Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. Сейчас в Российской Федерации активно функционируют такие биржи, как ММВБ, РТС1 и РТС2, Санкт-Петербургская Фондовая и Валютная биржа, а также Сибирская, Уральская, Ростовская, Самарская, Нижегородская биржи… Как видно фондовый рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики, вследствие чего появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, структура и организация рынка ценных бумаг России 4
1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков 4
1.2 Общая характеристика и структура рынка 6
1.3 Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем 9
2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ 13
2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг 13
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 15
2.4 Проблемы современного РЦБ России 25
3 Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития 28
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг 28
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России 29
Заключение 35
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

гос.регулирование РЦб курсач.docx

— 67.52 Кб (Скачать)

- общественное регулирование,  или регулирование через об-щественное мнение. В конечном счете именно реакция широ-ких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регуля-тивных действий государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

- поддержание порядка  на рынке, создание нормальных  усло-вий для работы всех участников рынка;

- защиту участников рынка  от недобросовестности и мошен-ничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного  и открытого процесса ценообразо-вания на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного  рынка, на котором всегда имеются  стимулы для предпринимательской  деятельности, а каждый риск адекватно  вознаграждается;

- формирование (в определенных  случаях) новых рынков, под-держку необходимых обществу рынков и рыночных струк-тур, рыночных начинаний и нововведений;

- достижение каких-либо  общественных результатов (напри-мер, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в  себя:

- создание нормативной  базы функционирования рынка  -- раз-работку законов, постановлений, инструкций, правил, ме-тодических положений и других нормативных актов, кото-рые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных  участников рынка, соответствующих  определенным требованиям по  знаниям, опыту и капиталу;

- контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций за  отклонение от норм и правил, установ-ленных на рынке.

Принципы регулирования  российского рынка ценных бумаг  зависят от существующих в стране политических и экономичес-ких условий и при этом отражают проверенную временем истори-ческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными прин-ципами регулирования являются:

- разделение подходов  в регулировании отношений между  эми-тентом и инвестором, с одной  стороны, и участниками рын-ка--с другой. В первом случае регулируются отношения меж-ду владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязан-ным, во втором -- отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профес-сиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

- выделение из всех  видов ценных бумаг так называемых ин-вестиционных -- выпускаемых массово, сериями, рынок ко-торых может быть быстро организован. Именно такие бума-ги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку опе-рируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

- максимально широкое  использование процедур раскрытия  информации обо всех участниках  рынка -- эмитентах, круп-ных инвесторах и профессиональных участниках;

- обеспечение конкуренции  как механизма объективного по-вышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирую-щими органами;

- разделение полномочий  между регулирующими органами. Нормотворчество  и нормоприменение не могут  совмещать-ся в одном лице;

- обеспечение гласности  нормотворчества, широкое публич-ное обсуждение путей решения проблем рынка;

- соблюдение принципа  преемственности российской систе-мы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей опреде-ленную историю и традиции;

- оптимальное распределение  функций регулирования рынка  ценных бумаг между государственными  и негосударствен-ными органами управления - коммерческими и обществен-ными организациями.

Роль государства в  регулировании рынка ценных бумаг  сво-дится к следующему:

- идеологическая и законодательная  функция (концепция раз-вития рынка, программа ее реализации, управление програм-мой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

- концентрация ресурсов (государственных  и частных) на цели строительства  и в первую очередь на опережающее  создание инфраструктуры;

- установление «правил  игры» (требований к участникам  опе-рационных учетных стандартов);

- контроль за финансовой  устойчивостью и безопасностью  рын-ка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистра-ция ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инве-стиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, при-менение санкций);

- создание системы информации  о состоянии рынка ценных бумаг,  ее открытость для инвесторов;

- формирование системы  защиты инвесторов от потерь (госу-дарственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

- предотвращение негативного  воздействия на фондовый ры-нок других видов государственного регулирования (моне-тарного, валютного, фискально-го, налогового);

- предупреждение чрезмерного  развития рынка государствен-ных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предло-жения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизво-дительных расходов государства).

Большинство этих задач в  настоящее время еще не нашло  сво-его решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

- крупнейшим эмитентом  (финансирование государственно-го долга) и инвестором (государственная собственность в цен-ных бумагах предприятий и банков, централизованные ка-питальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

- макроэкономическим регулятором,  используя инструменты рынка  ценных бумаг в операциях на  открытом рынке для проведения  своей денежной политики;

- крупнейшим дилером на  рынке государственных ценных  бумаг.

2.2 Государственное регулирование  рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке  ценных бумаг выс-тупает в качестве:

- инвестора - при управлении  крупными портфелями акций промыш-ленных предприятий;

- эмитента - при выпуске  государственных ценных бумаг;

- профессионального участника  - при торговле акциями в ходе  при-ватизационных аукционов;

- регулятора -- при написании законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в  спорах между участниками рынка  - через систему судебных органов.

Государственное регулирование  рынка ценных бумаг - это регули-рование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования  рынка включает:

- государственные и иные  нормативные акты;

- государственные органы  регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: пря-мое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных  требований ко всем участникам  рын-ка ценных бумаг;

- регистрации участников  рынка и ценных бумаг, эмитируемых  ими;

- лицензирования профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг;

- обеспечения гласности  и равной информированности всех  участ-ников рынка;

- поддержания правопорядка  на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осу-ществляется государством через находящиеся в его распоряжении эко-номические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения  (ставки налогов, льготы и освобожде-ние от налогов);

- денежную политику (процентные  ставки, минимальный размер за-работной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджет-ные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность  и ресурсы (государственные пред-приятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных  органов, регулирующих рынок цен-ных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

- смешанная (банковская  и небанковская) модель рынка,  в ре-зультате в качестве регулирующих инстанций выступают Цент-ральный банк РФ и небанковские государственные органы;

- масштабная приватизация, в ходе которой значительная  часть государственных предприятий  превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды,  произошло в огромных масштабах  первичное размещение акций прива-тизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);

- неустойчивость и конкуренция  российских властных структур.

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:

а) Глав-ное правовое управление и Контрольное управление Администра-ции Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществля-ет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Пре-зидента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;

б) Правительство РФ - Правительство  РФ осуществляет общее руководство  развитием рынка ценных бумаг  через феде-ральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распо-ряжений Президента РФ, а  также федеральных законов в  области ценных бумаг, назначает  и контролирует работу головных испол-нителей  по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной ра-боты утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверж-дении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;

в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федераль-ным органом исполнительной власти по проведению государ-ственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бу-маг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФСФР принимает решения  по вопросам регу-лирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нор-мативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.

ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, при-остановления и аннулирования генеральных лицензий на осуще-ствление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принима-ются при согласии не менее половины ее членов и подписывают-ся председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случа-ях, предусмотренных законодательством РФ.

г) Министерство финансов РФ (Минфин России) - Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг  в качестве:

- представителя эмитента  государства, выполняющего все  функ-ции по выпуску государственных ценных бумаг на федераль-ном уровне;

- государственного органа  регулирования рынка.

В качестве эмитента государства  Министерство финансов Рос-сии разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заклю-чает договоры на первичное их размещение, оказывает организа-ционно-техническое содействие в создании первичного и ликвид-ного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.

Будучи государственным  органом регулирования рынка, Мин-фин РФ:

- устанавливает правила  совершения операций на рынке,  уче-та и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Мин-фина выведен также оборот валютных ценностей);

- аттестует специалистов  на право ведения операций  с цен-ными бумагами (за исключением персонала банков), конт-ролирует использование квалификационных аттестатов, при-меняет санкции;

- регистрирует выпуски  ценных бумаг (за исключением  цен-ных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);

- регулирует совместно  с Банком России выпуск и  обраще-ние государственных ценных бумаг;

- ведет Единый государственный  реестр зарегистрированных в  РФ ценных бумаг (за исключением  акций банков и чековых инвестиционных  фондов) и обеспечивает его публикацию;

- контролирует приобретение  крупных пакетов акций. Кроме  того, Минфин РФ:

- лицензирует производство  и ввоз на территорию РФ  блан-ков ценных бумаг;

- ведет государственный  реестр акционерных обществ;

- ведет реестр инвестиционных  институтов;

- осуществляет подготовку  специалистов по ценным бумагам  через подведомственную систему  финансовых колледжей.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный  банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим  операции с ценными бумагами, а  также государственным органом  регулирования рынка. Будучи агентом  Правительства РФ по размещению государственных  ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первич-ного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государ-ственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Пра-вительства. Он также выполняет функции депозитария, клирин-гового и расчетного центра по операциям с отдельными выпуска-ми государственных ценных бумаг (например, 30-летний облига-ционный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по уче-ту, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.

Информация о работе Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития