект, будь-то независимый индивидуум или предприятие, вынуждены работать в условиях риска.
Существующие риски разнообразны и их можно подразделить на множество групп, т.е. классифицировать по различным признакам.
В зависимости от объекта негативных воздействий можно выделить следующие виды риска: индивидуальный; социальный; технический; предпринимательский; стратегический; экологический.
Источником риска являются различные опасности. Соответственно по источнику воздействия различают риски: природные, техногенные, социальные, политические, экономические.
По месту положению источника опасности относительно объекта различают риски внешние и внутренние.
По механизму возникновения различают риски:
- связанные с неблагоприятными условиями жизнедеятельности;
- обусловленные опасными явлениями в природной, техногенной, социальной и деловой среде;
- обусловленные негативными тенденциями развития, приводящими к кризисам;
- связанные с принятием решений в условиях неопределенности.
По степени влияния на жизнедеятельность человека, жизнеспособность организации различают следующие виды рисков:
- пренебрежимый (влияние незначимо);
- приемлемый (влияние значимо);
- чрезмерный ( влияние катастрофично).
По возможности страхования риски подразделяют на две группы:
- страхуемые, которые могут быть переданы соответствующим страховым организациям;
- не страхуемые, по которым отсутствует предложение соответствующих стразовых продуктов на страховом рынке.
Возможна классификация рисков и по другим признакам[3]: цели (мотивированный и немотивированный); результату (оправданный и неоправданный), соответствию реальности (действительный и мнимый).
Деятельность всех хозяйственных субъектов сопряжена с наличием риска. Это определяется самим существованием и развитием хозяйственного процесса. Присутствие риска как обязательного атрибута экономического процесса является объективным экономическим законом. В условиях рыночной экономики невозможно управлять предприятием без учета влияния риска, а для эффективного управления важно не только знать о его присутствии, но правильно идентифицировать конкретный риск.
1.3 Отношение к риску
Людям свойственно различное отношение к риску. В экономической теории принято выделять: а) нейтральных к риску; б) склонных к риску; в) испытывающих антипатию к риску, или противников риска.
Нейтральным к риску считается человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и рисковым результатом. Для человека, нейтрального к риску, важна средняя прибыль. Поскольку она будет равна нулю (отклонения взаимно погашаются), то такая игра не вызовет у него интереса. Нейтральность к риску может быть интерпретирована как луч, выходящий из начала координат (Рис. 1). Равномерное увеличение дохода вызывает и линейный рост общей полезности.
Информация о работе Риск и неопределенность в рыночной эконоимке