Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:35, курсовая работа
Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. Сейчас в Российской Федерации активно функционируют такие биржи, как ММВБ, РТС1 и РТС2, Санкт-Петербургская Фондовая и Валютная биржа, а также Сибирская, Уральская, Ростовская, Самарская, Нижегородская биржи… Как видно фондовый рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики, вследствие чего появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.
Введение 3
1 Сущность, структура и организация рынка ценных бумаг России 4
1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков 4
1.2 Общая характеристика и структура рынка 6
1.3 Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем 9
2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ 13
2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг 13
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 15
2.4 Проблемы современного РЦБ России 25
3 Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития 28
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг 28
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России 29
Заключение 35
Список использованных источников 36
Начиная с 1996 г. основным ор-ганом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, являлась Федераль-ная комиссия по рынку ценных бу-маг (ФКЦБ России). На самом деле регулирующие и надзорные функ-ции за фондовым рынком и его уча-стниками были распределены меж-ду целым рядом различных минис-терств и ведомств. Помимо ФКЦБ, контролирующие функции выполня-ли Банк России (кредитные органи-зации), Минфин (страховые органи-зации и отдельные профессиональ-ные участники рынка ценных бу-маг), Минтруда (негосударственные пенсионные фонды, отдельные уча-стники рынка ценных бумаг) и дру-гие. Схема существовавшей до не-давнего времени системы органов государственного регулирования фондового рынка и финансового рынка в целом представлена на ри-сунке.
Подобная сложная и запутанная структура приводила к тому, что функции различных министерств и ведомств по регулированию и надзо-ру за фондовым рынком пересека-лись и дублировались, что нередко становилось причиной конфликтов между различными регулирующими органами. Достаточно вспомнить имевшие в свое время место кон-фликты между ФКЦБ России и Бан-ком России из-за контроля деятель-ности кредитных организаций в ка-честве профессиональных участни-ков рынка ценных бумаг или недавний конфликт между ФКЦБ России и МАП России по поводу ре-гулирования рынка срочных инстру-ментов. Вполне очевидно, что такая ситуация не способствовала повы-шению эффективности системы го-сударственного регулирования рос-сийского фондового рынка и стала тормозом развития этого важней-шего сектора экономики страны.
Не содействовала развитию фон-дового рынка и его нормативно-пра-вовая база. Дело в том, что подготов-ленное еще в начале 1990-х годов базовое законодательство до сих пор существует в форме общих, «ра-мочных» законов, а большинство аспектов деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на ос-нове многочисленных ведомствен-ных нормативных актов, которые, как показывает практика, нередко противоречат друг другу. Так, напри-мер, нормативные акты, контролиру-ющие размещение средств инвести-ционных фондов, средств паевых фондов и резервов страховых ком-паний, значительно различаются, хотя по идее должны были бы совпа-дать. В подобных условиях затрудне-но создание сложных, комплексных финансовых продуктов, поскольку участник финансового рынка должен одновременно соответствовать тре-бованиям различных регуляторов, а финансовые инструменты из одного сектора финансового рынка могут разрешаться или не разрешаться к использованию регулятором другого сектора. Такая ситуация служит объ-ективной причиной для проведения реформы государственного регули-рования рынка ценных бумаг.
Как показывает мировой опыт, один из наиболее радикальных пу-тей реформирования системы госу-дарственного регулирования рын-ков -- не только фондовых, но и фи-нансовых -- создание так называе-мого мегарегулятора финансового рынка, представляющего собой единый государственный орган по упорядочению различных сегмен-тов финансового рынка. По такому пути в свое время пошли Норвегия (1986), Канада (1987), Дания (1988), Швеция (1991), Великобритания (1997), Япония (1998), Корея (1998), Австралия (1998), Исландия (1999), Южная Африка (1990), Венгрия (1996), Сингапур и др. По сути, мега-регулятор создан и в Швейцарии. В то же время следует отметить, что, например, США, которые, по всеоб-щему признанию, обладают наибо-лее развитым фондовым рынком, выбрали иное направление рефор-мирования системы государственного регулирования своего рынка. США пошли по пути развития прин-ципа функционального управления финансовыми рынками, сохранив несколько регулирующих органов. При этом в соответствии с принятым во второй половине 1999 г. законом «О модернизации финансового законодательства» лицензирование и контроль за кредитными организа-циями, действующими на фондовом рынке США, были переданы в веде-ние SEC. Обзор международной практики создания мегарегуляторов на финансовых рынках пред-ставлен в таблице.
Надо сказать, что идея создания мегарегулятора не нова и для Рос-сии. Впервые она была озвучена компанией Cadogan Financial еще в конце 1999 г. Среди причин, вы-звавших необходимость создания подобного суперведомства, называ-лись неравномерность, фрагментар-ность и непоследовательность нор-мативно-правовой базы; незначи-тельный размер рынков капитала; недостаточная независимость орга-нов регулирования; низкая оплата труда и недостаток ресурсов, харак-терные для большинства органов ре-гулирования; отсутствие четкой карьерно-иерархической структуры. Cadogan Financial предлагала в рам-ках проекта программы технической помощи создать единый мегарегулятор. Основным реципиентом должна была стать ФКЦБ России, что пред-полагало формирование мегарегулятора на базе Комиссии. О необхо-димости концентрации функций по регулированию фондового рынка речь шла и в программном докумен-те «Концептуальные основы разви-тия рынка ценных бумаг в России», подготовленном Национальной ас-социацией участников фондового рынка (НАУФОР) в 1999 г.1 Однако по целому ряду объективных и субъек-тивных причин эта идея не получила дальнейшего развития.
Действительно реальные шаги по созданию мегарегулятора фи-нансового рынка в России были сделаны только в начале марта 2004 г. в рамках радикальной ад-министративной реформы, начало которой было положено указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре феде-ральных органов исполнительной власти» (далее - Указ № 314). Дан-ным документом была ликвидиро-вана ФКЦБ России, а все ее функции были переданы новому госу-дарственному органу - Федераль-ной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Кроме того, новому регуля-тору российского финансового рын-ка были переданы некоторые на-правления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Минфина к ФСФР пе-решел контроль и надзор за форми-рованием и инвестированием пенси-онных накоплений, а от упразднен-ного Министерства по антимоно-польной политике -- контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударст-венными пенсионными фондами.
Окончательно структура и статус нового регулятора российского фи-нансового рынка были установлены в постановлении Правительства РФ № 206 от 9 апреля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы по финансо-вым рынкам» (далее - Постановле-ние № 206), принятым в развитие Указа № 314. Согласно данному по-становлению ФСФР -- федеральный орган исполнительной власти, осу-ществляющий функции по контролю и надзору на финансовых рынках, находящийся в ведении Правитель-ства РФ и подчиняющийся непосред-ственно премьер-министру страны. При этом ФСФР имеет следующие функции:
осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бу-маг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрацию проспектов ценных бумаг;
обеспечивает раскрытие инфор-мации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;
осуществляет в рамках установ-ленных федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами России функции контроля и
надзора в отношении эмитентов,
профессиональных участников рын-ка ценных
бумаг и их саморегулируе-мых
организаций, акционерных инвестиционных
фондов, управляющих компаний акционерных
инвестиционных фондов, паевых инвестицион-ных
фондов и негосударственных пенсионных
фондов и их саморегулируемых организаций,
специализи-рованных депозитариев акционер-ных
инвестиционных фондов, пае-вых инвестиционных
фондов и него-сударственных
- обобщает практику применения законодательства РФ в сфере сво-ей компетенции и вносит в прави-тельство предложения о его совер-шенствовании, разрабатывает про-екты законодательных и иных нор-мативных правовых актов.
Кроме того, до внесения изме-нений в действующее законода-тельство на ФСФР были возложены функции по руководству и обеспе-чению работы Комиссии по товар-ным биржам.
Для обеспечения реализации своих функций в ФСФР созданы 9 уп-равлений. Предельная численность сотрудников центрального аппарата будет составлять 301 единицу. Для обеспечения функций ФСФР в субъ-ектах РФ ей переданы региональные отделения упраздненной ФКЦБ Рос-сии. Всего на момент принятия ре-шения о ликвидации ФКЦБ России на территории Российской Федера-ции действовало 14 региональных отделений. В территориальных орга-нах ФСФР работают 800 человек.
ФСФР -- совершенно особая структура
в системе органов госу-
Вместе с тем, являясь
мегарегулятором финансового
Однако в случае с регулировани-ем
фондового рынка возникает
Все-таки от наличия у государствен-ного органа, регулирующего такой динамичный рынок, каким является финансовый рынок в целом и ры-нок ценных бумаг в частности, пра-ва оперативно изменять правила игры на нем, корректируя существу-ющие нормы или устанавливая но-вые, в определенной ситуации мо-жет зависеть стабильность финан-совой системы страны и экономики в целом.
Решить возникшую проблему способно совмещение функций нормотворчества, надзора и регу-лирования в рамках ФСФР. При этом соблюдение базового принци-па административной реформы, разделяющего функции нормо-творчества и контроль за их соблю-дением, можно обеспечить путем разграничения функций внутри са-мой ФСФР. Для этих целей нормо-творчество можно вынести за рам-ки этого органа, создав коллегию ФСФР -- аналог коллегии ФКЦБ России. Формирование коллегии ФКЦБ России было предусмотрено ст. 41 закона «О рынке ценных бу-маг». Принимая за основу структуру коллегии ФКЦБ России, коллегия ФСФР должна состоять из 15 чле-нов, в том числе 6 сотрудников ФСФР и 9 человек «со стороны». Причем в число последних должны быть включены представители Минфина и Центробанка, а также представители профессиональных объединений участников фондово-го рынка.
Таким образом, по уровню кон-центрации контроля финансовой сферы ФСФР может стать мегарегулятором российского финансового рынка, отвечающим классическим канонам этого понятия, подобно британскому финансовому мегарегулятору -- Управлению финансовых услуг (Financial Service Authority, FSA). Однако для этого предстоит еще мно-гое сделать, например изменить ста-тус ФСФР вывести из подчинения правительства и сделать независи-мым государственным органом, под-контрольным непосредственно пре-зиденту страны и подотчетным парламенту, действующим на основании своего специального закона, опре-деляющего его статус, права, обя-занности и т. п.
Заключение
Несмотря на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных должен развиваться в следующих направлениях:
- развитой рынок ценных
бумаг обычно имеет доступ
к фондам, формируемым различными
типами институциональных
- консультационные и
- законодательство о фирмах
должно гарантировать, что
- особой проблемой для
государства остается защита
интересов вкладчиков
С помощью вышеперечисленных пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.
Из рассмотренного материала я сделал вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.